Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 3. Образ автора и специфика персонажей



1.Понятие «образ автора» на примере анализ рассказа «Старуха Изергиль»

Образ автора – категория стилистики художественной речи, которая позволяет приступать к анализу художественного текста, опираясь на прагматические установки субъекта речи. Основными положениями теории образа автора, разработанной В.В. Виноградовым, можно считать следующие: образ автора и личность автора не тождественные понятия; образ автора – лицо, скрытое в глубинах стиля; образ автора может выступать в различных ипостасях, среди которых автор-повествователь, влияние которого на ход повествования минимально, автор-рассказчик, некое «Я» текста, комментирующее события и отражающее собственную точку зрения на события, третье лицо – неучастник событий, передающее информацию с учетом собственного взгляда на мир, либо участник событий, повествующий о каких-либо ситуациях из собственной жизни. В любом из названных случаев за образом автора будет стоять реальная языковая личность – личность создателя текста, которая реализована в тексте в определенной степени. Остается ответить на вопрос: как различить собственно авторскую точку зрения и точку зрения персонажа и отграничить «языковую игру» от реальной картины мира писателя или поэта как носителя языка? Ведь смешение разных ипостасей образа автора формирует читательское мнение, т.е. заставляет читателя думать, что перед нами – истинная реальная языковая личность, хотя на самом деле это не так.

Разграничение собственно авторской языковой картины мира и картины мира образа автора возможно с опорой на вербалику текста, т.е. с опорой на лексический уровень текста, а также все остальные уровни текста.

Рассмотрим это на конкретном примере.

Используя художественно-композиционный прием «рассказ в рассказе», Горький отстраняется от повествования как автор-повествователь, предоставляя это право своему персонажу, т.е. в тексте рассказа «Старуха Изергиль» мы имеем дело с персонажем повествователем, который занимает двойственное положение: Изергиль рассказывает о событиях, участницей которых она не была (тексты легенд) и о событиях, участницей которых она непосредственно является. Это приводит сразу к нескольким результатам: Горький как автор не несет ответственности за язык и манеру изложения, что позволяет ему сохранить статус реалиста даже при обращении к романтическому направлению; Горький сохраняет право согласиться или не согласиться с позицией рассказчика, высказать собственную точку зрения и дать свою оценку произошедшему (этот же прием используется в произведении «Макар Чудра»); писатель предоставляет читателю возможность сравнить три истории и определить место каждого персонажа, в том числе и рассказчика, в системе романтических ценностей; жанровое определение (легенда) двух частей рассказа делает текст повествования максимально приближенным к жанру народного творчества, что сводит роль рассказчика к роли человека, передающего информацию, известную всем (сравните с «Одиссеей» Гомера). Но сам образ автора в тексте все-таки есть, так как текст начинается от первого лица: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…Я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю».

Горький как автор текста дает установку на восприятие рассказа, используя характерные для его произведений маркеры времени и пространства: вода, лоза, земля, ночь, море и т.д. Обратимся к некоторым из них.

Вода как первоэлемент Вселенной считался священным у древних. Юнг называет воду символом бессознательного, Маковский считает воду символическим обозначением первобытного хаоса, но вместе с тем это спасительное, священное начало. «Нередко вода становится обозначением смерти, т.е. входит в состав дихотомии «жизнь-смерть» (Маковский, 1996, 76). Модифицируясь в каждом конкретном контексте до текстового значения, образ-символ воды в текстах Горького имеет сквозной характер и чаще всего связан именно с названными мотивами – очищения и святости (по отношению к природе) и смерти, умирания (по отношению к человеку). Кроме того, вода отсылает нас к другим мифологическим подтекстам: вода-луна как символ женского начала, подземные воды Стикса, как граница двух миров и т.д. Вода в значение «плетение вод» (столкновение) могла символизировать рождение, а текучесть воды и текучесть речи сближались на основании общности наименования: Сома – жидкость, Сома – певец. Появление моря, воды в текстах произведений Горького задает одновременно несколько направлений восприятия: этот первоэлемент Вселенной отсылает нас к семантике очищения и святости, к женскому началу, к более поздней мифологии (книга «Бытия»), к семантике разрушения, таинства и колдовства, особенно, если речь идет о воде и луне одновременно. Как две стихии, земля и вода дополняют друг друга, отсылая нас к известному мифологическому сюжету, отраженному в живописи, - союзу Земли и Воды.

Герои произведения Горького как хтонические существа находятся на земле, но близость моря заставляет не только очиститься (что, собственно, и делает старуха Изергиль), но и ощутить скрытую глубину смысла мироздания, что делает названные маркеры не просто знаками романтической ситуации, но и знаками частей Вселенной.

Задание: Подумайте, почему автор и старуха отдыхают именно в тени виноградных лоз. Какие культурологические ассоциации вызывает этот образ? Рассмотрите другие пространственно-временные характеристики текста рассказа. Какие дополнительные смыслы они вносят в процесс интерпретации текста?

2. Специфика романтического конфликта. Мифологическая семантика образов персонажей.

В тексте произведения присутствует романтический конфликт, суть которого состоит в противостоянии отдельно взятой личности всему обществу. Однако если в литературе 19 века такое противостояние объяснялось неспособностью общества принять и понять героя, то в текстах Горького причины противостояния, как правило, имеют внутреннюю природу, что делает героев (Ларру и Данко) полярными персонажами. Промежуточное положение героини-рассказчицы сводит романтический конфликт к бытовому уровню и лишает Изергиль статуса сугубо романтической героини со знаком плюс.

Обращаясь к образам персонажей, введем некоторые комментарии, поясняющие их мифологический статус.

