Месяце беременности, в клубке сверкающих молний и вмиг
Испепелил ее. Недоношенного ребенка владыка Олимпа успел
Выхватить из пламени и зашить к себе в бедро. Через три месяца
Родился здоровый сын -- будущий Бог Дионис.
Между тем к моменту складывания Олимпийской религии и ее
Временного торжества культ Диониса был уже чрезвычайно
Распространен в Малой Азии да и по всему Европейскому
континенту. Правда, имя у Бога было иное: "иноименный
Пра-Дионис", как нарек его Вячеслав Иванов во всемирно
Известной монографии, посвященной данной проблеме.
Что же отличает индоевропейского Пра-Диониса от
Эллинистического Вакха? Дионис-Вакх -- классическое Божество,
Связанное с вином и виноградом как главным продуктом виноделия.
Однако виноград произрастает исключительно в теплолюбивых
Странах. В северных же регионах в культ был возведен его
Дендрический коррелят -- плющ. Судя по всему, в символике
Прадионисийства и дионисийства плющ появился гораздо ранее
Виноградной лозы. Им обвит священный посох Диониса, увенчанный
сосновой (или еловой) шишкой и именуемый тирсом (рис. 146).
Тирс в отдельности также являлся объектом поклонения и
Символизировал стилизованный возбужденный фаллос. В Древней
Греции повсеместно распространено было примитивное изображение
Диониса Дендрита в виде фаллоподобного деревянного столба --
Символа плодородия. В русском фольклоре память об этом обычае
сохранилась в известной присказке-докуке: "Жил-был царь, -- у
Царя был двор, -- на дворе был кол, -- на колу мочало... Не
начать ли сказку сначала?" Старожилы глухих уголков северного
Края свидетельствуют, что у местных охотников, промышляющих
Вдали от посторонних глаз, и по сей день сохранился обычай
Ставить где-нибудь на лесной заминке деревянный столб --
Олицетворение тайных плодородных сил, способствующих удачной
Охоте. Дионис, как и Гермес, -- итифаллическое Божество
("итифаллический" означает "относящийся к прямостоящему
фаллосу"). Только Гермес выражал возбужденный фаллос в камне
(гермы и менгиры), а Дионис -- в древовидном посохе (тирс и
Обтесанный кол посреди двора). Можно предположить, что в
Архаическую эпоху древней истории каменная и деревянная
Атрибутика соответствовала различным родоплеменным и общинным
Тотемам.
Впоследствии каменная и деревянная специфика тотемических
культов сошла на "нет", в ряде случаев произошло слияние одних
И тех же функций, в частности -- Гермеса и Диониса. Так, на
Острове Делос сохранились остатки храмового комплекса в честь
Диониса-Итифаллического. Изваяние -- чисто символическое -- в
Виде гигантского фаллоса, водруженного на отесанный постамент,
На котором сохранился еще и рельеф в виде птицы с фаллоподобной
Головой108. Скульптура сильно повреждена: все относящееся к
Фаллическому культу было безжалостно уничтожено как
Несовместимое с идеологиями новых религий -- христианства и
Ислама -- по мере их победоносного распространения в
Средиземноморье, Западной, Восточной и Северной Европе, на
Ближнем Востоке и во всем мире.
Характернейшая отличительная черта дионисийского культа --
Необузданные оргии с бесконтрольно-сексуальным финалом (на Руси
это именовалось "свальный грех"). Кроме того, в античной
Греции, Риме и подвластных им странах дионисии и вакханалии
Сопровождались неумеренным винопитием. Сверх того, особенно
Там, где виноград не произрастает, опьянение достигалось
Наркотическим путем. К наркотикам примешивался и плющ, который
Был возведен в ранг обожествленного растения. Он же выступал
Одним из основных эпитетов и даже синонимов Диониса: сказать
Дионис и Плющ считалось одним и тем же.
Однако воздействие снадобья, приготовленного с примесью
Плюща, было во много раз сильнее и опаснее, чем вина. Человек
Попросту безумел, терял рассудок и контроль за своими
Поступками, превращался в кровожадного убийцу. Шествия и
Радения одурманенных наркотиком толп сопровождались дикими
Конвульсиями и бессвязными выкриками, преследованием и
Поиск по сайту:
|