Отголоски некоторых из стародавних традиций сохранились и
Поныне: они живут, например, в украшении елок (изредка -- и
Иных деревьев) на Рождество и Новый год.
Обычай украшать деревья и приносить им жертвы уходит
Своими корнями в доарийское прошлое и существовал у многих
Народов разных континентов. Древние руссы, например,
Поклонялись дубам, обвешивали их стрелами, кусочками хлеба и
Мяса. По свидетельству византийского императора Константина
Багрянородного, на острове Хортица у днепровских порогов рос
Один из таких священных дубов -- объект обязательного
Поклонения для русских, спускавшихся вниз по Днепру. Здесь,
Помимо даров, приносили в жертву живых петухов104. Известно
Также, что петух как провозвестник Солнца нередко само это
Дневное светило и олицетворял. Такое сугубо языческое
Представление сохранялось на протяжении многих тысячелетий и
Просочилось даже в христианскую литературу. В определенной мере
об этом свидетельствует соловецкий апокриф XIV века "О всей
твари", где поминается космическо-солнечный кур (петух) с
головой до небес: "Есть кур, ему же глава до небеси, море до
Колена. Егда же солнце омывается в Кияне, тогда же Акиян
Всколебается и начнут волны кура бить по перью, -- он же
<...> речет кукареку"105.
Вообще же петух -- тотемно-магическая птица и несет
Двойную нагрузку -- положительную и отрицательную. С одной
Стороны, его крик прогоняет нечистую силу и вредоносные ночные
Призраки; с другой стороны, петух сам может навлечь беду, если
Не соблюсти некоторые обязательные условия (например, нельзя
Долго держать одного и того же петуха, его обязательно нужно
Через год-другой зарезать, иначе непременно случится несчастье
В доме (пожар), в семье (болезнь), с хозяином (смерть) и т.д.).
Священный дуб славян, кстати, сохранился до нынешних
Времен и является мемориальным памятником историко-культурного
заповедника на острове Хортица. Что касается магической триады:
"дуб-петух-небо", то она закодирована в известной русской
Сказке о петухе и жерновках (сборник Афанасьева, No 188).
Обронил старик желудь, и вырос из него мгновенно до самого неба
Исполинский дуб. Влез старик по волшебному дубу на небо
(олицетворяющему Вселенную), походил по нему и нашел петушка
(возможно, в данном конкретном случае олицетворяющем Солнце).
Петушок дарит старику волшебные жеровки, способные накормить
Кого угодно, а затем спасает их от похитителя. Сам петушок тоже
Волшебный: он и в огне не горит, и в воде не тонет.
Поклонение дубам -- древнейшая индоевропейская традиция,
Распространенная повсеместно, где произрастали эти лесные
Великаны и долгожители. Из античной истории и поэзии хорошо
Известна священная дубрава Зевса Додонского. Додонский оракул
Был основан пришлыми пеласгами в Эпире на севере Балканского
Полуострова (почему Гомер и называет Зевса Пеласгийским), но
Вскоре приобрел всеэллинскую значимость106. О нем с величайшим
почтением говорится в "Илиаде". Додонские жрецы предсказывали
Судьбу и предначертывали линию жизни по шелесту листьев
Священного дуба. Именно в покорности додонским прорицаниям
упрекает скиталицу Ио Прометей в Эсхиловой трагедии:
Там шелесом чудесные дубы
Тебе вещали прямо без загадок,
Что Зевсовою будешь ты женой...
Кстати, память о Додоне сохранилась и в русском фольклоре
и его использовал Пушкин в "Сказке о золотом петушке",
Наименовав так злополучного царя. В действительности царь Додон
-- это более чем смутное и сильно видоизмененное воспоминание о
Былом владыке -- Зевсе Додонском.
Но дуб -- лишь одно из священных деревьев русского народа.
Своеобразным символом России выступает белая береза. С березой
Связан и главный весенне-летний праздник. С момента введения на
Руси христианства он приурочивается к Троице (пятидесятый день
После Пасхи). Последняя (седьмая) неделя после Пасхи
Именовалась Семиком и на нее приходились так называемые зеленые
Святки. Именно этот краткий период характеризуется самым
Поиск по сайту:
|