1.Понятие «образ автора» на примере анализ рассказа «Старуха Изергиль»
Образ автора – категория стилистики художественной речи, которая позволяет приступать к анализу художественного текста, опираясь на прагматические установки субъекта речи. Основными положениями теории образа автора, разработанной В.В. Виноградовым, можно считать следующие: образ автора и личность автора не тождественные понятия; образ автора – лицо, скрытое в глубинах стиля; образ автора может выступать в различных ипостасях, среди которых автор-повествователь, влияние которого на ход повествования минимально, автор-рассказчик, некое «Я» текста, комментирующее события и отражающее собственную точку зрения на события, третье лицо – неучастник событий, передающее информацию с учетом собственного взгляда на мир, либо участник событий, повествующий о каких-либо ситуациях из собственной жизни. В любом из названных случаев за образом автора будет стоять реальная языковая личность – личность создателя текста, которая реализована в тексте в определенной степени. Остается ответить на вопрос: как различить собственно авторскую точку зрения и точку зрения персонажа и отграничить «языковую игру» от реальной картины мира писателя или поэта как носителя языка? Ведь смешение разных ипостасей образа автора формирует читательское мнение, т.е. заставляет читателя думать, что перед нами – истинная реальная языковая личность, хотя на самом деле это не так.
Разграничение собственно авторской языковой картины мира и картины мира образа автора возможно с опорой на вербалику текста, т.е. с опорой на лексический уровень текста, а также все остальные уровни текста.
Рассмотрим это на конкретном примере.
Используя художественно-композиционный прием «рассказ в рассказе», Горький отстраняется от повествования как автор-повествователь, предоставляя это право своему персонажу, т.е. в тексте рассказа «Старуха Изергиль» мы имеем дело с персонажем повествователем, который занимает двойственное положение: Изергиль рассказывает о событиях, участницей которых она не была (тексты легенд) и о событиях, участницей которых она непосредственно является. Это приводит сразу к нескольким результатам: Горький как автор не несет ответственности за язык и манеру изложения, что позволяет ему сохранить статус реалиста даже при обращении к романтическому направлению; Горький сохраняет право согласиться или не согласиться с позицией рассказчика, высказать собственную точку зрения и дать свою оценку произошедшему (этот же прием используется в произведении «Макар Чудра»); писатель предоставляет читателю возможность сравнить три истории и определить место каждого персонажа, в том числе и рассказчика, в системе романтических ценностей; жанровое определение (легенда) двух частей рассказа делает текст повествования максимально приближенным к жанру народного творчества, что сводит роль рассказчика к роли человека, передающего информацию, известную всем (сравните с «Одиссеей» Гомера). Но сам образ автора в тексте все-таки есть, так как текст начинается от первого лица: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…Я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю».
Горький как автор текста дает установку на восприятие рассказа, используя характерные для его произведений маркеры времени и пространства: вода, лоза, земля, ночь, море и т.д. Обратимся к некоторым из них.
Вода как первоэлемент Вселенной считался священным у древних. Юнг называет воду символом бессознательного, Маковский считает воду символическим обозначением первобытного хаоса, но вместе с тем это спасительное, священное начало. «Нередко вода становится обозначением смерти, т.е. входит в состав дихотомии «жизнь-смерть» (Маковский, 1996, 76). Модифицируясь в каждом конкретном контексте до текстового значения, образ-символ воды в текстах Горького имеет сквозной характер и чаще всего связан именно с названными мотивами – очищения и святости (по отношению к природе) и смерти, умирания (по отношению к человеку). Кроме того, вода отсылает нас к другим мифологическим подтекстам: вода-луна как символ женского начала, подземные воды Стикса, как граница двух миров и т.д. Вода в значение «плетение вод» (столкновение) могла символизировать рождение, а текучесть воды и текучесть речи сближались на основании общности наименования: Сома – жидкость, Сома – певец. Появление моря, воды в текстах произведений Горького задает одновременно несколько направлений восприятия: этот первоэлемент Вселенной отсылает нас к семантике очищения и святости, к женскому началу, к более поздней мифологии (книга «Бытия»), к семантике разрушения, таинства и колдовства, особенно, если речь идет о воде и луне одновременно. Как две стихии, земля и вода дополняют друг друга, отсылая нас к известному мифологическому сюжету, отраженному в живописи, - союзу Земли и Воды.
Герои произведения Горького как хтонические существа находятся на земле, но близость моря заставляет не только очиститься (что, собственно, и делает старуха Изергиль), но и ощутить скрытую глубину смысла мироздания, что делает названные маркеры не просто знаками романтической ситуации, но и знаками частей Вселенной.
Задание: Подумайте, почему автор и старуха отдыхают именно в тени виноградных лоз. Какие культурологические ассоциации вызывает этот образ? Рассмотрите другие пространственно-временные характеристики текста рассказа. Какие дополнительные смыслы они вносят в процесс интерпретации текста?
В тексте произведения присутствует романтический конфликт, суть которого состоит в противостоянии отдельно взятой личности всему обществу. Однако если в литературе 19 века такое противостояние объяснялось неспособностью общества принять и понять героя, то в текстах Горького причины противостояния, как правило, имеют внутреннюю природу, что делает героев (Ларру и Данко) полярными персонажами. Промежуточное положение героини-рассказчицы сводит романтический конфликт к бытовому уровню и лишает Изергиль статуса сугубо романтической героини со знаком плюс.
Обращаясь к образам персонажей, введем некоторые комментарии, поясняющие их мифологический статус.
