Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 12. Тема: Традиции и новаторство в «Житии»



Тема: Традиции и новаторство в «Житии»

Протопопа Аввакума

1. Отражение социальных противоречий эпохи (церковная реформа патриарха Никона и возникновение раскола русской церкви) в «Житии».

2. Особенности жанра Жития (житийный тип повествования, черты романного жанра и др.). Споры о жанре Жития в современном литературоведении.

3. Личность автора и его мировоззрение.

4. Литературное новаторство Аввакума в изображении человека. Принципы изображения главного героя. Образ Настасьи Марковны в «Житии». Литературные приемы на фоне традиционной житийной литературы.

5. Своеобразие композиции. Время в «Житии».

 

Задание

1) Подготовить конспект статьи:

Демкова Н.С. «Житие» протопопа Аввакума // Истоки русской беллетристики. – Л., 1970. – С. 247-263.

2) Ответить письменно на второй вопрос, указав черты автобиографии, романа, путешествия, жития и др.

 

Литература

1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его произведения. – Иркутск, 1979.

2. Памятники литературы Древней Руси: XVII в. – М., 1986.

3. Гусев В.Е. Вступительная статья // Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. – М., 1960.

4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

5. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Гл. 7,10. (любое издание).

6. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1975. – С. 299-312.

7. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в литературе Древней Руси. – Л., 1984.

8. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения). – Л., 1974.

9. Панченко А.М. Аввакум как новатор // Рус. лит., 1982. № 4. – С. 142-152.

10. Понырко Н.В. «Житие протопопа Аввакума» как духовное завещание // ТОДРЛ, - Л., 1985. Т.39. – С.379-387.

11. Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания: исследования и тексты. – М., 1963.

12. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы / Отв. Ред. В.П.Гребенюк. – М., 1998. – С.55-89.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Практическое занятие

Тема: «Хожение за три моря» Афанасия Никитина

  1. Эпоха великих географических открытий. «Хожение» Афанасия Никитина: причины путешествия в Индию, его маршрут и хронология. Проблема датировки памятника. Исторические реалии и их функции в произведении. Соотношение древнерусского представления о сказочно богатой Индии с реальным знанием о стране в «Хожении за три моря». Разрушение средневекового образа Индии – «земного рая» в произведении Афанасия Никитина.
  2. Объекты изображения в «Хожении». Светское и религиозное начала в памятнике. Проявление в произведении гуманизма, веротерпимости, патриотизма Афанасия Никитина. Социальные мотивы «Хожения».
  3. Жанровое своеобразие произведения. Элементы жанра «житий» и «исторической повести» в «Хожении». Эпическое и лирическое в памятнике. Новаторство Афанасия Никитина в жанре «хожения».
  4. Композиция произведения. Причины трехчастного строения «Хожения», типы композиционных связок. Особенности построения путевых очерков.
  5. Роль автора-повествователя в произведении.
  6. Художественное пространство и время в «Хожении». Реальное и художественное пространство. Способы организации пространства в произведении. Динамика художественного времени в «Хожении».
  7. Язык произведения. Почему А.Н. ориентировался на стиль разговорной речи? Лексические пласты произведения. Причины использования иноязычной лексики. Функция иностранных слов в тексте.

 

Задание

Составьте карту-схему странствований Афанасия Никитина. Определите основные принципы отбора материала в «Хожении». Объясните, почему автор описывает не все события путешествия или описывает события с разной степенью подробности. Найдите в тексте произведения фрагменты, в основе которых лежит не виденное, а слышанное автором. Почему А.Н. включил эти описания в текст «Хожения»?

 

Литература

  1. Адрианова-Перетц В.П. Афанасий Никитин – путешественник-писатель; Лурье Я.С. Афанасий Никитин и русская общественная мысль XV века // «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. 2-е изд. – М.; Л., 1958. – С.93-125, 135-142.
  2. Прокофьев Н.И. Предисловие // «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. 1466 – 1472. – М., 1980. – С.7-41.
  3. Лурье Я.С. Русский «чужеземец» в Индии XV века; Семенов Л.С. Хронология путешествия Афанасия Никитина // «Хожение за три моря Афанасия Никитина». – Л., 1986. – С.61-107. («Литературные памятники»).
  4. Ваташевская М.Н. Странствования Афанасия Никитина. – М., 1972.
  5. Семенов Л.С. Путешествие Афанасия Никитина. – М., 1980.

 

Практическое занятие

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.