Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Литературоведческий анализ текста



Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленноечтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.

Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности.

Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение.

Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития.

В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.).

Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов:

1. Текст и исторический контекст.

2. Текст и стиль эпохи.

3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.

4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).

5. Композиция, сюжет.

6. Проблематика произведения.

7. Характеристика героев.

8. Мотивный комплекс.

9. Образная система произведения. Символика.

10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.

11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).

12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).

 

*Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов древнерусской литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике.

Практическое занятие № 1

Тема: Летописание Древней Руси. «Повесть временных лет»

1. Гипотезы об источниках и истории создания «Повести временных лет». Три редакции «Повести».

2. Особенности построения ПВЛ. Многожанровый характер ПВЛ.

3. Стиль изображения действительности и человека (своеобразие эпического стиля ПВЛ, ее связь с фольклором), приметы этого стиля. Сравните изображение идеальных князей в летописи с фресковой и мозаичной живописью XI-XIII веков. Что общего в содержании и этикетности изображения героев?

4. Элементы реалистического изображения в ПВЛ.

5. Литературоведческий анализ летописного сказания, летописной повести, летописного рассказа (по выбору): об основании Киева, о призвании варягов на Русь, о походе Олега на Царьград, о смерти Олега от своего коня, о Смерти Игоря и мести Ольги древлянам, о походах князя Святослава, о крещении Руси и о князе Владимире, о юном Кожемяке, об осаде Белгорода и белгородском киселе, о поединке Мстислава с Редедей. Рассказы о Киевском восстании, о походе против половцев, об ослеплении Василька Теребовльского. Повести о смерти княгини Ольги, об убийстве
Бориса и Глеба, о смерти Ярослава Мудрого.

 

Задание

Подготовить конспекты статей(для этого студенту необходимо завести отдельную тетрадь для конспектов; в заголовке к конспекту статьи указывать автора, инициалы, название статьи, выходные данные, страницы):

1) Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. (Глава 2).

2) Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С.42-97.

 

Литература

1. Повесть временных лет / Подгот. текста О.В.Творогова, пер. Д.С.Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI- нач. XII вв. – М., 1979;

2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. (Глава 2 – С.80-160).

3. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970.

4. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. – Л., 1973.

5. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. - Л., 1987.

6. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М.; Л., 1963.

7. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.): Учеб. пособие для студ. Филол. Специальностей вузов / Под ред. О.В.Никитина. – М., 2002.

8. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы / Отв. Ред. В.П.Гребенюк – М., 1998. – С.100-105.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.