Ларра как сын человека и орла отличается сразу несколькими характеристиками: красивый и сильный, глаза его холодны и горды, как у царя птиц и т.д. Эти маркеры персонажа названы в тексте, но в подтекст уходит специфика образа персонажа, обусловленная его релевантными признаками как мифологического героя.
Во-первых, образ Ларры связан с семантикой птиц, т.е. с периферией модели мироустройства. Его появление разрушает законы племени, так как периферия – хаос мироздания, а не его гармония.
Во-вторых, в образе Ларры присутствует отсылка к мифу об Икаре. «…Когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…», - так поступает орел, отец Ларры, сам он наследует качества гордой птицы, но нарушает запрет на земле, а не на небе, поэтому обречен скитаться по земле.
В-третьих, двойственная сущность персонажа обусловила природу его поведения и логику его поступков: Ларра – существо небесное и хтоническое одновременно, именно противоречие его сущности и составляют основу романтического конфликта персонажа.
В-четвертых, двойственность сущности персонажа требует от него определенных «правил» поведения, несоблюдение которых приводит к обреченности на жизнь и невозможности смерти: «Он не может умереть! – с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…И нет ему места среди людей…» Отсутствие хтонической сущности, нарушение при этом хтонического и небесного закона приводит героя к одиночеству.
Задание: Выпишите из текста портретные характеристики персонажа. Все ли черты героя соответствуют статусу романтического героя?
Образ Данко ассоциируется в сознании читателей и литературоведов с ярким примером альтруизма. Сохраняя за персонажем его статус, мы рассмотрим основы легенды, восходящие, на наш взгляд, к мифу о Прометее.
Основополагающей сущностью мифа стал огонь, переданный Прометеем людям, что стало нарушением запрета богов и привело к наказанию Прометея. Огонь как первоэлемент Вселенной соотносился в сознании древних со значением «середина, центр», а вхождение рассматриваемого понятия в трихотомию «огонь» – «вода» – «жизнь» делает понятным его статус: огонь становится определяющим началом человеческой жизни. Соотнесение огня с мужским началом характерно для язычников, а очистительная сила огня и освящение огнем сохраняется в мифологии вплоть до настоящего времени. Напомним, что модификация языческих представлений об огне находит отражение в христианстве: Дух святой изображается в виде огненных языков пламени, очищение душ грешников происходит в аду при помощи огня и т.д.
В древнем сознании огонь соотносился с понятиями «язык» – «род» – «семья», а мифологические образы героев, опаленных солнечным огнем, (Икар и Фаэтон) позволяют говорить, что любое нарушение хтонической природы человека приводит к наказанию огнем.
Итак, двойственная сущность природы огня позволяет нам рассматривать образ Данко с двух позиций: с одной стороны, это хтоническое воплощение Прометея, отдавшего часть себя для счастья человечества; с другой стороны, это нарушение запрета на обращение к священному огню непосвященного человека и наказание за это. Антропоморфизм легенды проявляется в обращении Горького к древним представлениям о Вселенной как о человеческом теле: сердце как часть человека становится частью мира, что отсылает нас к акту божественного творения мира: «Человек и космос – едины и в точности повторяют друг друга. Вселенная мыслится как человек-великан…Человеческое тело – микрокосм, малая Вселенная, в отличие от макрокосма, большой Вселенной…» [Маковский, 1997, 116].
Задание: Составьте описание Данко, укажите, какие черты характеризуют героя как земное существо, а какие указывают на его божественную сущность.
Третьим персонажем, занимающим промежуточное положение в системе романтического произведения, становится старуха Изергиль. Женская ипостась персонажа сообщает ему целый ряд подтекстовых мифологических смыслов.
«Женщина может выступать как олицетворение судьбы (женское божество)…, как существо «верхнего мира». Женские существа и «женские» явления природы, творящие жизнь на земле, обожествлялись и были предметами религиозного почитания. Так, понятие середины («пуп земли»), которое считалось священным, нередко отождествлялось с женщиной…Бездна, по представлениям язычников, считалась первоисточником всего живого в Мироздании. В антропоморфной модели Вселенной женщина приравнивалась к Бездне…С другой стороны, женщина в мифопоэтической традиции рассматривается как символ нижнего мира, греховности, зла.., символизировала тьму, а мужчина – свет…» [Маковский, 1996, 146-147].
Как женская противоположность двум романтическим мужским персонажам, старуха Изергиль обладает определенными качествами и определенной двойственностью. Во-первых, ее детородные функции утрачены, она не способна творить жизнь на земле, т.е. прямое предназначение осталось нереализованным. Во-вторых, приравнивание женского образа к понятию «бездна» в мифологии приводит к тому, что женщина занимает двойственное положение: она способна порождать и уничтожать (поглощать), повергая в хаос. При утрате первой функции доминирует вторая, что, собственно, и произошло с Изергиль. В-третьих, осталось нереализованным диалектическое единство мужского и женского начала, столь актуальное в мифологии, что позволяет воспринимать персонаж как некое существо среднего рода, обладающее колоссальным опытом, не имеющее половых признаков. Попытка Изергиль найти свое место в мужском мире обречена на неудачу, а отсутствие понимания собственной функциональной значимости приводит к чувству неудовлетворенности самой собой.
Задание: Рассмотрите авторскую точку зрения на героиню. Какие языковые средства позволяют автору выразить собственное отношение к персонажу?
Итак, рассмотрение ранних романтических произведений А.М. Горького в мифологическом аспекте позволяет выйти на некоторые глубинные смыслы текстов.