Ларра как сын человека и орла отличается сразу несколькими характеристиками: красивый и сильный, глаза его холодны и горды, как у царя птиц и т.д. Эти маркеры персонажа названы в тексте, но в подтекст уходит специфика образа персонажа, обусловленная его релевантными признаками как мифологического героя.

Во-первых, образ Ларры связан с семантикой птиц, т.е. с периферией модели мироустройства. Его появление разрушает законы племени, так как периферия – хаос мироздания, а не его гармония.

Во-вторых, в образе Ларры присутствует отсылка к мифу об Икаре. «…Когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…», - так поступает орел, отец Ларры, сам он наследует качества гордой птицы, но нарушает запрет на земле, а не на небе, поэтому обречен скитаться по земле.

В-третьих, двойственная сущность персонажа обусловила природу его поведения и логику его поступков: Ларра – существо небесное и хтоническое одновременно, именно противоречие его сущности и составляют основу романтического конфликта персонажа.

В-четвертых, двойственность сущности персонажа требует от него определенных «правил» поведения, несоблюдение которых приводит к обреченности на жизнь и невозможности смерти: «Он не может умереть! – с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…И нет ему места среди людей…» Отсутствие хтонической сущности, нарушение при этом хтонического и небесного закона приводит героя к одиночеству.

Задание: Выпишите из текста портретные характеристики персонажа. Все ли черты героя соответствуют статусу романтического героя?

Образ Данко ассоциируется в сознании читателей и литературоведов с ярким примером альтруизма. Сохраняя за персонажем его статус, мы рассмотрим основы легенды, восходящие, на наш взгляд, к мифу о Прометее.

Основополагающей сущностью мифа стал огонь, переданный Прометеем людям, что стало нарушением запрета богов и привело к наказанию Прометея. Огонь как первоэлемент Вселенной соотносился в сознании древних со значением «середина, центр», а вхождение рассматриваемого понятия в трихотомию «огонь» – «вода» – «жизнь» делает понятным его статус: огонь становится определяющим началом человеческой жизни. Соотнесение огня с мужским началом характерно для язычников, а очистительная сила огня и освящение огнем сохраняется в мифологии вплоть до настоящего времени. Напомним, что модификация языческих представлений об огне находит отражение в христианстве: Дух святой изображается в виде огненных языков пламени, очищение душ грешников происходит в аду при помощи огня и т.д.

В древнем сознании огонь соотносился с понятиями «язык» – «род» – «семья», а мифологические образы героев, опаленных солнечным огнем, (Икар и Фаэтон) позволяют говорить, что любое нарушение хтонической природы человека приводит к наказанию огнем.

Итак, двойственная сущность природы огня позволяет нам рассматривать образ Данко с двух позиций: с одной стороны, это хтоническое воплощение Прометея, отдавшего часть себя для счастья человечества; с другой стороны, это нарушение запрета на обращение к священному огню непосвященного человека и наказание за это. Антропоморфизм легенды проявляется в обращении Горького к древним представлениям о Вселенной как о человеческом теле: сердце как часть человека становится частью мира, что отсылает нас к акту божественного творения мира: «Человек и космос – едины и в точности повторяют друг друга. Вселенная мыслится как человек-великан…Человеческое тело – микрокосм, малая Вселенная, в отличие от макрокосма, большой Вселенной…» [Маковский, 1997, 116].

Задание: Составьте описание Данко, укажите, какие черты характеризуют героя как земное существо, а какие указывают на его божественную сущность.

Третьим персонажем, занимающим промежуточное положение в системе романтического произведения, становится старуха Изергиль. Женская ипостась персонажа сообщает ему целый ряд подтекстовых мифологических смыслов.

«Женщина может выступать как олицетворение судьбы (женское божество)…, как существо «верхнего мира». Женские существа и «женские» явления природы, творящие жизнь на земле, обожествлялись и были предметами религиозного почитания. Так, понятие середины («пуп земли»), которое считалось священным, нередко отождествлялось с женщиной…Бездна, по представлениям язычников, считалась первоисточником всего живого в Мироздании. В антропоморфной модели Вселенной женщина приравнивалась к Бездне…С другой стороны, женщина в мифопоэтической традиции рассматривается как символ нижнего мира, греховности, зла.., символизировала тьму, а мужчина – свет…» [Маковский, 1996, 146-147].

Как женская противоположность двум романтическим мужским персонажам, старуха Изергиль обладает определенными качествами и определенной двойственностью. Во-первых, ее детородные функции утрачены, она не способна творить жизнь на земле, т.е. прямое предназначение осталось нереализованным. Во-вторых, приравнивание женского образа к понятию «бездна» в мифологии приводит к тому, что женщина занимает двойственное положение: она способна порождать и уничтожать (поглощать), повергая в хаос. При утрате первой функции доминирует вторая, что, собственно, и произошло с Изергиль. В-третьих, осталось нереализованным диалектическое единство мужского и женского начала, столь актуальное в мифологии, что позволяет воспринимать персонаж как некое существо среднего рода, обладающее колоссальным опытом, не имеющее половых признаков. Попытка Изергиль найти свое место в мужском мире обречена на неудачу, а отсутствие понимания собственной функциональной значимости приводит к чувству неудовлетворенности самой собой.

Задание: Рассмотрите авторскую точку зрения на героиню. Какие языковые средства позволяют автору выразить собственное отношение к персонажу?

Итак, рассмотрение ранних романтических произведений А.М. Горького в мифологическом аспекте позволяет выйти на некоторые глубинные смыслы текстов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.