Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 5.Специфика языка драматических произведений



 

Специфика языка драматических произведений состоит в том, что речь автора как таковая в драме, по существу, отсутствует. Автор «не имеет права» вмешиваться в течение событий, давать оценку действиям того или иного персонажа, сообщать о своих ассоциациях (положительных или отрицательных) возникающих по ходу действия. Авторская речь в драматическом произведении имеет даже особое название – ремарка.

Ремарки обычно располагаются перед началом действия – обстановочные, в них, как правило, сообщается время и место действия, описывается интерьер и т.п. Ремарки по ходу действия – чаще всего предписывают манеру, «образ» произнесения следующей реплики: «со слезами в голосе», «тихо», «в сторону», «густым басом», «из другой комнаты» и т. п.

«Реплика есть основная единица сценической речи», - пишет Г.О.Винокур. Положение его можно понимать, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, поскольку течение событий в драме (завязка, конфликт и т. п.) происходит не путем авторского вмешательства, его воли, а как будто «объективно», «само по себе», то новый поворот в действии, в раскрытии сценического образа выражается часто не столько в смене сценического положения, сколько в смене реплик. Именно переход речи от одного персонажа к другому служит «пружиной» развития сценического действия. Это требует внимания исследователя к самой структуре реплики. Имеет значение и длина реплики, и то, как она связана с предыдущей репликой, и (для стихотворной драмы) с репликой какого участника диалога она рифмуется, и т.д.

Всякая новая реплика, так или иначе, связана с тем, что ей предшествует, но эта связь может быть разной природы. Реплика может быть реакцией на появление нового лица, она может служить выражением такого поведения действующего лица, которое определяется тем, что данное сценическое лицо узнало, увидело или почувствовало что-нибудь новое, т.е. быть словесной реакцией персонажа на развивающееся изменение действия. Это очень важно: ведь на сцене как будто ничего и не происходит, никто новый не входит, два персонажа ведут диалог, но именно по словесной реакции персонажа, по его реплике мы понимаем, что назрел или назревает какой-то новый поворот в ходе сценического действия.

Часто новая реплика связана не просто с тем, что происходит на сцене, и с тем, что делают действующие лица, но также и с тем, что они говорят, т.е. представляют собой реакцию на сказанное партнером или может быть ответ на вопрос, возражение, одобрение, разъяснение к сказанному, проявление эмоций по поводу сказанного и т.д. Последний вид реплик входит в состав диалога. Лингвистический интерес представляют реплики, связанные между собой такими фактами языка, которые относятся к родственным и вообще сопоставимыми языковыми категориями: начало одной реплики и конец другой могут содержать одно и тоже слово или то же самое слово в иной грамматической форме; реплики могут быть связаны при помощи слов одного словообразовательного гнезда, при помощи слов одного словообразовательного гнезда, при помощи слов с родственными типами значений (синонимами, антонимами, местоимениями). Реплики могут быть связаны синтаксически: вторая либо содержит члены предложения, которые должны быть в первой реплике, либо вообще – вторая и первая (вместе) представляют собой одно предложение.

В стихотворных драмах в качестве средства связи реплик используется и рифма. Например, если рифмами связываются две реплики одного лица, то это еще сильнее подчеркивает связь, существующую между этими репликами и по содержанию.

Итак, действие в драме движется сменой реплик. При доказательстве этого положения следует обращать внимание не только на содержание реплик, но и на их форму, длину, средства связи с предыдущим и т.п.

Положение «реплика есть основная единица сценической речи» имеет дополнительный смысл: реплики (смена реплик) дают материал не только для понимания композиции пьесы, но и для собственно характеристик действующих лиц. Действительно, ведь автор не сообщает нам о героях практически ничего, кроме их пола, возраста, социального положения да степени родства друг с другом. Умный и глупый, образованный или нет, скромный или нет, положительный персонаж или отрицательный – все эти характеристики мы получали только из реплик и монологов. Но ведь автору нужно, чтобы не только один персонаж характеризовал другого, но и чтобы из речи самого этого персонажа мы понимали, что он из себя представляет. Для этого речь каждого героя должна отличаться от речи других, должна быть индивидуализирована.

Драматический язык в своем построении подчинен общим законам драматического искусства, которое есть, прежде всего, искусство, воплощаемое в формах сценического действия.

Общая окраска сценической речи и самый способ ее восприятия существенно зависят от того, какому именно персонажу и в какой последовательности принадлежат произносимые в данную минуту слова, т.к. одно и то же слово в разных устах звучит по-разному. Переход речи от одного персонажа к другому есть смена характера этой речи, сопровождаемой сменой сценических положений и новым поворотом в раскрытии сценического образа.

Смена реплик – это важнейшая пружина в развитии сценического действия.

Драматическое произведение движется не просто сменой реплик, но также и сменой сценических образов.

Практическая часть

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.