В народной памяти древние представления о солнечном
Золотом коне сохранились также в виде мнения о солнечных
Зайчиках, как о кониках, что солнышко выпускают. Кстати, и о
Зайце -- древнейшем тотеме праиндоевропейцев и всех народов
Земли. Заяц и кролик -- древнейший магический (а во многих
Случаях демонический -- откуда поверье: встреча с зайцем
Приносит несчастье122) фольклорный персонаж народов Европы,
Азии, Африки и обеих Америк. Космические реминисценции,
Связанные с зайцем, прослеживаются и в русском фольклоре.
Помимо солнечных зайчиков, доживших и до наших дней, заяц
Отождествлялся и с месяцем. В одной детской народной песенке он
так и именуется -- Заяц-Месяц:
Заяц-месяц
Сорвал травку,
Положил на лавку...
С детства и навсегда врезаются в память завораживающие
Строки, дошедшие из незапамятных времен и звучащие как
заклинания:
"Конь бежит -- земля дрожит, из ушей дым валит, из
ноздрей пламя пышет".
"Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист
перед травой!"
"В правое ухо влезь, в левое вылезь -- станешь таким
красавцем, каких свет не видывал".
Космические реминисценции проступают и в сюжетах о конях,
Скачущих до неба, и в сюжетах о героях, рожденных от лошади.
Так, в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне, записанной
В Сибири в начале века123, спутниками и помощниками героя
Выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.
В русском фольклоре и народном миросозерцании с
Единосущностью коня и Солнца связаны другие известные образы и
Имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или в сказках других
Славянских народов -- Солнечный конь, Конь-солнышко), вне
Всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его имя также
восходит к протоиндоевропейским верованиям (Богиня Сива " Бог
Шива).
В одной из самых емких по мифологической закодированности
Сказок из афанасьевского сборника (No 104) о Василисе
Прекрасной приоткрываются древнейшие представления русского
народа о слитности смены дня и ночи с космическими всадниками:
День ясный -- "сам белый, одет в белом, конь под ним белый и
сбруя на коне белая"; Солнце красное -- всадник "сам красный,
одет в красном и на красном коне"; Ночь темная -- "опять
всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне".
Мифологические солнцеобразы не просто вошли в плоть и
Кровь народного миросозерцания -- они стали неотъемлемой частью
Народного искусства и повседневного быта. Конские головы,
Укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в
Развернутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы эти кони, как
Правило, изображаются вместе с Солнцем). В композиции русской
Избы кони, устремленные в небо, как бы уносят весь дом в
Космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных
Украшениях -- оно неотделимо от этого полета, более того -- это
Как бы модель солнечной колесницы, запряженной деревянными
Навершными конями. Навершие крыши, называемое охлупень (от
слова "охлуп" -- "крыша", "кровля"), не обязательно делалась в
Виде коня. На русском Севере были также распространены
Охлупни-утицы. Утка, водружавшаяся при этом на конек,
раскрывала еще более глубинные пласты народного миросозерцания:
Она символизировала ту самую Праматерь-утку, которая, по общему
Представлению многочисленных народов Евразии, сотворила землю и
Весь мир.
Современное русское "конь" -- сокращенное от
древнерусского "комонь". "Комони ржут за Сулою", -- навсегда
врезается в память фраза из "Слова о полку Игореве".
Общеиндоевропейская линия развития этого понятия содержится в
санскритском бrvan -- "конь". Корень этот сохранился в
старорусских словах "орать" -- "пахать", "орало" -- "соха",
"оратай" -- "пахарь". Солнечный аспект обнаруживается в
Собирательном имени древнегреческих Богинь -- Оры, они отвечают
За смену времен года и заботятся о божественных колесницах. По
Велесовой книге, один из обожествленных прародителей древних
Поиск по сайту:
|