Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленноечтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.
Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности.
Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение.
Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития.
В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.).
Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов:
1. Текст и исторический контекст.
2. Текст и стиль эпохи.
3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.
4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).
5. Композиция, сюжет.
6. Проблематика произведения.
7. Характеристика героев.
8. Мотивный комплекс.
9. Образная система произведения. Символика.
10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.
11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).
12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).
*Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов древнерусской литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике.
Практическое занятие № 1
Тема: Летописание Древней Руси. «Повесть временных лет»
1. Гипотезы об источниках и истории создания «Повести временных лет». Три редакции «Повести».
2. Особенности построения ПВЛ. Многожанровый характер ПВЛ.
3. Стиль изображения действительности и человека (своеобразие эпического стиля ПВЛ, ее связь с фольклором), приметы этого стиля. Сравните изображение идеальных князей в летописи с фресковой и мозаичной живописью XI-XIII веков. Что общего в содержании и этикетности изображения героев?
4. Элементы реалистического изображения в ПВЛ.
5. Литературоведческий анализ летописного сказания, летописной повести, летописного рассказа (по выбору): об основании Киева, о призвании варягов на Русь, о походе Олега на Царьград, о смерти Олега от своего коня, о Смерти Игоря и мести Ольги древлянам, о походах князя Святослава, о крещении Руси и о князе Владимире, о юном Кожемяке, об осаде Белгорода и белгородском киселе, о поединке Мстислава с Редедей. Рассказы о Киевском восстании, о походе против половцев, об ослеплении Василька Теребовльского. Повести о смерти княгини Ольги, об убийстве Бориса и Глеба, о смерти Ярослава Мудрого.
Задание
Подготовить конспекты статей(для этого студенту необходимо завести отдельную тетрадь для конспектов; в заголовке к конспекту статьи указывать автора, инициалы, название статьи, выходные данные, страницы):
1) Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. (Глава 2).
2) Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С.42-97.
Литература
1. Повесть временных лет / Подгот. текста О.В.Творогова, пер. Д.С.Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI- нач. XII вв. – М., 1979;
7. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.): Учеб. пособие для студ. Филол. Специальностей вузов / Под ред. О.В.Никитина. – М., 2002.
8. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы / Отв. Ред. В.П.Гребенюк – М., 1998. – С.100-105.