Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 2. Анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»



1.Приступая к анализу текста рассказа, необходимо рассмотреть проекцию названия на весь текст рассказа. Для этого обратимся к толковым словарям и символическому значению драгоценных камней.

«Гранат издавна был защитным талисманом и предохранял своего носителя от несчастья; символ дружбы. Во все времена он перерабатывался как великолепный камень для украшений, его интенсивно красный цвет почитался как регулирующий кровообращение… Свойство красных гранатов – быстро тускнеть, терять яркость, блеск и сочность, их считают тяжелыми и мало счастливыми камнями. Главное их магическое свойство – рождать сильные страстные желания. Часто это оборачивается против их владельца. Говорят, что на руке человека, одержимого страстью, они начинают сильно блестеть, так как наливают его кровью. Этот камень является символом сердечных чувств, любви и дружбы. Кольца с гранатом дарят в знак доказательства дружбы, памяти, благодарности. Этот камень считается талисманом влюбленных, и его называют также «камнем честности» [Талисманы и судьбы, 1997, 81, 117, 127]. Итак, выбор названия рассказа неслучаен, так как именно гранатовый (не бирюзовый, не александритовый или какой-либо другой) браслет становится основным средоточием символических знаков, реализованных в тексте рассказа. Так, например, день именин Веры Николаевны Шеиной – 17 сентября, а гранат как талисман очень хорош именно для зодиакального знака девы. Владеющий гранатовым браслетом Желтков одержим страстью к Вере, что и приводит его к смерти. В день получения браслета Вера Николаевна поворачивает браслет под лучами электрической лампочки и «в них (камнях), глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни: «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера». Вокруг браслета выстраивается основная сюжетная линия рассказа, поэтому он становится одновременно и символом роковой страсти, и символом страдания, и символом большой любви.

Внешний вид браслета содержит определенные характеристики его владельца: «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Именно так и воспринимает Желткова Вера: человек не ее круга, лишенный вкуса, «низкопробный». В сопроводительном письме Желтков указывает на то, что гранат «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгонять от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Расставшись с браслетом, Желтков обрекает себя на смерть, что и показано через изменение восприятия Верой браслета: «…И не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов». Именно в этих строках заложен намек на будущее одного персонажа и процесс изменения другого: «Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?» - думает Вера после гибели Желткова. Итак, выбор камня неслучаен, так как гранат является символическим обозначением ряда явлений, нашедших реализацию в тексте.

2. Лексические средства создания образов персонажей: княгиня Вера Николаевна. Обращаясь к лексическим средствам создания образа персонажа, мы преследуем сразу две цели: составить характеристику персонажа и проследить за развитием персонажа на протяжении рассказа.

Лексические средства «портретная характеристика персонажа» включают в себя следующие компоненты: «пошла в мать, красавицу англичанку… высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… покатостью плеч…» Внешняя красота (красавица) и холодность (холодным и гордым лицом) сочетаются в облике Веры, а указание на ее мать англичанку усиливает характеристику «холодность, сдержанность», что в дальнейшем подтверждается контекстом: «Вера же была проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна», сестра Анна называет Веру «благоразумной».

Внешние характеристики, как вы уже заметили, плавно перетекают в изображение внутреннего мира Веры. Мы застаем ее в саду, в одиночестве срезающей цветы (семантика одиночества), в тексте упоминается, что ее любовь к мужу «давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы», что героиня «всеми силами старалась помочь князю удержаться от разорения», отказывая себе во многом, что свидетельствует о самопожертвовании Веры ради близкого человека. Вместе с тем она жестока и равнодушна к чувствам другого человека, хотя и обрывает ироничную историю князя Василия Львовича о телеграфисте фразой: «Господа, кто хочет чаю?» - давая понять, что ей это неприятно. С «неприятным» чувством она входит в дом после проводов Амосова. Это неприятное чувство будет присутствовать в характеристике героини практически до самого окончания текста и передается лексами «встревожена», «замешательство», «оставьте меня», «беспокойство», «не давало сидеть на месте» (сильная степень волнения).

После известия о смерти Желткова к «неприятному» примешивается «нежность, которой она в себе не ожидала» и сильное эмоциональное переживание, которое достигает апогея в словах Веры: «…Я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное». Текстовая парадигма «неприятные переживания» на протяжении текста трансформируется в парадигму «сострадание, сопереживание»: «больно», «заплакала», «тяжело», «душа как будто раздвоилась», «плакала», «сочувствуя», «всю в слезах», «беспокойно», «взволнованно», «простил», «все хорошо». На фоне возникшей трансформации мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет», приобретает двойственное значение: это и сожаление, и светлая печаль.

Ничтожный в глазах княгини Веры человек поднимается до божественного уровня, становится великим своей любовью и самопожертвованием. Эмоциональность финала поддерживается бетховенской музыкой и строками молитвы «Да святится имя Твое».

3. Лексические средства создания образа персонажа: образ Желткова.

Образ Желткова формируется сразу в нескольких направлениях: первоначальное восприятие Веры, пародийно-гротескное восприятие князя Василия Львовича, восприятие квартирной хозяйки, восприятие Веры после смерти Желткова. Все перечисленные направления отражают специфику восприятие конкретных персонажей и поэтому могут быть причислены к разряду субъективных. Кроме этих направлений есть объективные факторы, участвующие в формировании образа персонажа, в частности, письма Желткова и его разговор с мужем и батом Веры. Для создания полного представления о персонаже предлагается выполнить следующие задания:

а) Проанализируйте текст письма Желткова к княгине Вере. Какая лексика с точки зрения стилистической окраски использована в нем? Почему?

б) Какие лексические средства использует княгиня Вера в качестве реакции на письмо и подарок Желткова? О чем это свидетельствует?

в) Какими лексическими средствами создается гротескный портрет Желкова (восприятие князя Шеина)?

г) Проанализируйте текст последнего письма Желткова княгине Вере.

Изменилось ли восприятие этого персонажа Верой, князем Василием, вами? Почему?

д) Как характеризует Желткова квартирная хозяйка? Совпадает ли эта характеристика с восприятием Веры и князя Василия? Обратите внимание на скрытые смыслы высказывания, т.е. невербализованные смыслы, которые присутствуют в тексте.

е) Рассмотрите, каким представляется образ Желткова в сознании Веры. Почему музыкальное начало наиболее точно отражает всю совокупность чувств и эмоций княгини? Является ли последняя характеристика Желткова собственно речевой характеристикой? О чем свидетельствует тот факт, что мы узнаем о внутреннем мире Желткова посредством мыслей княгини Веры?

Рассмотрев характеристику образов персонажей, постарайтесь определить место и роль данных характеристик в композиции произведения. Композиция в лингвистическом понимании это способ расположения речевого материала в соответствии с авторской логикой. Отражает ли структура произведения специфику мышления А.И. Куприна как творческой личности? Какие новые черты идиостиля писателя можно отметить после прочтения текста (рассмотрите языковые средства всех уровней как способ выражения авторской идеи)?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.