Доносительство, взяточнество, влияние, власть – пороки
«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - «Гете», Фауст
Цель Воланда – уравновесить весы добра и зла. Цель его свиты – выявить недостатки общества.
Рукописи не горят (они остаются в памяти).
Покой дали Мастеру, потому что он сдался.
Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова, звучавшие порознь в его разных сочинениях. В романе Булгакова на равных существуют и переплетаются между собой три пласта повествования: мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды.В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический и наоборот, в силу чего фантастическое воспринимается в тексте Булгакова как «обратная» (зеркальная) сторона действительности, а реальное - как стоящее на грани фантастики. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром.
Легенда о Понтии Пилате, осудившем на смерть Христа, интерпретируется Булгаковым и как содержание романа Мастера, и тоже как своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при непосредственном участии главных героев произведения - в финале романа. Мастер разрешает Пилату уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему его) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца.
Такие «переключения» повествования из одной событийно-временной сферы в другую акцентируют сходство и повторяемость в истории, в самой человеческой жизни алогичных по смыслу ситуаций и коллизий. Тем более, что в системе действующих лиц основные персонажи как бы «зеркально» повторяют себя в разных мирах (Иешуа - Мастер; Левий Матвей - Иван Бездомный); образ Москвы зеркально отражается в образе Ершалаима и т.д.
В центре романа - «вечные» общечеловеческие проблемы истины и лжи, свободы и несвободы, творчества и догматизма, любви, верности, предательства.
Особый смысл заключает в себе спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и свободе. Свободен в своем выборе Иешуа и не свободен Пилат, выполняющий служебные обязанности. Свободен Мастер в своем творчестве и не свободен в своем педантичном догматизме литератор Берлиоз. Свободна в своей любви и поведении Маргарита и не свободны москвичи-обыватели, зависящие от условных догм и правил морали. Именно свобода, творчество и любовь соединяют Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и покоя.
«Он не заслужил света, он заслужил покой», - говорит о Мастере Иешуа устами Левия Матвея. Как понимать эти слова? Возможно, Мастер не заслужил света потому, что в какой-то миг вынужден был отречься от своего романа. Возможно, потому, что он не дописал самого главного - в его романе нет сцены воскресения Христа. Но Иешуа в «Мастере и Маргарите» изображен скорее как человек, хотя в эпилоге он обретает бессмертие - как и Мастер, и Маргарита, как все, кто в бессмертие верит. Вряд ли можно говорить о религиозности Булгакова - во всяком случае в церковном смысле. И Воланд в начале романа так жестко наказывает Берлиоза вовсе не потому, что тот не верит в Бога. Булгаков метит в самодовольство плоского, рационалистического понимания жизни, при котором в жизни не остается ни тайн, ни ее прекрасной сложности - все заранее решено, все разложено по полочкам. Он осмеивает самодовольную кичливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, он может создать точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений, создать совсем «нового человека». Скепсис Булгакова в этом смысле родственен прозрениям Достоевского. Ведь и Воланд в Москве появляется отчасти для того, чтобы проверить: да точно ли появился «новый человек» в социалистической России. Сеанс черной магии на этот счет не оставляет никаких сомнений. Сатана у Булгакова, однако, не только прозорлив, он еще и мудр, снисходителен: «Люди как люди ... Легкомысленны ... но и милосердие порой стучится в их сердца ... Вот только квартирный вопрос их испортил».
Отнюдь не строгий христианин, автор дорожит содержанием заповедей христианства, усвоенных европейской гуманистической культурой.
15. Жизненный путь и творческая биография В.М. Шукшина.
В.М.Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Там прошло его военное детство. С 16 лет он работает в родном колхозе, затем — на производстве. В 1946 г. отправляется в города Калугу и Владимир, где работает кем придется — грузчиком, слесарем. Во время одной из поездок в Москву знакомится с кинорежиссером И.Пырьевым. На это же время приходятся его первые литературные опыты. В 1949 г. Шукшина призывают во флот, откуда потом демобилизуют по болезни. Он возвращается в родные Сростки, где работает преподавателем, затем директором вечерней школы.
В 1954 г. в возрасте 25 лет он поступает в институт кинематографии (ВГИК) в Москве на один курс с Андреем Тарковским в режиссерскую мастерскую М.И.Ромма. В 1958 г. Шукшин впервые снимается в кино. В этом же году появляется его первая публикация — в журнале «Смена» был напечатан рассказ «Двое на телеге». В начале 1960-х гг. Шукшин много снимается в кино. Одновременно идет напряженная работа над рассказами, которые все чаще появляются на страницах столичных журналов. Выходит из печати и первый сборник рассказов «Сельские жители»(1963). В 1964 г. Шукшин снимает свой первый полнометражный художественный фильм «Живет такой парень», удостоенный призов Московского и Венецианского международных кинофестивалей.
За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны пять повестей («Там, вдали», «А поутру они проснулись», «Точка зрения», 1974; «Калина красная», 1973-1974; «До третьих петухов», 1975), два исторических романа («Любавины», 1965; «Я пришел дать вам волю», 1971), пьеса «Энергичные люди»(1974), четыре оригинальных киносценария («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой»), около сотни рассказов (сборники «Характеры», «Земляки») и публицистические статьи, из которых наиболее известны «Вопрос к самому себе», «Монолог на лестнице», «Нравственность есть правда».
Последней повестью и последним фильмом Шукшина стала «Калина красная» (1974 г.). Он умер 2 октября 1974 г. во время съемок фильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.