Богатым циклом песен, игр, хороводов, гаданий, предсказаний.
Одна из самых знаменитых русских народных песен "Во поле
березонька стояла" с повтором:
Некому березку заломати,
Некому кудряву заломати, --
Относится именно к семикско-троицким хороводным песням. Их
Христианская номинация чисто условная. На самом деле это самый
что ни на есть древнеязыческий праздник. "Березку заломати"
Требовалось для того, чтобы сломать (иногда ломалась только
Макушка) и принести в дом, украсить его снаружи и внутри. Или
Чтобы поставить на видном месте и украсить лентами, бусами,
Платками. Или походить с ней по улице. Устраивалась и трапеза,
Главным блюдом была яичница, она символизировала в
Неосознаваемой форме древние забытые представления о
Космическом яйце и Солнце, которое символизировал желток.
Гораздо чаще березку украшали прямо в лесу. И там же
Одновременно завивали и развивали ее ветви (откуда один из
припевов "Дубинушки": "Разовьем мы березу, разовьем мы
кудряву"). Девушки плели венки и гадали о будущем. С утра до
Ночи водились женские хороводы. Праздник был исключительно
женский, уходящий своими корнями в матриархальную старину;
Мужчины к нему и близко не подпускались, лишь позднее нравы
Несколько смягчились. Праздновалось само таинство жизни,
Носителем которого являлась женщина. И березка символизировала
Это таинство, выступая как подлинное Древо жизни.
Пик неформальных семикско-троицких празднеств приходился
На Духов день. Вопреки общеизвестным религиозным истолкованиям,
Именно в этот день до предела обнажалась подлинная подоплека
Древних языческих обрядов и их ярко выраженная
Сексуально-оргиастическая сущность. До недавнего времени
Истинный смысл троицкой обрядности был известен ограниченному
Кругу людей: непосредственным участникам, наблюдателям и
Этнографам-фольклористам. Последние, однако, не могли
опубликовать собранные сведения из-за их откровенной "срамоты".
Лишь в самое последнее время в печати стали появляться тексты
Языческого происхождения, записанные в Смоленской, Калужской и
Других областях107.
Срамные троицкие песни, исполняемые исключительно
Женщинами, носили вызывающе похабный характер и сопровождались
Плясками со столь же выразительной жестикуляцией. О
Матриархальных пережитках свидетельствует также и непременное
Изготовление чучела бабы с подчеркнуто большими грудями. Оно
Делалось из двух березок, обряжалось в платье, украшалось
Лентами и в долгом шествии с песнями и танцами относилось к
Реке, раздевалось и топилось. Это языческое шествие с трясучкой
и ловлей мужчин (!) во многом напоминает аналогичные ритуальные
Действия, устраиваемые во время античных дионисий и вакханалий.
В синтетическом образе греко-римского Диониса-Вакха --
Бога вина и веселья -- отчетливо прослеживается и дендрическая
(древесная) сущность этого общеиндоевропейского культа.
Сохранились многочисленные и подробнейшие свидетельства о
Разнузданных народных празднествах в его честь. Несмотря на
Более чем прохладное отношение со стороны официальных властей и
Жречества, дионисии и вакханалии были чрезвычайно популярны и
Живучи в среде широких масс. Традиции прадионисийской культуры
С непременными элементами карнавальности сформировались задолго
До появления прапредков эллинов и италийцев в Средиземноморье и
До последнего времени обнаруживались и в славяно-русских
Обычаях.
Дионис -- один из самых поздних Олимпийских Богов. К сонму
Небожителей он был приписан едва ли не самым последним и с
Трудом вписался в сложившуюся структуру религиозных верований.
По версии позднейших мифографов, рождение Диониса -- случай из
Ряда вон выходящий. Неистощимая на изощренную месть ревнивая
Гера решила извести Семелуочередную пассию любвеобильного Зевса
-- и надоумила доверчивую фиванскую царевну попросить владыку
Олимпа явиться перед ней во всем своем божественном величии.
Зевс предстал перед возлюбленной, которая была уже на шестом
Поиск по сайту:
|