Индивидуальные свойства образов персонажей должны или, по крайней мере, могут отражаться не только в том, что делают или о чем говорят отдельные действующие лица на сцене, но так же и в том, как они говорят.
Однако существо драматического произведения вовсе не требует того, чтобы отдельные действующие лица говорили непременно по-своему, не так как говорят остальные, и имели свою собственную языковую маску. Задача индивидуализации изображаемого в несомненно общей степени имеет своим предметом не столько портрет персонажа, сколько его «характер», как он раскрывается в сценическом движении и в его отношениях к другим персонажам. В этом случае индивидуализация образа средствами языка состоит не в том, что персонажи говорят по-своему и обладают неизменной и им только свойственной манерой речи, а в том, что они говорят сообразно их характеру и положения в ходе сценического действия. Принцип языковой маски состоит, прежде всего, в индивидуализации, т.е. в способности персонажа говорить сообразно характеру и положению в ходе сценического действия.
Существуют разные способы создания образов персонажей в драматических произведениях. К наиболее значимым можно отнести следующие:
1) портрет персонажа, заданный авторскими ремарками;
2) речь персонажа, рассматриваемая в двух аспектах:
а) что говорит персонаж (слова какого стиля использует, какие тематические группы лексики преобладают и т.д.);
б) как говорит персонаж (эмоции, чувства и т.д.);
3) персонаж в разных коммуникативных ситуациях (как и с кем общается, почему);
4) с репликами каких персонажей рифмуются реплики персонажа;
5) персонаж в восприятии других персонажей (что говорят о персонаже другие персонажи).
Занятие 2. Образы персонажей
Рассмотрите с пяти указанных позиций некоторые персонажи комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
Чацкий
Характеристика образа Чацкого отличается отсутствием авторской ремарки, что дает читателю возможность составить собственное мнение о персонаже. Поэтому возрастает нагрузка на речевую характеристику персонажа, а также на реплики-оценки со стороны других персонажей. Но в тексте очень много ремарок по ходу действия, характеризующих речь Чацкого: с жаром, после некоторого молчания, насмешливо, минутное молчанье и т.д.
Речь Чацкого разнообразна и богата оттенками. Она спокойна, лирична и грустна, когда он говорит о любви, о своих надеждах на счастье. Когда разговор идет об общественных проблемах, речь Чацкого торжественно-патетична или сатирична, полна афоризмов – двумя-тремя выразительными словами он осмеивает и клеймит пороки фамусовского общества (например, «дома новы, но предрассудки стары»). Чацкий редко использует в речи иностранные слова, хорошо чувствует дух и своеобразие родного языка, часто употребляет народные выражения («да полно вздор молоть»).
Чацкий всем существом своим протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами и заграницей, сразу же этим он и заслуживает уважение читателей.
Чацкому помогает его способность говорить только то, что он думает, умение защитить и подтвердить свои слова. Благодаря острому уму, он может удачно подшутить и даже обидеть порой того, кт не понравился ему. Остроты его уместны, но направлены против тех, кто составляет цвет московского барства. За это его не любят. Но еще больше за то, что он смело высказывает свои убеждения: « …верится с трудом, как тот и славился, чья чаще гнулась шея»; «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
Речь Чацкого не изменяется в различных ситуациях. Он всегда говорит то, что думает, поэтому именно он становится центром драматического произведения и именно его ум становится причиной всех его личных несчастий.
Отзывы о Чацком других персонажей противоречивы. Лиза говорит о Чацком: «…Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Софья возражает ей: «Он славно Пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех…Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот о себе задумал он высоко – Охота странствовать напала на него…Не человек, змея!» С точки зрения Фамусова, Чацкий «карбонарий», «опасный человек», который «говорит, как пишет», «и славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…» Разнообразие точек зрения на персонаж свидетельствует о его многосторонности, сложности и многоплановости образа. Образ Чацкого не поддается однозначной трактовке, как не может быть однозначно охарактеризована любая личность. Именно множественность истолкований образа и становится отличительной характеристикой образа этого персонажа.
Скалозуб
Скалозуб использует в своей речи множество военных терминов, он использует фразы, похожие на военные приказы, грубые солдафонские выражения: «ученостью меня не обморочишь», «дистанция огромного размера» и т.д. Его речь всегда одинакова, она не меняется в зависимости от ситуации. С функциональной точки зрения Скалозуб – антипод Чацкого, образ-резонер, не выходящий за рамки профессионального поведения. Это весьма односторонняя и ординарная личность, что и отразилось в его репликах: они слишком малы по объему, слишком категоричны, слишком «отдают» солдафонством. Связь реплик Скалозуба с репликами других персонажей строится по принципу «вопрос – ответ», не выходя за пределы темы разговора. Лишь один раз Скалозуб реагирует на ситуацию (ситуацию падения Молчалина с лошади) и поступает в соответствии со своими внутренними ценностями: желание посмотреть, «чем треснулся», свидетельствует об отсутствии элементарного сострадания к другому человеку.
Молчалин
Подхалим Молчалин любит почтительные слова, речь его пропитана лживостью и неискренностью, а оттого бесцветна и невыразительна. Речь Молчалина то становится ласковой и почтительной, а то вдруг становится жесткой и грубой. Его речь заметно меняется в зависимости от ситуации, в которой он находится и в зависимости от того, с кем он разговаривает.
Если языковая маска Чацкого не меняется, то Молчалина наоборот. Он в различных ситуациях говорит по-разному. С Софьей он ведет себя почтенно: «Я вам советовать не смею». Но как только он с Лизой остается наедине говорит совсем другое: «Какое личико твое! Как я тебя люблю!»
У Молчалина нет своего мнения. Он всегда подстраивается под других. Если Фамусов говорит, то Молчалин только поддакивает. «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь», - вот жизненное кредо Молчалина, отразившееся в его речевом поведении.
Его языковая маска меняется в зависимости от ситуации, т.е. ее можно считать ситуативной маской.
Софья
Речь Софьи меняется в зависимости от эмоциональности героини, точнее, эмоциональность является определяющей чертой языковой маски Софьи. Холодность по отношению к Чацкому отмечается самим Чацким, а взволнованность в ситуации падения Молчалина с лошади замечена всеми окружающими.
Речевая характеристика Софьи близка речевой характеристике Чацкого в плане стилистических средств: она с легкостью использует слова разных стилистических сфер (публицистического, разговорного, использует этикетные формулы высокого стиля и т.д.), поддерживает разговор на любые темы, но не стремиться высказываться однозначно и категорично, как это делает Чацкий. Категоричность Софьи проявляется только по отношению к Чацкому: «Хочу у вас спросить: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? Или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали? Хоть не теперь, а в детстве, может быть…Да, хорошо – сгорите, если ж нет?» и т.п. Образ Софьи можно назвать женским аналогом положительного героя – Чацкого, именно поэтому так близки их речевые характеристики: «Скажите, что вас так гневит?..Не продолжайте, я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, что был он так коварен» и т.п.