Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для самостоятельной работы. П.З. №1. Подготовить конспекты статей(для этого студенту необходимо завести отдельную



П.З. №1. Подготовить конспекты статей(для этого студенту необходимо завести отдельную тетрадь для конспектов; в заголовке к конспекту статьи указывать автора, инициалы, название статьи, выходные данные, страницы):

А) Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. (Глава 2).

Б) Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С.42-97.

 

П.З. №2. Подготовить конспект статьи:

Адриянова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси.//Труды Отдела Древнерусской литературы. – М.;Л.,1964. – Т.20. – С.41-51.

 

П.З. №3. Подготовить конспект статьи:

Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С. 132-143.

 

П.З. №4.Запишите выводы, к которым вы пришли, сопоставляя изображение Владимира Мономаха в «Повести об ослеплении Василько Теребовльского» и «Поучении». Каково представление об идеальном князе в этот период русской истории? Ответ письменный.

 

П.З. №5.Подготовить конспект статьи:

Лихачев Д.С. «Слово» и эстетические представления его времени.// Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Монография. – 2-е изд., доп. – Л., 1985. – С. 39-76.

 

П.З. №6.А) работа со словарем литературоведческих терминов: определение понятий «текстология», «атрибуция», «редакция».

Б) Подготовка письменного сообщения по второй или третьей теме практического занятия. Сообщение должно быть основано на изучении текста произведения и научной литературы по вопросу, иметь план и выводы, список использованной литературы и 2-3 карточки с аннотациями статей и книг по теме, которые разысканы самостоятельно, Сообщение должно быть рассчитано на 10-15 мин.

В) Подготовка к выступлению на занятии в роли рецензента. При оценке доклада товарища, работавшего над одной с вами темой, надо учитывать степень самостоятельности в отборе, расположении и осмыслении материала, глубину анализа художественного текста. Составьте примерный план оценки ответа товарища, включив в него и другие критерии, которые вы считаете главными.

 

П.З. №7. 1). Сопоставить письменно «Задонщину» и «Слово о полку Игореве», отметив сходства и различия, выписав в подтверждение отрывки из текста.

2). Подготовить конспект статьи:

Орлов А.С Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая 17 в.) // Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия. (Составитель В.В.Кусков). – М., 1986. – С.24-41.

 

П.З. №8. 1)В тетради дайте исторический комментарий основным событиям и лицам, упоминаемым в «Повести о житии». Как они изображаются в других памятниках древнерусской литературы этого времени? 2)Каковы причины сближения «Повести о житии Александра Невского» и «Слова о погибели Русской земли»? Выполните сопоставительный анализ этих произведений.

 

П.З. №9.1)По словарю литературоведческих терминов отработайте понятие «стиль». Как соотносятся понятия: «экспрессивно-эмоциональный стиль», «агиографический стиль», «стиль Епифания Премудрого», «стиль плетения словес»?

2) Проанализируйте отрывок из «Жития Стефана Пермского» (нач.: «Да и азъ, многогрешный и неразумный…», кон. «…како изреку, не разумею, чим ублажу, недоумею…») с точки зрения художественных особенностей текста. Какова роль «плетения словес» в создании образа житийного героя? Выучите этот отрывок наизусть.

3) Сравните образы Сергия Радонежского и Стефана Пермского, созданные Е.П. Что сближает и различает их? Запишите в тетрадь выводы, к которым вы пришли в результате сопоставления.

 

П.З. №10.Составьте карту-схему странствований Афанасия Никитина. Определите основные принципы отбора материала в «Хожении». Объясните, почему автор описывает не все события путешествия или описывает события с разной степенью подробности. Найдите в тексте произведения фрагменты, в основе которых лежит не виденное, а слышанное автором. Почему А.Н. включил эти описания в текст «Хожения»?

 

П.З. №11. 1)Дайте определение понятий: «письмо», «послание», «эпистола». Установите различия между ними.

2)Определите жанрово-стилевые особенности посланий Ивана Грозного и Андрея Курбского. Аргументируйте ответ примерами из текста произведений писателей.

3)Выделите в посланиях Грозного и Курбского сравнения, определите их характер. Чем отличается использование этого приема писателями?

 

П.З. №12.На вопросы практического занятия, сформулированные в форме вопроса, ответить письменно.

 

П.З. №13, 14. 1)Подготовить конспект вступительной статьи Д.С.Лихачева из книги: Повесть о Горе-Злочастии /Изд. подг. Д.С.Лихачев, Е.И.Ванеева. – Л.,1984 (Литературные памятники)

2) В чем сходство и различие повестей о Горе-Злочастии и Савве Грудцыне? Составьте тезисный план ответа на этот вопрос. Почему это произведения относят к демократической литературе XVII столетия?

