1. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Самостоятельная работа является основной и обязательной частью учебного процесса. Самостоятельная работа - это вид учебных занятий, предназначенный для приобретения студентами знаний, умений и навыков в объеме изучаемой дисциплины согласно требованиям ГОС ВПО. Самостоятельная работа необходима для формирования у обучающихся умения систематизировать, закреплять и углублять знания.
Самостоятельная работа призвана дисциплинировать и повышать ответственность обучающихся, использовать ими полученные знания в предстоящей практической деятельности, научить постоянно обновлять полученные знания, т.е. научить учиться самостоятельно.
Планирование самостоятельной работы
2. Четкое планирование является необходимым условием для успешной самостоятельной работы студентов.
3. Объем времени (в часах), отводимый на СР по каждой конкретной дисциплине, устанавливается учебным планом специальности.
4. Соотношение часов аудиторных и самостоятельной работы определяется, как правило, характером дисциплин и видами подготовки.
5. Самостоятельная работа включает в себя:
- изучение учебных материалов по дисциплине;
- написание докладов, рефератов, аннотаций (эссе), сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения;
- выполнение контрольных и курсовых работ, предусмотренных программами учебных дисциплин;
- участие в работе научных кружков, на олимпиадах, конкурсах, студенческих конференциях;
- обобщение опыта работы в процессе прохождение практик и практикумов;
- участие студентов в научно-исследовательской деятельности вуза (участие в бюджетных и внебюджетных научных исследованиях, включенных в планы НИР вуза);
- публикация результатов НИР.
6. Сбалансированность по разделам и темам программы учебной дисциплины является обязательным требованием к преподаванию при планировании самостоятельной работы студентов.
Методическое обеспечение самостоятельной работы
7. Самостоятельная работа студентов как вид учебной деятельности является объектом методической, научно-исследовательской, организационной и воспитательной работы кафедр.
8. Самостоятельная работа и уровень ее методической разработки служат качественным показателем работы преподавателей кафедры.
9. Разработка методического обеспечения самостоятельной работы студента по изучению учебной дисциплины является обязательной для преподавателей кафедр.
10. В структуре пакета учебно-методических материалов самостоятельная работа и ее организация представлена в следующих документах: - в учебно-тематическом плане, в котором преподаватель выделяет тематику самостоятельной работы и указывает рекомендуемое для освоения материала время;
- в методических рекомендациях;
- в фонде контрольных заданий, предназначенных для оценки качества подготовки специалистов, регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальностей и комплексной проверке вуза (фонд включает задания, вопросы, тесты, задачи, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, обучающихся согласно требованиям РОС специальностей);
- в списке рекомендуемой литературы, содержащей перечень обязательных и дополнительных учебных и методических материалов, авторский материал;
11. Студенту должны быть доступны:
- методические научные разработки ведущих преподавателей кафедры (монографии, диссертации, публикации в периодической печати);
- отчеты преподавателей и сотрудников кафедры о стажировках, переподготовках и повышении квалификации по профилю учебной дисциплины;
- материалы научных, научно-практических конференций по изучаемой тематике.
12. Преподаватель, ведущий дисциплину, обязан представлять студентам адреса сайтов, содержащие материалы курса.
13. Преподаватели кафедр несут ответственность за содержание методического обеспечения самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины.
Организация самостоятельной работы
14. Основой организации самостоятельной работы студента является адаптация к профессиональной деятельности знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе обучения.
15. Время, отводимое на самостоятельную работу, должно использоваться студентами для наиболее полного освоения учебной дисциплины.
17. Максимальный объем учебной нагрузки студента согласно ГОС специальностей составляет 54 часа в неделю, из них при обучении по очной форме по программам высшего профессионального образования, как правило, - 27 часов учебного времени отводится на самостоятельную работу, при заочной форме - в основном, межсессионный период.
18. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы состоит в координации действий обучающихся в освоении дисциплины.
19. Взаимодействие между преподавателем и студентом осуществляется по инициативе студентов, для чего каждым преподавателем составляется график присутствия на кафедре, во время которого будут осуществляться консультации.
20. Преподаватели кафедр и сотрудники подразделений академии оказывают помощь студентам по планированию и организации самостоятельной работы.
Контроль за самостоятельной работой
21. Контроль за самостоятельной работой студентов является обязательным со стороны преподавателя.
22. Формами контроля за самостоятельной работой студентов по усмотрению кафедры могут быть: курсовые и контрольные работы, рефераты, тестирование (компьютеризированное), обзор литературы по заданной теме, отчет по первоисточникам, углубленные вопросы, выносимые на экзамен или зачет, коллоквиум и т.д.
23. Варианты выбранных форм контроля определяются ведущими преподавателями, обсуждаются на заседаниях кафедры и фиксируются в учебно-тематических планах дисциплин.