Сохранилась в традиционном марийском культе деревьев и
Празднествах, отмечаемых в священных рощах. Так, во время
Праздника поля по окончании посевной в дубовую рощу близ
Йошкар-Олы верующие приносят жертвенные блины, творог, мед,
Крашеные яйца и т.п., устраивают коллективную трапезу и
Моления, обращенные к Солнцу. Сходные обычаи существуют и у
Других коренных народов России.
В древности же они были распространены повсеместно.
Древние германцы верили, что в каждом дереве, кусте, цветке
Живет особый дух растительности -- покровитель всего живого.
Ритуалы и жертвоприношения, связанные с растительным миром,
Призваны были содействовать увеличению урожая, повышению
Производительности и плодоношения. М.Элиаде так суммировал
Некоторые общие моменты, выработанные индоевропейскими и
неиндоевропейскими народами на протяжении многих тысячелетий:
Вера в дух деревьев выражалась в: 1) мифологической тенденции
Сравнивать Космос и человека с Мировым древом, 2) традиции
Связывать судьбу человека с жизнью дерева, 3) населении
Деревьев добрыми и злыми духами, 4) обычае наказывать
Преступников возле дерева.
В процессе дальнейшей эволюции религиозных верований
наблюдение за растительностью, "засыпающей" зимой и
Пробуждающейся весной, привело к возникновению представлений об
Умирающем и воскресающем Боге. Непрерывность и повторяемость
Жизненного процесса, неотвратимость жизни и смерти и
Преодоление смерти через жизнь -- все это обобщено и в
Символе-коде Древа жизни. Обретя его и впитав -- сознательно
или бессознательно -- его содержание, человек сам как бы
Растворялся в данном символе, а вернее -- самом вселенском
Течении жизни, которое отображено в образе Мирового древа.
Культ коровы и сопряженный с ним культ быка характеризует
Ту стадию в развитии человеческих цивилизаций, когда она
Перешла к высокопродуктивному (мясо и молоко) животноводству,
Связанному в конечном счете с оседлым образом жизни. Культ
Быка, возможно, предшествует культу коровы и относится к
Переходному периоду от промысловой стадии охоты на дикого быка
(тура и зубра -- в Евразии, бизона -- в Северной Америке) к
Одомашниванию (при этом приручен был только строго определенный
Вид -- зубр и бизон так и остались дикими животными). Кроме
Того, Эпоха быка (коровы) непосредственно сопрягается с Эпохой
Колеса, так как одомашненный бык был основной тягловой силой в
Растянувшейся на века и тысячелетия миграции индоарийских,
Семито-хамитских и других народов. А впоследствии он стал
(наряду с конем) одной из главных тягловых сил при пахоте (что
Относится уже к более поздней стадии развитого земледелия).
В эпоху первобытного переселения протоэтносов колесо как
Средство передвижения соперничало с полозьями. В условиях
Северных и средних широт Евразии это соперничество сменилось
Устойчивым балансом: летом использовался воз (телега) с
Колесами, зимой -- сани с полозьями. (В раннюю историческую
Эпоху сани использовались и зимой, и летом, а приоритет саней
Перед колесными средствами передвижения зафиксирован в
Некоторых древних похоронных обрядах.) Что касается
Индоевропейской миграции, то своими успехами она обязана
Главным образом колесу. Мобильные орды индоариев, погруженные
Со всем скарбом на возы с впряженными быками, представляли
Несокрушимую силу для слабо защищенных аборигенов. Возы
Выстраивались в линию, быки опаивались возбуждающим напитком
(предположительно из мухоморов), и эта лавина, сметая все на
Своем пути, устремлялась вперед. По крайней мере так арии
Завоевывали Индостан, сокрушив предшествующую оседлую
Цивилизацию.
Случалось в критические минуты, что к бычьим хвостам
Привязывали паклю, поджигали и выпускали обезумевших и
Разъяренных животных на врага. Эта древнеарийская тактика,
Основанная на использовании быков в наступлении и обороне
(когда защитная линия по окружности составлялась из возов),
Практиковалась очень долгое время: ее использовали табориты во
Время Гуситских войн, запорожские и другие казаки.
Поиск по сайту:
|