3)Составьте краткий конспект статьи В.М.Жирмунского «История легенды о Фаусте» (Легенда о докторе Фаусте. 2-е изд. М., 1978. С.257-287 – «Литературные памятники»), которая поможет вам дать ответ на последний вопрос практического занятия.

 

П.З. №15.Подготовить конспект статьи:

Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII в. – М., 1977. – С.107-142.

 

П.З. №16.1) Подготовить конспект статьи:

Демкова Н.С. «Житие» протопопа Аввакума // Истоки русской беллетристики. – Л., 1970. – С. 247-263.

2) Ответить письменно на второй вопрос, указав черты автобиографии, романа, путешествия, жития и др.

Спецвопросы по истории древнерусской литературы

(самостоятельное выполнение)

 

Спецвопрос пишется каждым студентом очного отделения на любую из предложенных ниже тем. Литературу к теме студент подбирает самостоятельно, используя также список научной литературы, приведенные к планам практических занятий. Оформление: титульный лист, следующая страница – план, цель и задачи. Далее – текст. Объем – 15 – 20 листов. В конце реферата – список использованной литературы, состоящий из 5-10 источников. Ссылки на использованную литературу (сноски) обязательны. Спецвопрос готовится в течение семестра, сдается преподавателю за месяц до зачета (т.е. к декабрю); на зачете проводится собеседование по выбранной теме.

1. Агиография XI – XII вв. «Сказание о Борисе и Глебе».

2. Проповедническая литература XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» Илариона.

3. Жанр «хождений». «Хождение» игумена Даниила.

4. «Моление Даниила Заточника». Самооценка и самоуважение Даниила Заточника.

5. «Моление Даниила Заточника»: представление Даниила сущности княжеской власти и отношении князя с подданными.

6. Киево-Печерский патерик: история создания и редакции. Внутрижанровый состав патерика.

7. «Житие Александра Невского»: своеобразие княжеского идеала.

8. Образ родины в «Хождении за три моря Афанасия Никитина».

9. Отражение Киевской битвы в древнерусской литературе.

10. Литература и живопись эпохи Епифания Премудрого и Андрея Рублева.

11. Литературное творчество Епифания Премудрого.

12. Учительная литература Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха: обязанности, заботы и утехи правителя государства.

13. Публицистика Ивана Пересветова.

14. Послания Ивана Грозного. Их идеи и стиль.

15. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.

16. Литература «смутного времени». «Повесть о смерти и погребении Михаила Васильевича Скопина-Щуйского».

17. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Юлиании Лазаревской».

18. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец жанра воинской повести.

19. «Домострой» как памятник русской жизни XVI столетия.

20. Бытовые и нравственные нормы «Домостроя».

21. «Житие протопопа Аввакума»: литературное новаторство в изображении человека.

22. Неправедный суд в сатирической литературе XVII в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»).

23. Обличение духовенства в сатирической литературе XVII в. («Повесть о куре и лисице», «Повесть о Карпе Сутулове», «Калязинская челобитная»).

24. «Повесть о Фроле Скобееве»: похождения главного героя повести, острота столкновений и полнота согласия.

25. Возникновение силлабического стихосложения. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого (вирши).

26. Русское барокко XVII века.

27. Русский театр в XVII в. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драматургии.

28. Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении.

29. «Повесть о Горе-Злочастии»: нравственная и философская мысль.

30. «Повесть о Савве Грудцыне»: искушение и спасение человека.

31. Фольклорная поэтика в «Повести временных лет» (легенды о Кожемяке и о волхвах).

32. Гражданственная и нравственная мысль в «Слове о полку Игореве».

33. Сказочная и реальная Индия в русской книжности XV века («Сказание о Индийском царстве Ефросина», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина»).

34. «Житие Феодосия Печерского»: путь сына и матери к богу.

35. «Слово о полку Игореве» и славянский фольклор.

36. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература XI – XVII вв.

37. «Слово о полку Игореве» и летописные повести о походе князя Игоря на половцев в 1185 г.

38. Жанр «Слова о полку Игореве».

39. Поэтический мир «Слова о полку Игореве».

40. Ритмический строй «Слова о полку Игореве».

41. «Слово о полку Игореве» и мировой литературный процесс средневековья.

42. Мотивы «Слова о полку Игореве» в русской поэзии XVIII – XX веков.

43. «Слово о полку Игореве» и искусство его времени.

44. Природа в «Слове о полку Игореве».

45. Время создания «Слова о полку Игореве».

Образец титульного листа реферата (спецвопроса) Министерство образования и науки РФ Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета   Кафедра русской и зарубежной литературы Человек и природа в «Слове о полку Игореве» Реферат по истории древнерусской литературы Выполнила: студентка 1 курса группы РО11 филологического факультета Зорина Яна Анатольевна Проверила: кандидат филологических наук, доцент Радь Эльза Анисовна     Стерлитамак - 2013

 

Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных

И итоговых аттестаций

Темы контрольных работ (вариант 1)

 

1. Русь и ее соседи в преданиях, вошедших в «Повесть временных лет» (известия о путешествии апостола Андрея по Русской земле, об основании Киева, о призвании варягов).

