Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 3. Принцип языковой маски



Принцип языковой маски позволяет нам более глубоко понять сущность персонажа. Если яркая маска не меняется на протяжении всего драматического действия, то есть смысл говорить о языковой статике персонажа, т.е. его одинаковом языковом поведении в разных ситуациях. Под это определение подходит Чацкий, но наряду со статичностью языковых характеристик, здесь имеет место яркая внутренняя динамика образа: говоря то, что думает в любой ситуации Чацкий предстает перед нами прямым, открытым и честным человеком. По ходу развития действия Чацкий предстает перед нами как страдающий персонаж, но это задается не его речью, а самой ситуацией (цитаты Чацкого в начале и в конце пьесы).

Принцип языковой маски позволяет провести явление аналогии между Софьей и Молчалиным: они изменяют свое речевое поведение в зависимости от ситуации общения. Их языковая маска подвижна, но это иллюстрирует их неискренность, притворство и т.д. Языковая маска Фамусова, так же, как у Молчалина показывает его притворство. Языковая маска Фамусова является маской всей Москвы

Итак, можно сказать, персонажи комедии «Горе от ума» делятся на три группы:

1)статичные в плане языковой маски, но динамичные внутренне (Чацкий, Софья);

2)статичные и в плане языковой маски и в плане внутреннего развития (Скалозуб, Фамусов);

3)статичные в плане языковой маски и «пустые» персонажи (Тугоуховская, Репетилов);

4) персонажи, меняющие свою языковую маску на протяжении всего действия в зависимости от ситуации (Молчалин).

Персонажи первой группы наиболее интересны, так как их внутренние изменения отражаются на речи в плане ее большей эмоциональности (например, Софья (вся в слезах), Чацкий, с чувством, и т.п.). Изменение ситуации вокруг персонажей не изменяет их речь существенно, так как эти персонажи остаются «верны» собственному мироощущению и мировосприятию, но меняется содержание их речи. В частности, например, последний монолог Чацкого также эмоционален, как и два предыдущих, но по своему содержанию он, скорее, наполнен горечью, чем сарказмом и иронией. Последний монолог и более эмоционален и менее обобщен, чем первые два, так как речь идет о собственном внутреннем состоянии героя, а не о судьбах страны в целом: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне, карету!» Примечательно, что в этом монологе Чацкий говорит от первого лица, тогда как в первых двух – от третьего или от лица себя и других (мы).

Персонажи второй группы привлекают отсутствием динамики, что создает комический эффект уже самим фактом их существования и произнесения реплик. Можно даже заранее предположить, что они скажут и что сделают, каковы будут темы их разговоров и реакции на реплики других персонажей. Показателен тот факт, что даже в ситуации разоблачения Софьи Фамусов ведет себя не как отец, а как человек, которого волнует общественное мнение: «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» Общественное мнение – своеобразный «ограничитель» речевого поведения этих персонажей, так как их речь и общественная роль отстраиваются от общественного стандарта. Именно поэтому так частотны ссылки на другие ситуации и речь других людей (не участвующих в действии) в репликах Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович…А наши старички?? – Как их возьмет задор, засудят об делах, что слово – приговор…Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!..Не я один, все также осуждают…»

Персонажи третьей группы названы нами «пустыми» персонажами: они статичны в плане языковой маски и в плане внутреннего развития; их появление в драматическом произведении создает своеобразный фон, усиливающий образную характеристику персонажей второй группы и контрастирующий с персонажами первой группы. Именно в силу их вторичной значимости в их речи присутствуют отличительные фонетические черты (растягивание слов, добавление частицы «с» и т.д.). Тематика их высказываний настолько тривиальна и типична, что их отсутствие в комедии ничего бы не изменило, кроме максимальной степени проявления отрицательной характеристики целого слоя московского общества.

Персонажи четвертой группы, к которым относится Молчалин, позволяют говорить о ситуации притворства и ее отражении в речевом поведении. С другой стороны, образ Молчалина позволяет говорить об определенном классе молодых людей, готовых прислуживаться ради чинов и денег. Этот слой общества, с точки зрения Чацкого и самого Грибоедова, представляется наиболее опасным в том плане, что они не стремятся что-либо изменить в жизни общества, но стремятся к ней приспособиться, а это неизбежно ведет к регрессу, к отсутствию прогресса в жизни общества и государства.

«Молчалины блаженствуют на свете» – вот основной постулат комедии, который заставляет думать о судьбе России в целом с позиции прогрессивно настроенных слоев общества. Ни Софья, ни Чацкий, ни Скалозуб, ни даже Фамусов не представляют собой такую опасность для общества, как Молчалин. Молчалин – результат застоя общества и продукт эпохи; его появление в комедии призвано показать одну из перспектив развития общества при условии засилья молчалиных. Без Молчалина комедия лишилась бы классического любовного треугольника в своей структуре, а также потрясающе сильной развязки, показывающей разочарование и Софьи, и Чацкого. Разочарование этих героев касается разных предметов и различно по силе: для Софьи – разочарование личного характера, разочарование в любимом мужчине; для Чацкого разочарование в любимой женщине оборачивается разочарованием в общественном укладе в целом, поэтому оно более болезненно. Разочарование Чацкого касается и его собственной личности: горе от ума – это приговор общества сильной и талантливой личности. Осознание этого происходит на фоне образа Молчалина, что делает процесс осознания еще более болезненным и мучительным.

Итак, четыре типа героев, четыре типа языковых масок позволяют интерпретировать комедию в другом ключе – в ключе личностно-психологическом.

Задание: Проанализируйте текст любого другого драматического произведения, опираясь на предложенный материал.

Список рекомендуемой литературы

1. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1983.

2. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

3. Волошинова Т.Ю. Лингвистический анализ художественного текста. СПб., 2004.

4. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2004.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.