Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отголоски некоторых из стародавних традиций сохранились и



Поныне: они живут, например, в украшении елок (изредка -- и

Иных деревьев) на Рождество и Новый год.

Обычай украшать деревья и приносить им жертвы уходит

Своими корнями в доарийское прошлое и существовал у многих

Народов разных континентов. Древние руссы, например,

Поклонялись дубам, обвешивали их стрелами, кусочками хлеба и

Мяса. По свидетельству византийского императора Константина

Багрянородного, на острове Хортица у днепровских порогов рос

Один из таких священных дубов -- объект обязательного

Поклонения для русских, спускавшихся вниз по Днепру. Здесь,

Помимо даров, приносили в жертву живых петухов104. Известно

Также, что петух как провозвестник Солнца нередко само это

Дневное светило и олицетворял. Такое сугубо языческое

Представление сохранялось на протяжении многих тысячелетий и

Просочилось даже в христианскую литературу. В определенной мере

об этом свидетельствует соловецкий апокриф XIV века "О всей

твари", где поминается космическо-солнечный кур (петух) с

головой до небес: "Есть кур, ему же глава до небеси, море до

Колена. Егда же солнце омывается в Кияне, тогда же Акиян

Всколебается и начнут волны кура бить по перью, -- он же

<...> речет кукареку"105.

Вообще же петух -- тотемно-магическая птица и несет

Двойную нагрузку -- положительную и отрицательную. С одной

Стороны, его крик прогоняет нечистую силу и вредоносные ночные

Призраки; с другой стороны, петух сам может навлечь беду, если

Не соблюсти некоторые обязательные условия (например, нельзя

Долго держать одного и того же петуха, его обязательно нужно

Через год-другой зарезать, иначе непременно случится несчастье

В доме (пожар), в семье (болезнь), с хозяином (смерть) и т.д.).

Священный дуб славян, кстати, сохранился до нынешних

Времен и является мемориальным памятником историко-культурного

заповедника на острове Хортица. Что касается магической триады:

"дуб-петух-небо", то она закодирована в известной русской

Сказке о петухе и жерновках (сборник Афанасьева, No 188).

Обронил старик желудь, и вырос из него мгновенно до самого неба

Исполинский дуб. Влез старик по волшебному дубу на небо

(олицетворяющему Вселенную), походил по нему и нашел петушка

(возможно, в данном конкретном случае олицетворяющем Солнце).

Петушок дарит старику волшебные жеровки, способные накормить

Кого угодно, а затем спасает их от похитителя. Сам петушок тоже

Волшебный: он и в огне не горит, и в воде не тонет.

Поклонение дубам -- древнейшая индоевропейская традиция,

Распространенная повсеместно, где произрастали эти лесные

Великаны и долгожители. Из античной истории и поэзии хорошо

Известна священная дубрава Зевса Додонского. Додонский оракул

Был основан пришлыми пеласгами в Эпире на севере Балканского

Полуострова (почему Гомер и называет Зевса Пеласгийским), но

Вскоре приобрел всеэллинскую значимость106. О нем с величайшим

почтением говорится в "Илиаде". Додонские жрецы предсказывали

Судьбу и предначертывали линию жизни по шелесту листьев

Священного дуба. Именно в покорности додонским прорицаниям

упрекает скиталицу Ио Прометей в Эсхиловой трагедии:

Там шелесом чудесные дубы

Тебе вещали прямо без загадок,

Что Зевсовою будешь ты женой...

Кстати, память о Додоне сохранилась и в русском фольклоре

и его использовал Пушкин в "Сказке о золотом петушке",

Наименовав так злополучного царя. В действительности царь Додон

-- это более чем смутное и сильно видоизмененное воспоминание о

Былом владыке -- Зевсе Додонском.

Но дуб -- лишь одно из священных деревьев русского народа.

Своеобразным символом России выступает белая береза. С березой

Связан и главный весенне-летний праздник. С момента введения на

Руси христианства он приурочивается к Троице (пятидесятый день

После Пасхи). Последняя (седьмая) неделя после Пасхи

Именовалась Семиком и на нее приходились так называемые зеленые

Святки. Именно этот краткий период характеризуется самым

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.