2. Фольклорная поэтика в «Повести временных лет» (легенды о Кожемяке и о волхвах).

3. Конфликты и характеры повести об ослеплении князя Василька в начальной русской летописи.

4. Достопримечательности Святой земли в «Хождении» игумена Даниила.

5. Пастырь и паства в «Житии Феодосия Печерского».

6. Обязанности, заботы и утехи правителя государства в «Поучении» Владимира Мономаха.

7. Самооценка и самоуважение Даниила Заточника.

8. Гражданственная и нравственная мысль в «Слове о полку Игореве».

9. Авторское отношение к главному герою «Слова о полку Игореве».

10. Русские князья в «Слове».

11. Русская история, давняя и близкая, в «Слове».

12. Поэтизация воинской отваги в «Слове».

13. Человек и природа в «Слове».

14. Князь и его войско в «Житии Александра Невского».

15. Картины и свидетельства верности и отступничества в «Повести о разорении Рязани».

16. События и герои Куликовской битвы в «Задонщине».

17. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»; опыт сопоставления.

18. Сказочная и реальная Индия в русской книжности XV века: «Сказание о Индийском царстве» Ефросина и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

19. Фольклорная традиция в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.

20. Мысль о любви и согласии в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.

21. Бытовые и нравственные нормы «Домостроя».

22. Нравственные идеалы русских людей XVII века в «Повести об Улиянии Осорьиной»(Юлиании Лазаревской).

23. Донское казачество и Московское царство в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков».

24. Быт и нравы XVII века и авторский оценивающий взгляд в «Повести о Карпе Сутулове».

25. «Повесть о Фроле Скобееве»: похождения главного героя повести, острота столкновений и полнота согласия.

26. Искушение и спасение человека в «Повести о Савве Грудцыне».

27. Нравственная и философская мысль «Повести о Горе-Злочастии».

28. Нравственные требования к себе и к другим в «Житии протопопа Аввакума».

29. Смысл видения о трех кораблях в «Житии протопопа Аввакума».

Темы контрольных работ (вариант 2)

1. Особенности средневековых представлений о мире и человеке (на материале естественнонаучных произведений Древней Руси - “Шестоднева”, “Физиолога” и др.).

2. “Образ “мудрой девы” в произведениях фольклора и древнерусской литературы.

3. Функции загадок, притч, пословиц в летописном повествовании.

4. Сравнительный анализ “Сказания” и “Жития” о Борисе и Глебе.

5. Особенности сюжетного повествования в русских летописях XI - XII вв.

6. Значение житийной литературы в нравственно-эстетическом воспитании древнерусского человека.

7. Феодосии Печерский — писатель и герой литературы Древней Руси.

8. Летописный и агиографический “портрет” Феодосия Печерского.

9. Лирическое и эпическое начала в рассказах “Повести временных лет”.

10. Летописная и агиографическая характеристика княгини Ольги (К проблеме становления “Жития” святой).

11. Значение “Хожения” игумена Даниила в развитии путевой литературы русского средневековья.

12. Проповедническое искусство Кирилла Туровского.

13. Конкретно-историческое и вечное в “Поучении” Владимира Мономаха.

14. Стилевое своеобразие “слов” Серапиона Владимирского.

15. Языческий и христианский элементы в “Слове о полку Игореве”.

16. Образ русской земли в “Слове о полку Игореве”.

17. Тема воинского подвига и особенности ее решения автором “Слова о полку Игореве”.

18. Ритмическая организация “Слова о полку Игореве”.

19. Символика цвета и света в “Слове о полку Игореве”.

20. “Слово о полку Игореве” в музыке и живописи.

21. Лирическое и эпическое в “Слове о полку Игореве”.

22. “Слово о полку Игореве” и “Слово о погибели Русской земли”.

23. “Слово о полку Игореве” в русской поэзии первой трети XIX в.

24. Анализ двух переводов или поэтических переложений “Слова о полку Игореве” (по выбору студента).

25. Проблемы изучения “Слова о полку Игореве” в школе.

26. А.С. Пушкин и “Слово о полку Игореве”.

27. Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика.

28. Художественное своеобразие “Повести о Меркурии Смоленском”.

29. Стилевое своеобразие “Моления” Даниила Заточника.

30. Сравнительный анализ “Повести о житии” Александра Невского и “Слова о житии” Дмитрия Донского.

31. Тема “войны и мира” в памятниках Куликовского цикла.

