Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И месяц на небе, и в такой же повозке с конями. (Здесь,



Несомненно, смутное воспоминание о космических колесницах

Древнеарийских богов, сохраненное в народном сознании и

Фольклоре.) Увидал ее в таком виде царский сын и влюбился.

Падчерица пытается скрыться, но царевич разливает на ее пути

Растопленную смолу, в которой увязает один башмачок. Его стали

Примерять девушкам по всему царству, при этом мачеха подсекла

Пальцы своим дочерям, а падчерицу спрятала под корыто. Царевич

Находит свою суженую и женится на ней. Казалось бы, все -- но

Нет. Когда у молодой царицы родился ребенок, мачеха превратила

Падчерицу в лису и подменила собственной дочерью. В конце

Концов обман разоблачается: муж увидел, как лиса сбрасывает

Шкуру, чтобы покормить своего ребенка. Шкура сжигается, и

Наступает неотвратимое возмездие: мачеху и ее дочь --

Царицу-самозванку привязывают к конским хвостам и пускают в

Чисто поле118.

Последовательный и тесно увязанный между собой ряд

Архетипов, запечатленных в русском фольклоре, естественно

Продолжает следующий космический символ -- Конь.

Почти все космические функции коня удачно соединены в

Классической литературной сказке Петра Павловича Ершова

"Конек-горбунок", бережно и скрупулезно использовавшего образы

Русского фольклора. Два небывалых коня золотогривых, их мать --

Волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец,

Чудесный Конек-горбунок, уносящий своего хозяина еще дальше --

К небесным светилам.

Здесь сконцентрированы древние верования о космической

Предназначенности коня. В индоевропейской традиции Бог Солнца

Неотделим от солнечных коней или солнечной колесницы, на

Которой он ежедневно объезжает небо с Востока на Запад. Гимны

Ригведы славят солнечного Бога Сурью:

Запряг (Сурья) семь чистых

Дочерей колесницы солнца.

На них, самозапрягающихся, ездит он (1, 50, 9).

................................

Благодатные рыжие кобылицы Сурьи,

Яркие, пестрые, вызывающие восторг,

Достойные поклонения, поднялись на спину неба.

В один день они объезжают небо и землю (1, 115, 3).

В современном литературном переводе гимны Ригведы,

обращенные к Сурье, звучат так:

Семь кобылиц

По крутым небесам

Влекут твою

Колесницу,

Пламенновласый

Ты тьму сжигаешь

Радостно и легко,

И все, что дышит,

Видит и слышит,

К свету --

К тебе стремится,

О славный Сурья,

О наш Солнцебог,

о Видящий далеко! ...119

Конь в Ригведе представляется рожденным из океана с

Крыльями сокола или вытесанным Богом из Солнца (1, 163, 1-2).

Древним индийцам вторили древние иранцы:

Мы молимся Солнцу,

Бессмертному Свету,

Чьи кони быстры120.

Древнегреческий Бог Солнца Гелиос перемещается по небу в

колеснице, запряженной четверкой коней (рис. 152), что

Соответствует либо четырем странам света, либо четырем временам

Года. В одной же из польских сказок Солнце ездит в алмазной

Двухколесной повозке, запряженной двенадцатью златогривыми

Конями (сивками), что соответствует двенадцати месяцам в году.

В огненной колеснице по небу разъезжает и грозный славянский

Бог Перун -- породитель молнии, дождя и грома. Впоследствии в

Народном представлении эти функции были целиком перенесены на

Илью-пророка, также объезжающего небо на конской упряжке.

Небесный конь -- неразлучный спутник и другого

Космогонического общеславянского Бога -- Световита. По

Свидетельству латинских средневековых авторов-очевидцев

Гельмольда и Саксона-грамматика, у балтийских славян при

Арконском храме содержался в большом почете белый конь,

Посвященный Световиту, а возле огромного скульптурного

Изображения этого Бога висели седло и удила. Ездить на

Световитовом коне было строжайше запрещено, дотрагиваться до

Него -- тоже. Только жрец имел право выводить и кормить

Священного коня. Народ верил, что Световит садился ночью на

Своего небесного коня и, устремляясь в небо на врагов славян,

Истреблял их дотла121.

Конь -- устойчивый образ народного искусства.

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней

встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари (рис. 153).

Летающие и скачущие до небес кони -- излюбленные образы

Русского фольклора.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.