Растерзанием всего живого.
Особенно неистовствовали женщины, прозванные менадами
(буквальный перевод -- "безумствующие"). Наркотическое снадобье
Они вводили прямо во влагалище и превращались в сексуально
Необузданных фурий. Полуобнаженные, едва прикрытые звериными
Шкурами, увитые плющом и обвешанные задушенными змеями, со
Спутанными волосами и искусственными фаллосами в руках, которые
Впоследствии трансформировались в ритуальные свечи, -- менады с
Дикими воплями носились по лесам и горам, преследуя мужчин, и,
Насладившись с ними, разрывали их на части, пили кровь своих
Жертв, а также других растерзанных живьем животных. Тем самым
они как бы приобщались к телу и крови самого [Пра]Диониса,
Который, по наиболее распространенной версии, был растерзан
Титанами, а куски его тела оказались разбросанными по всей
Земле, и лишь Зевсу удалось оживить собранные части. Кстати,
Активное вмешательство титанов в земную жизнь Диониса -- лишнее
Подтверждение глубокой древности и архаичности последнего.
Античные источники отмечают многоликость Бога Диониса. По
Позднейшей эллинистической традиции он отождествлялся с многими
Другими Богами109. Но первоначально выступал мифологическим
Эквивалентом Солнцебога Аполлона. Как уже говорилось, по
Представлениям древних, существовало минимум две ипостаси
Солнца -- дневная и ночная. Когда Солнце садилось за горизонт,
Считалось, что оно уходит под землю и превращается там в особое
Ночное светило. Дионис как раз и олицетворял такое ночное
Солнце -- в отличие от Аполлона, олицетворявшего дневное.
Зимой Солнце "прячется под землей" дольше, чем летом.
Потому-то именно зимой (декабрь -- январь) отмечались (малые)
Дионисии и вакханалии, от которых берут начало европейские
Новогодние карнавалы с их обязательным наряжанием деревьев. В
Ареале расселения славян прадионисийские и дионисийские
Новогодние празднества соединились с чествованием Коляды --
Космического колеса Колы с уже описанными выше ряжеными и
Колядованием. По аналогии с дневным и ночным Солнцем Коло
(Коляда) может быть расценено как зимнее Солнце, в таком случае
Ярилу можно считать весенним Солнцем, а Купалу -- летним.
Любопытно, что на Русском Севере зимние святки и связанное
С ними колядование именуются Виноградьем, которое входит
В припев колядок. И это там-то, где никакого винограда и в
помине нет! Но, может быть, он раньше здесь произрастал? Когда
Климат был совсем иной? А нерасчлененная гиперборейская
культура сформировала культ [Пра]Диониса!
Культ растительности, деревьев и "священных рощ"
Сохранялся в России вплоть до ХХ века, повсеместно -- на
Севере, частично -- в других областях, например, в Тверском
крае. Этнографами задокументировано: "священные рощи" и
отдельные почитаемые деревья "не шевелили", то есть их
Запрещалось рубить. Другими словами, на них как память о
древних тотемах распространялось "табу". Считалось, что
Нарушение запрета чревато многими несчастиями.
В конце прошлого века близ Череповца Вологодской губернии
Был отмечен следующий случай. Крестьянин, который вопреки
Запрету начал пережигать уголь в священной роще, внезапно
Ослеп, что немедленно посчитали местью деревьев человеку110.
Неискоренимое двоеверие русских людей выражалось также и в
том, что, как правило, в "священных рощах" ставился крест, а то
И часовня, где непременно развешивались полотенца с магическим
Орнаментом. Сюда же приносили дары: шерсть, масло, лоскутки
Ткани. И здесь же резали кур -- явный рудимент языческих
Верований и отголосок древних жертвоприношений. Впрочем, обычай
Этот сохранялся на протяжении всего христианского периода
Истории России. Еще в XIII веке анонимный автор жаловался, что
"даже попове и книжницы" веруют в Перуна и Хорса, "подкладывают
им требы [жертвы. -- В.Д.] и куры им режут"111.
Первобытно-языческая вера в природно-жизненную силу
Растительности как высшее Божественное Начало по сей день
Поиск по сайту:
|