32. Агиографический стиль Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

33. Стилевые особенности древнерусских паломнических хожений XII—XIV вв.

34. Образ автора в “Хожении за три моря” Афанасия Никитина.

35. Индийская тема в древнерусской литературе.

36. Фольклорное и книжное начала в “Повести о Петре и Февронии”.

37. “Домострой” как памятник учительной литературы Древней Руси.

38. Иоанн Грозный и протопоп Аввакум: личность писателя и ее отражение в стиле произведений.

39. Особенности публицистики “смутного времени”.

40. Жанровые особенности “Жития Юлиании Лазаревской”.

41. Женский литературный тип Древней Руси.

42. Литературные школы в русской поэзии XVII в.

43. Функции просторечий в произведениях русской демократической сатиры.

44. Художественное своеобразие “Повести о Шемякином суде”.

45. “Повесть о Ерше Ершовиче” как произведение русской демократической сатиры XVII в.

46. Протопоп Аввакум как публицист и агиограф.

47. Пространство и время в “Житии” протопопа Аввакума.

48. Значение творчества протопопа Аввакума в развитии русского литературного языка.

49. Традиционные агиографические мотивы и характер их, использования в “Житии” протопопа Аввакума.

50. Автор и герой в “Житии” протопопа Аввакума.

51. Протопоп Аввакум и Симеон Полоцкий.

52. Проблема воспитания молодого человека в литературе Древней Руси и особенности ее художественного решения в произведениях XVII в.

53. Портрет в древнерусской литературе.

54. Пейзаж в древнерусской литературе.

55. Человек в житии и на иконе.

56. Пейзаж в литературе и живописи в Древней Руси.

57. Русская критика XIX в. о древнерусской литературе и ее значении в историко-литературном процессе.

58. Традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII—XX вв. (А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, М.Ф. Булгакова и др. — по выбору студента).

59. Новые работы в области древнерусской литературы.

60. Портрет литературоведа-древника (А.С. Орлова, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, И.П. Еремина, Л.А. Дмитриева, А.Н. Робинсона, А.М. Панченко, Н.С. Демковой, Е.К. Ромодановской и др. - по выбору студента).

Темы курсовых работ

1. Особенности объединяющего жанра летописи (на примере «Повести временных лет», Киевской, Новгородской первой, Голицко-Волынской и других летописей).

2. Формирование жанра воинской повести в древнерусской литературы (по текстам XI – XIII вв.).

3. Жанровые аналоги «Слова о полку Игореве» в древнерусской литературе.

4. Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале «Слова о полку Игореве» и «Моления Даниила Заточника»).

5. Новые художественные черты в произведениях Куликовского цикла.

6. Документальное и художественное в «Степенной книге» и «Никоновской летописи».

7. Жанровые особенности «Казанской истории»» как монументального исторического повествования нового типа.

8. Развитие традиции воинской повести в повествованиях о Смутном времени.

9. Типы композиции воинских повестей.

10. Проблема идеального героя и средств его изображения в воинской повести на разных этапах ее развития.

11. Пространство и время в произведениях жанра воинской повести.

12. Система художественных средств воинского повествования и ее эволюция.

13. Развитие пейзажных описаний в воинских повестях.

14. Свет и цвет как поэтические средства древнерусского исторического повествования.

15. Способы и приемы изображения врагов Руси в воинской повести.

16. Жанр повести о княжеских преступлениях как разновидность исторической повести.

17. Двойственность жанровой природы повестей о князьях, убитых в Орде.

18. Использование портрета в исторических жанрах древнерусской литературы и его своеобразие.

19. Особенности и функции символического пейзажа в исторических жанрах.

20. Цели и особенности использования символических и лирических жанров в исторических произведениях Древней Руси.

21. Функции ретроспективной исторической аналогии и библейских цитат в древнерусском историческом повествовании.

22. Образ идеального князя в житийной литературе XI –XV вв. и иконописании этого времени.

23. «Повесть о житии Александра Невского» в контексте русской литературы Средневековья.

24. Символика цвета и света в литературе и живописи средневековья.

25. Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.

26. Изображение природы в произведениях литературы и живописи эпохи Куликовской битвы.

27. Индийская тема в русской литературе XII-XV вв.

28. Поиски новых художественных форм в литературе, живописи и архитектуре эпохи Ивана Грозного.

29. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси.

30. «Повесть о Петре и Февронии» и народно-бытовой элемент в иконописи XVI века.

31. Идеальные женские характеры Древней Руси.

32. Новые эстетические взгляды и их проявление в литературе и живописи XVII в.

33. Стиль барокко в литературе и искусстве XVII века.

34. Усиление сюжетного начала в литературе и живописи XVII века.

35. Новые принципы и приемы изображения человека в литературе и искусстве XVII века.

36. Жанр притчи в древнерусской литературе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.