Память о тотемном праиндоевропейском и постиндоевропейском
прошлом явственно просвечивается в былине "Два тура и турица".
Удивительно также, что сохранилась она и была записана в конце
Прошлого века среди терских казаков. Содержание этой редкой
былины на первый взгляд самое что ни на есть приземленное:
Подгулявшие накануне казаки вышли поутру опохмелиться за
Городскую стену и вдруг увидели двух золоторогих туров. Здесь в
Бытовую часть повествования вклинивается архаично-сказочная
Вставка, в которой рассказывается, как два тотемно-ритуальных
Быка (откуда их златорогость) плывут к гиперборейскому Острову
Буяну:
Да бежали туры во сине море,
Да спускались туры в море по брюхо,
Забивали туры морду по уши,
Достовали туры ключевой воды;
А напившись туры в море поплыли.
Переплывши туры Океан-море,
Переплывали туры на Буян-остров,
Там встречала их родная матушка,
Молодая турица златорогая,
Златорогая да одношерстная...
Сюжет о двух турах и турицах златорогих известен и в
Северных записях -- и, в частности, во вступлении к одному из
вариантов былины о богатыре Василии Игнатиевиче и Батыге. Но в
Записи А.Ф.Гильфердинга отсутствует наиболее древний и
Интересный мотив, связанный с Островом Буяном.
Космическая же атрибутика быков-оленей ("быков" -- в
данном случае "самцов") легко обнаруживается, к примеру, в двух
Славянских песнях -- болгарской и русской, -- где привязка к
Устойчивым астральным символам оказывается практически
идентичной. В болгарской песне:
Сделал его Бог оленем
С ясным Солнцем на челе,
С месяцем на груди,
С частыми звездами по телу.
В русской вятской свадебной песне, сохранившейся в
дореволюционном архиве:
Ой, был я у Дуная на бережке...
Пил олень воду, а сам взыграл...
Ой, на правом бедре млад светел месяц,
Ой, на левом бедре красное солнышко,
Ой, насупротив оленя заря утренняя,
Ой, по оленю частые звезды117.
Древний в основе своей доиндоевропейский образ волшебной
Коровы и ее небесно-космических атрибутов пронизывает весь
Русский сказочный фольклор. В концентрированной форме он
Отразился в известной сказке о Крошечке-Хаврошечке -- шедевре
Устного народного творчества из афанасьевского сборника (No
Чудесная корова -- помощница преследуемой девушки --
гибнет в результате злых козней, из ее костей (вариант -- из
Кишок) вырастает волшебная яблоня с серебряными ветвями и
Золотыми листьями (в русской сказке лишь в этом отдаленный
Намек на космические цвета -- солнечно-золотой и
Серебряно-лунный).
Зато совершенно недвусмысленные космические реминисценции
Обнаруживаются в таком же сюжете о волшебной корове (в
вариантах -- быка) в белорусской сказке, записанной в прошлом
Веке в Витебской губернии Е.Р.Романовым. Сказка интересна
Редким в славянском фольклоре нюансом: отец после смерти жены
Пытается жениться на собственной дочери. Но мать из могилы
Советует дочери выдвинуть условие: пусть отец сперва справит
платье "как на небе звезды, как на небе месяц" (вот они
космические реминисценции!). Второе условие тоже связано с
Космосом: отец обязан был справить повозку и коней, как звезды
И как месяц. По счастью, кровосмесительства не произошло -- да
Такое с точки зрения позитивной народной морали, закреплявшейся
В фольклоре, и не могло случиться (что вообще-то не исключало
Случаев инцеста). По третьему условию, выдвинутому сиротой по
Совету матери (из могилы), отец должен жениться на вдове с
тремя дочерями (в популярном варианте -- Одноглазка, Двухглазка
и Трехглазка). Дальше сюжет разворачивается по знакомой схеме:
Мачеха с дочерями пытается извести падчерицу, но той помогает
Волшебная Коровка Буренька. Когда мачеха с помощью дочерей
Выследила Корову, она велит ее зарезать. Но падчерица, по
Совету матери, находит зернышко в кишках зарезанной коровы,
Сажает, и из него вырастает яблоня -- одно яблоко золотое,
Другое серебряное, которые никому не даются (золото и серебро
Здесь, как и полагается, олицетворяют Солнце и Луну). Да и
Падчерица между тем продолжает разъезжать в платье, как звезды
Поиск по сайту:
|