Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Память о тотемном праиндоевропейском и постиндоевропейском



прошлом явственно просвечивается в былине "Два тура и турица".

Удивительно также, что сохранилась она и была записана в конце

Прошлого века среди терских казаков. Содержание этой редкой

былины на первый взгляд самое что ни на есть приземленное:

Подгулявшие накануне казаки вышли поутру опохмелиться за

Городскую стену и вдруг увидели двух золоторогих туров. Здесь в

Бытовую часть повествования вклинивается архаично-сказочная

Вставка, в которой рассказывается, как два тотемно-ритуальных

Быка (откуда их златорогость) плывут к гиперборейскому Острову

Буяну:

Да бежали туры во сине море,

Да спускались туры в море по брюхо,

Забивали туры морду по уши,

Достовали туры ключевой воды;

А напившись туры в море поплыли.

Переплывши туры Океан-море,

Переплывали туры на Буян-остров,

Там встречала их родная матушка,

Молодая турица златорогая,

Златорогая да одношерстная...

Сюжет о двух турах и турицах златорогих известен и в

Северных записях -- и, в частности, во вступлении к одному из

вариантов былины о богатыре Василии Игнатиевиче и Батыге. Но в

Записи А.Ф.Гильфердинга отсутствует наиболее древний и

Интересный мотив, связанный с Островом Буяном.

Космическая же атрибутика быков-оленей ("быков" -- в

данном случае "самцов") легко обнаруживается, к примеру, в двух

Славянских песнях -- болгарской и русской, -- где привязка к

Устойчивым астральным символам оказывается практически

идентичной. В болгарской песне:

Сделал его Бог оленем

С ясным Солнцем на челе,

С месяцем на груди,

С частыми звездами по телу.

В русской вятской свадебной песне, сохранившейся в

дореволюционном архиве:

Ой, был я у Дуная на бережке...

Пил олень воду, а сам взыграл...

Ой, на правом бедре млад светел месяц,

Ой, на левом бедре красное солнышко,

Ой, насупротив оленя заря утренняя,

Ой, по оленю частые звезды117.

Древний в основе своей доиндоевропейский образ волшебной

Коровы и ее небесно-космических атрибутов пронизывает весь

Русский сказочный фольклор. В концентрированной форме он

Отразился в известной сказке о Крошечке-Хаврошечке -- шедевре

Устного народного творчества из афанасьевского сборника (No

Чудесная корова -- помощница преследуемой девушки --

гибнет в результате злых козней, из ее костей (вариант -- из

Кишок) вырастает волшебная яблоня с серебряными ветвями и

Золотыми листьями (в русской сказке лишь в этом отдаленный

Намек на космические цвета -- солнечно-золотой и

Серебряно-лунный).

Зато совершенно недвусмысленные космические реминисценции

Обнаруживаются в таком же сюжете о волшебной корове (в

вариантах -- быка) в белорусской сказке, записанной в прошлом

Веке в Витебской губернии Е.Р.Романовым. Сказка интересна

Редким в славянском фольклоре нюансом: отец после смерти жены

Пытается жениться на собственной дочери. Но мать из могилы

Советует дочери выдвинуть условие: пусть отец сперва справит

платье "как на небе звезды, как на небе месяц" (вот они

космические реминисценции!). Второе условие тоже связано с

Космосом: отец обязан был справить повозку и коней, как звезды

И как месяц. По счастью, кровосмесительства не произошло -- да

Такое с точки зрения позитивной народной морали, закреплявшейся

В фольклоре, и не могло случиться (что вообще-то не исключало

Случаев инцеста). По третьему условию, выдвинутому сиротой по

Совету матери (из могилы), отец должен жениться на вдове с

тремя дочерями (в популярном варианте -- Одноглазка, Двухглазка

и Трехглазка). Дальше сюжет разворачивается по знакомой схеме:

Мачеха с дочерями пытается извести падчерицу, но той помогает

Волшебная Коровка Буренька. Когда мачеха с помощью дочерей

Выследила Корову, она велит ее зарезать. Но падчерица, по

Совету матери, находит зернышко в кишках зарезанной коровы,

Сажает, и из него вырастает яблоня -- одно яблоко золотое,

Другое серебряное, которые никому не даются (золото и серебро

Здесь, как и полагается, олицетворяют Солнце и Луну). Да и

Падчерица между тем продолжает разъезжать в платье, как звезды

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.