И месяц на небе, и в такой же повозке с конями. (Здесь,
Несомненно, смутное воспоминание о космических колесницах
Древнеарийских богов, сохраненное в народном сознании и
Фольклоре.) Увидал ее в таком виде царский сын и влюбился.
Падчерица пытается скрыться, но царевич разливает на ее пути
Растопленную смолу, в которой увязает один башмачок. Его стали
Примерять девушкам по всему царству, при этом мачеха подсекла
Пальцы своим дочерям, а падчерицу спрятала под корыто. Царевич
Находит свою суженую и женится на ней. Казалось бы, все -- но
Нет. Когда у молодой царицы родился ребенок, мачеха превратила
Падчерицу в лису и подменила собственной дочерью. В конце
Концов обман разоблачается: муж увидел, как лиса сбрасывает
Шкуру, чтобы покормить своего ребенка. Шкура сжигается, и
Наступает неотвратимое возмездие: мачеху и ее дочь --
Царицу-самозванку привязывают к конским хвостам и пускают в
Чисто поле118.
Последовательный и тесно увязанный между собой ряд
Архетипов, запечатленных в русском фольклоре, естественно
Продолжает следующий космический символ -- Конь.
Почти все космические функции коня удачно соединены в
Классической литературной сказке Петра Павловича Ершова
"Конек-горбунок", бережно и скрупулезно использовавшего образы
Русского фольклора. Два небывалых коня золотогривых, их мать --
Волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец,
Чудесный Конек-горбунок, уносящий своего хозяина еще дальше --
К небесным светилам.
Здесь сконцентрированы древние верования о космической
Предназначенности коня. В индоевропейской традиции Бог Солнца
Неотделим от солнечных коней или солнечной колесницы, на
Которой он ежедневно объезжает небо с Востока на Запад. Гимны
Ригведы славят солнечного Бога Сурью:
Запряг (Сурья) семь чистых
Дочерей колесницы солнца.
На них, самозапрягающихся, ездит он (1, 50, 9).
................................
Благодатные рыжие кобылицы Сурьи,
Яркие, пестрые, вызывающие восторг,
Достойные поклонения, поднялись на спину неба.
В один день они объезжают небо и землю (1, 115, 3).
В современном литературном переводе гимны Ригведы,
обращенные к Сурье, звучат так:
Семь кобылиц
По крутым небесам
Влекут твою
Колесницу,
Пламенновласый
Ты тьму сжигаешь
Радостно и легко,
И все, что дышит,
Видит и слышит,
К свету --
К тебе стремится,
О славный Сурья,
О наш Солнцебог,
о Видящий далеко! ...119
Конь в Ригведе представляется рожденным из океана с
Крыльями сокола или вытесанным Богом из Солнца (1, 163, 1-2).
Древним индийцам вторили древние иранцы:
Мы молимся Солнцу,
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры120.
Древнегреческий Бог Солнца Гелиос перемещается по небу в
колеснице, запряженной четверкой коней (рис. 152), что
Соответствует либо четырем странам света, либо четырем временам
Года. В одной же из польских сказок Солнце ездит в алмазной
Двухколесной повозке, запряженной двенадцатью златогривыми
Конями (сивками), что соответствует двенадцати месяцам в году.
В огненной колеснице по небу разъезжает и грозный славянский
Бог Перун -- породитель молнии, дождя и грома. Впоследствии в
Народном представлении эти функции были целиком перенесены на
Илью-пророка, также объезжающего небо на конской упряжке.
Небесный конь -- неразлучный спутник и другого
Космогонического общеславянского Бога -- Световита. По
Свидетельству латинских средневековых авторов-очевидцев
Гельмольда и Саксона-грамматика, у балтийских славян при
Арконском храме содержался в большом почете белый конь,
Посвященный Световиту, а возле огромного скульптурного
Изображения этого Бога висели седло и удила. Ездить на
Световитовом коне было строжайше запрещено, дотрагиваться до
Него -- тоже. Только жрец имел право выводить и кормить
Священного коня. Народ верил, что Световит садился ночью на
Своего небесного коня и, устремляясь в небо на врагов славян,
Истреблял их дотла121.
Конь -- устойчивый образ народного искусства.
Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней
встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари (рис. 153).
Летающие и скачущие до небес кони -- излюбленные образы
Русского фольклора.
Поиск по сайту:
|