на заседании кафедры русской и зарубежной литературы
«___»______2014 г., Протокол №____
Стерлитамак 2014
Цели освоения дисциплины
Курс истории древнерусской литературы является основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает древнейший этап литературного письменного творчества, на котором сформировалась национальная специфика всей русской литературы, система эстетических и нравственных ориентаций, явно или скрыто сохраняющаяся и в новое время. Кроме того, именно средневековые произведения, небольшие по размерам и, как правило, ясные по содержанию, представляют собой благодатный материал для овладения основными навыками анализа художественных произведений.
Изучение курса истории древнерусской литературы предполагает следующие цели и задачи:
- овладение рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания средневековых текстов, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров литературы Древней Руси;
- знание содержания определенного круга наиболее значительных произведений, своеобразия эпохи их создания, жанровой специфики, места в историко-литературном процессе средневековья;
- создание представлений о закономерностях и особенностях развития древнерусской литературы в целом и в отдельные периоды, о связях письменных произведений с фольклором и литературами других стран.
- формирование навыков осознанно-аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры;
- обучение исходным принципам филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе со- временной литературоведческой терминологии и аналитических методик.
Основным средством получения теоретических и историко-литературных знаний является, наряду с освоением лекционного курса, самостоятельная работа студентов с учебниками, монографическими исследованиями и статьями по вопросам практикума. Умения и навыки отрабатываются на семинарских и практических занятиях путем комментированного чтения древнерусских памятников, целостного анализа отдельных произведений, сравнительного анализа текстов одного жанра, сопоставления системы изобразительно-выразительных средств произведений и выявления стилистических формул и индивидуальных приемов.
Понимание студентами текста древнерусских произведений выявляется с помощью контрольных работ или устных собеседований, проводимых в середине (тексты XI-XV вв.) и в конце (тексты XVI-XVII вв.) семестра.
Первый этап развития русской литературы, как и все другие, осмысляется едиными законами, главными из которых являются: внутреннее содержание и эволюция типов художественного сознания, соотношение категорий «жанр», «стиль», «автор». Настоящий курс основывается на концептуальном описании названных категорий.
При всей внешней «простоте» (событийность, фактографичность, предсказуемость) древнерусские тексты, как отмечает Д.С. Лихачев, - это культура великого молчания, «исполненная» таинств и загадок. Важнейшая задача – ввести в круг чтения и понимания современного читателя памятники искусства слова Древней Руси в их эстетическом значении, не обойтись без широкого использования искусствоведческих параллелей (не следует забывать о синкретизме средневековой культуры), привлечения иных сфер общественного сознания, к примеру, религиозного, поиска аналогий с культурами других народов.
Древнерусская литература находилась в диалектических отношениях с отечественной историей: она следовала ей, но она и определяла движение истории. Автономность, неповторимость, уникальность литературы – еще одна составляющая курса.
Смысловым центром литературы является изображение человека. Древнерусская литература за семь веков своего существования явила собой эволюцию способов и приемов изображения человека и мира в их взаимосвязи, художественного мышления в целом. Исследование этого процесса - предмет первостепенного внимания.
Выбор текстов, тематика лекционных и практических занятий, другие виды работы подчинены стремлению охватить, во-первых, самое существенное и основное в древнерусской литературе, во-вторых, коснуться именно тех ее сторон, которые оказались продуктивными в дальнейшем.