Благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12
источников".
Молочный источник (река) около огненного златовидного
Древа, достигающего небес, -- это смутный намек на Млечный путь
-- звездный Стержень видимого Космоса -- и одновременно
Воспоминание о Стране Блаженных -- Гиперборее. По убеждению
Представителей европейской мифологической школы в
Фольклористике, к которой принадлежал Афанасьев, -- мировое
Древо вообще является символом небесно-космической иерархии
Мира. Оно повернуто кроной к земле, а ствол и корни уходят в
неоглядные дали Вселенной (рис. 145). Видимая вершина, с точки
Зрения мифологов, -- это доступные земному наблюдателю тучи и
Облака. Мнение достаточно распространенное, в XIX веке оно
Доминировало. Но традиции подобных взглядов уходят в самые
Глубины народного миросозерцания. Один из самых известных и
древнейших русских заговоров гласит: "На море на Океане, на
Острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх
кореньями". Имеется значительный соблазн интерпретировать
Причудливый образ представленным из Космоса. Сверху с точки
Зрения космонавта (тем более неземлянина) деревья
Представляются перевернутыми: ближе к наблюдателю находятся
Ветви и крона, дальше -- корни; отсюда образ -- корнями вверх
(хотя верх и низ с космической точки зрения -- понятия сугубо
Относительные).
В действительности же смысловая нагрузка, закодированная в
Символе мирового древа, является совершенно иной. Мировое древо
Служит обозначением космического жизненного процесса,
Направленного из прошлого через настоящее в будущее. Корни
Такого древа -- в прошлом, а крона в настоящем; вот почему из
быстротечного "теперь" оно представляется растущим вверх (на
Самом деле -- уходящим вглубь).
Следовательно, мировое древо -- код для обозначения
Временных процессов, суть которых невозможно выразить на языке
Евклидовой геометрии; сам же трехмерный (объемный) или
Двухмерный (изобразительный) образ мирового древа -- символ,
Опорный образ мысли, помогающий человеку проникнуть в суть и в
Глубь объективной реальности. В наибольшей степени это
Относится к явлениям жизни, которые и не обрисовать иначе, как
В форме пространственно-плоскостного (или объемного) образа.
Потому-то оно и именуется древом жизни.
Устойчивый этот образ, проходящий через историю всех эпох
И миросозерцания всех народов, получал и философскую
Интерпретацию. В частности, неоплатонистская концепция эманации
[истечения] однозначно связывает явление активности жизни и
понятие первожизни с образом древа. "...[Представляй себе]
Жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как
Начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему
[древу] и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть,
С одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь,
С другой же стороны, остается самим собой, будучи не
многообразным, а началом многообразия [жизни]"99.
Вообще же понятие эманации для славяно-русского
Мировоззрения не является инородным заимствованием. Напротив,
Эманация представляет собой коренной принцип древнейшей
Славянской религии. Это особо подчеркивалось еще
Н.И.Костомаровым в ранней его работе "Славянская мифология"100,
Не потерявшей, впрочем, своей историко-методологической
Актуальности и по сей день.
Представить эманацию наглядно чрезвычайно трудно,
Поскольку органы чувств фиксируют не сам процесс, а лишь
Некоторые его результаты. Однако в сознании имеются механизмы
Для воссоздания интегративных схем мирового
Эманационно-жизненных явлений, так как человек сам есть феномен
И венец жизни. Делается это, как правило, с помощью устойчивых
И закодированных образов, вроде древа жизни. Но имеется еще
Один канал, хорошо знакомый и доступный каждому, позволяющий
Непосредственно соприкоснуться с процессами, по сути своей
Являющимися эманационными. Это -- музыка, музыкальная гармония,
Музыкальный лад.
Даже если взять простейшую мелодию, то последовательное
Поиск по сайту:
|