1. Эпоха, личность и деятельность Владимира Мономаха. Источники сведений о князе и их специфика.
2. Общее и различное в изображении Владимира Мономаха в летописной «Повести об ослеплении Василько Теребовльского» и в созданном князем «Поучении».
3. Основные философские, политические и этические идеи «Поучения». Представление о личном и государственном в сочинениях Владимира Мономаха.
4. Автобиографический характер произведений Владимира Мономаха. Многогранность и «живость» образа князя в произведениях, им созданных. Образ Владимира Мономаха как политический и нравственный идеал эпохи.
5. Структура «Поучения». Значение устно-поэтической традиции в «Письме» Владимира Мономаха к Олегу Гориславичу. Литературные источники «Поучения».
6. Литературоведческий анализ текста.
Задание
Запишите выводы, к которым вы пришли, сопоставляя изображение Владимира Мономаха в «Повести об ослеплении Василько Теребовльского» и «Поучении». Каково представление об идеальном князе в этот период русской истории?
2. Копреева Т.Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. – Л., 1972. Т.27. – С.99-108.
3. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. – С.111-131.
4. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. – С.137-139.
5. Лихачев Д.С. Владимир Всеволодович Мономах // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып.1 – С.98-102.
Практическое занятие № 5 + 5а
Тема: Поэтика «Слова о полку Игореве»
1. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве». Причины появления в тексте памятника «темных мест».
.
2. Композиция Слова. Система образов в Слове: образы князей, Ярославны, Бояна, Русской земли, природы. Исторический комментарий основных лиц и событий «Слова» (поход князя Игоря, его причины; участники похода и другие герои произведения).
3. Жанр, ритмический строй и язык Слова. Стилистические особенности Слова.
4. Конкретно-историческое и вечное в «Слове», их соотношение и взаимосвязь. «Слово о полку Игореве» как источник поэтического вдохновения для писателей и художников нового времени. Переводы Слова.
5. Чтение и анализ отдельных фрагментов «Слова»: пролог, сборы в поход и сцена солнечного затмения, «вещий сон» и «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.
Задание
Подготовить конспект статьи:
Лихачев Д.С. «Слово» и эстетические представления его времени.// Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Монография. – 2-е изд., доп. – Л., 1985. – С. 39-76.
Литература
1. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: Ист.-лит. очерк. – М., 1982.
2. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л., 1986.
3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Монография. – 2-е изд., доп. – Л., 1985.
4. Лихачев Д.С. Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» // Рус. лит., 1983. № 4. – С.9-21.
5. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». – М., 1972.
6. «Слово о полку Игореве»: Древнерусский текст и переводы. – М., 1981.
7. Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Кр. энциклопедический словарь. Минск, 1989.
8. Гаспаров Б. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000.
9. Зимин А.А. Слово о полку Игореве. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006.
Практическое занятие № 5а + 5
Тема: Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале «Слова и полку Игореве» и «Моления» Даниила Заточника)
1. Причины анонимности памятников средневекового искусства. Значение текстологии в изучении литературы Древней Руси. Трудности атрибуционной работы. Основные принципы текстологического анализа произведения.
2. Проблема авторства «Слова о полку Игореве» и ее роль в решении вопроса о подлинности памятника.
3. Кто мог быть автором «Моления» Даниила Заточника? Основные направления, итоги и перспективы научного поиска.
Задания
А) работа со словарем литературоведческих терминов: определение понятий «текстология», «атрибуция», «редакция».
Б) Подготовка письменного сообщения по второй или третьей теме практического занятия. Сообщение должно быть основано на изучении текста произведения и научной литературы по вопросу, иметь план и выводы, список использованной литературы и 2-3 карточки с аннотациями статей и книг по теме, которые разысканы самостоятельно, Сообщение должно быть рассчитано на 10-15 мин.
В) Подготовка к выступлению на занятии в роли рецензента. При оценке доклада товарища, работавшего над одной с вами темой, надо учитывать степень самостоятельности в отборе, расположении и осмыслении материала, глубину анализа художественного текста. Составьте примерный план оценки ответа товарища, включив в него и другие критерии, которые вы считаете главными.
Литература
1. Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы X – XVII веков. – Л, 1983. – С. 304-344.
2. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». – М., С.5-6, 393-410, 499-512.
3. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. – М., 1991. – Гл. 5 и 9.
4. Франчук В.Ю. Мог ли Петр Бориславич создать «Слово»? // ТОДРЛ. – Л., 1976. Т.31. – С.77-92.
5. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л., 1978. – с.75-149.
6. Дмитриев.Л.А. Автор «Слова о полку Игореве»// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987.Вып.1 – С.16-32.
7. Будовниц И.У. Памятник ранней дворянской публицистики («Моление» Даниила Заточника)// ТОДРЛ. М.; Л.,1951. Т.8. – С.138-157.
8. Воронин Н.Н. Данил Заточник// Исследования и материалы по древнерусской литературе. Древнерусская литература и ее связи с новым временем. М., 1967. – С.54-101.
9. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведении литературы Древней Руси. М, 1975. – С.205-220.
10. Лихачев Д.С. Данил Заточник.// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып.1. – С.112-115.