При рассмотрении творчества А. Блока есть необходимость обратиться к понятию «цикл» и «стилевая доминанта».
Цикл – совокупность текстов, объединенных общей темой и идеей, общими (сквозными) образами. Для текстов Блока к характеристике цикла добавляется еще и общность символистской системы, характерной для данной совокупности текстов. Стилевая доминанта – ведущий смысл цикла (или определенного периода творчества автора текстов), выражающий авторские интенции (ценностные ориентиры) и позволяющий характеризовать идиостиль в целом или его определенные фрагменты в стадии становления и развития.
Характерной чертой блоковских текстов является наличие стилевой доминанты в каждом цикле, смена доминанты от цикла к циклу, а также наличие сквозных доминант, характерных для творческой деятельности Блока в целом.
В творчестве Блока мы сталкиваемся с диалогичностью адресатного характера, т.е. с попытками поэта ответить на уже существующие тексты, а также с некоторыми видоизменениями текстовых фрагментов других авторов в поэтических произведениях А. Блока.
Освоение текстов приводит к модификации эстетической системы одного автора в эстетическую систему другого автора, точнее, мы сталкиваемся с модификацией одного типа дискурса в другой. Рассмотрим модификацию фрагментов дискурса В. Соловьева в творчестве А. Блока.
По замечанию ряда исследователей, эстетика и философия В. Соловьева оказали огромное влияние на формирование блоковской личности, а также во многом определили направления формирования блоковской символистической системы.
1. Рассмотрите первый цикл стихотворений А. Блока. О чем свидетельствует появление заглавной буквы местоимения «ты»?
Появившаяся в цикле «ANTE LUCEM» заглавная буква местоимения «Ты» символизирует переход А. Блока из житейского плана восприятия возлюбленной в план высокий духовный, а также о появлении многозначности восприятия вполне конкретной земной женщины – Л.Д. Менделеевой. Многоплановость восприятия продиктовано религиозно-мистическим направлением учения В.Соловьева, следовательно, вторым планом, который становится доминирующим, будет трактовка женского образа как образа Богоматери.
2. Как меняется восприятие женского образа в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»? Находит ли отражение в этом цикле эстетическое освоение системы В. Соловьева?
Напомню, что эстетическое освоение системы В. Соловьева находит отражение в качестве фрагментарного включения его текстов в тексты стихотворений А. Блока. Так, эпиграфом к тексту «Предчувствую тебя» стали строки из стихотворения В. Соловьева «Зачем слова? В безбрежности лазурной…», которые воспринимаются в процессе прочтения как генетически неотделимая от блоковского часть текста: «И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя». В качестве основных направлений модификации можно рассматривать модификацию женского начала (ТЫ – ТЕБЯ – ТЫ), модификацию состояния лирического ТЫ (адресата коммуникации) «Ты отряхнешь, тоскуя и любя» до состояния лирического Я «И молча жду, - тоскуя и любя», а также модификацию самого понятия «житейское сознание» В. Соловьева в блоковское эстетическое пространство, находящееся за рамками житейского сознания. «Лазурная безбрежность» из текста Соловьева становится лучезарностью, заменяется понятиями «ясен», «весь горизонт в огне», а семантика молчания («Зачем слова?») передается глагольной формой «молча». Произведите сравнительно-сопоставительный анализ текстов стихотворений А. Блока и В. Соловьева, пользуясь принципом уровневого подхода к художественному тексту.
3. Рассмотрите текст стихотворения А. Блока «Не сердись и прости», в котором также присутствует фрагмент лирического стихотворения В. Соловьева. Как передается семантика быстротечности, мимолетности и ухода жизни, заданная в тексте Соловьева строкой «Все минуло»?
Как видно из текста А. Блока, его строки ориентированы не столько на лирическое «Я», сколько на условного коммуникативного партнера («Не сердись и прости»), что задает образ адресата текстовой коммуникации – ты.
Доминантой цикла «Стихи о Прекрасной Даме» становится процесс диалога между лирическим героем Блока и неким «ТЫ» – женским началом. Докажите это примерами из текстов.
4. Рассмотрите другие языковые средства репрезентации женского начала в разных циклах стихотворений А. Блока. Изменяется ли стилевая доминанта? Почему? Докажите это примерами из текста.
5. Включение фрагментов библейских текстов в тексты произведений А. Блока и прямая или опосредованная отсылка к указанным текстам становится знаком поликоммуникативности. Обратимся к текстам А. Блока.
В тексте стихотворения «Верю в Солнце Завета» мы встречаемся с эпиграфом – цитатой из текста «Откровения Святого Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Рассмотрите этот факт обращения к последнему из библейских текстов с точки зрения мотивов (смена приоритетов на рубеже веков, появление мотивов ожидания страшного суда над грешниками, осознание возможности приобщения к Богу, потребность в духовности и т.д.). Процитированный Блоком фрагмент является частью 17 стиха 22 главы «Откровений» и полностью он выглядит следующим образом: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» [Библия, 1998, 1306]. Учитывая культурно-исторические факторы написания Апокалипсиса, можно отметить, что этот текст ориентирован, прежде всего, на нехристиан, которых призывают (прииди, пусть берет) стать христианами. Никакого намека на страшный суд и тем более расплату за земные деяния этот фрагмент библейского текста не содержит, поэтому говорить об апокалиптических мотивах этого текста неправомерно: «Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали. Жду вселенского света От весенней земли. Все, дышавшее ложью, отшатнулось, дрожа. Предо мной – к бездорожью Золотая межа. Заповеданных лилий прохожу я леса. Полны ангельских крылий Надо мной небеса. Непостижного света Задрожали струи. Верю в Солнце Завета, Вижу очи Твои».
В тексте присутствует традиционная для христианства семантика света, переданная текстовой парадигмой «солнце», «зори», «свет», «струи света». Используется в тексте и прилагательное «золотой», отсылающее нас опять же к традиционной христианской символике: «… и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облаченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный…и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» [Библия, 1998, 1291]. Семантика сияния, свечения и золотого цвета связана с появлением Бога в какой-либо его ипостаси (чаще, в ипостаси Бога-сына), поэтому строка: «Вижу очи Твои» служит прямой отсылкой ко второму пришествию Христа, но не карающего, а любящего и милующего. Интересен и образ лилий, являющийся, скорее всего, символическим обозначением белого цвета, что также связано с традиционными христианскими образами: «Сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?» [Откровения, 13, 7]. Семантика белого цвета связана с непорочностью, чистотой и безгрешностью. Проходя «леса заповеданных лилий» лирический герой текста стихотворения Блока проходит очищение и становится подобным праведникам, а может быть, и самому Иисусу. Космологическая ориентация текста прослеживается через опосредованное задание пространственных характеристик – «жду вселенского света», что позволяет говорить о выходе за рамки собственного времени и пространства в некий макрокосм, ассоциативно связанный с высшим духовным началом, о преображении всей Вселенной в грядущем. Текстовые парадигмы в рассматриваемых стихотворениях А. Блока позволяют выйти на межтекстовый и культурологический уровень исследования произведения.
6.Проанализируйте текст стихотворения «- Все ли спокойно в народе?» Какие картины из Апокалипсиса представлены в этом тексте? Наличие в тексте духовного и бытового планов позволяет трактовать образы текста двояко: с одной стороны железный посох – бытовая реалия, с другой стороны – реалия Апокалипсиса: «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы поражать им народы. Он пасет их желзом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» [Откровения, 15-16, 19]. Таким образом, отсылка к библейскому тексту позволяет провести параллель между образами Апокалипсиса и реальными событиями рубежа веков, а также включить современность в более широкий контекст – в контекст мировой истории и культуры. Этот прием способствует заданию полифоничности за счет увеличения количества отсылок, включенных в блоковский текст, а также за счет процесса переосмысления Блоком-поэтом фрагментов библейских текстов, поликоммуникативных и, следовательно, полифоничных, по своей сути, т.е. изначально.
7. Рассмотрите другие тексты, в которых присутствуют непрокомментированные и неточные цитаты из Евангелия. Например, в стихотворении «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» присутствует неточная цитата из Евангелия от Иоанна (2, 17) «ревность по дому», которая в оригинале выглядит как «Ревность по доме Твоем снедает Меня» и отсылает нас к ситуации изгнания Иисусом торговцев и менял из храма. Включение этой цитаты расширяет границы блоковского текста, делая его более многоплановым: «Но я – человек. И, паденье свое признавая, Тревогу свою не смирю я: она все сильнее. То ревность по дому, тревогою сердце снедая, Твердит неотступно: Что делаешь, делай скорее». И снова цитата из Евангелия от Иоанна (13, 27), воспроизводящая слова Иисуса, обращенные к Иуде. Мотивы предательства и падения лирического героя, заданные в тексте Блока, выводят героя за рамки бытовой индивидуальной ситуации в другой план – божественный. Лирический герой выступает в тексте и как человек, и как Иисус, и как пророк (Да, был я пророком), что задает многоипостасность лирического «Я».
Обратитесь к текстам стихотворений «Весна в реке ломает льдины», «Экклесиаст», «Невидимка», «В голодной и больной неволе». «Благовещение», «Ты отошла, и я в пустыне», «В глубоких сумерках собора» и другим. С какой целью Блок использует библейские образы и фрагменты текстов? Как можно назвать стилевую доминанту всего блоковского творчества? Можно ли считать понятия «духовность» и «божественный» стержневыми стилевыми доминантами? Обоснуйте свою точку зрения.