П.З. №1. Подготовить конспекты статей(для этого студенту необходимо завести отдельную тетрадь для конспектов; в заголовке к конспекту статьи указывать автора, инициалы, название статьи, выходные данные, страницы):
А) Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. (Глава 2).
Б) Еремин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С.42-97.
П.З. №2. Подготовить конспект статьи:
Адриянова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси.//Труды Отдела Древнерусской литературы. – М.;Л.,1964. – Т.20. – С.41-51.
П.З. №3. Подготовить конспект статьи:
Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С. 132-143.
П.З. №4.Запишите выводы, к которым вы пришли, сопоставляя изображение Владимира Мономаха в «Повести об ослеплении Василько Теребовльского» и «Поучении». Каково представление об идеальном князе в этот период русской истории? Ответ письменный.
П.З. №5.Подготовить конспект статьи:
Лихачев Д.С. «Слово» и эстетические представления его времени.// Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Монография. – 2-е изд., доп. – Л., 1985. – С. 39-76.
П.З. №6.А) работа со словарем литературоведческих терминов: определение понятий «текстология», «атрибуция», «редакция».
Б) Подготовка письменного сообщения по второй или третьей теме практического занятия. Сообщение должно быть основано на изучении текста произведения и научной литературы по вопросу, иметь план и выводы, список использованной литературы и 2-3 карточки с аннотациями статей и книг по теме, которые разысканы самостоятельно, Сообщение должно быть рассчитано на 10-15 мин.
В) Подготовка к выступлению на занятии в роли рецензента. При оценке доклада товарища, работавшего над одной с вами темой, надо учитывать степень самостоятельности в отборе, расположении и осмыслении материала, глубину анализа художественного текста. Составьте примерный план оценки ответа товарища, включив в него и другие критерии, которые вы считаете главными.
П.З. №7. 1). Сопоставить письменно «Задонщину» и «Слово о полку Игореве», отметив сходства и различия, выписав в подтверждение отрывки из текста.
2). Подготовить конспект статьи:
Орлов А.С Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая 17 в.) // Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия. (Составитель В.В.Кусков). – М., 1986. – С.24-41.
П.З. №8. 1)В тетради дайте исторический комментарий основным событиям и лицам, упоминаемым в «Повести о житии». Как они изображаются в других памятниках древнерусской литературы этого времени? 2)Каковы причины сближения «Повести о житии Александра Невского» и «Слова о погибели Русской земли»? Выполните сопоставительный анализ этих произведений.
2) Проанализируйте отрывок из «Жития Стефана Пермского» (нач.: «Да и азъ, многогрешный и неразумный…», кон. «…како изреку, не разумею, чим ублажу, недоумею…») с точки зрения художественных особенностей текста. Какова роль «плетения словес» в создании образа житийного героя? Выучите этот отрывок наизусть.
3) Сравните образы Сергия Радонежского и Стефана Пермского, созданные Е.П. Что сближает и различает их? Запишите в тетрадь выводы, к которым вы пришли в результате сопоставления.
П.З. №10.Составьте карту-схему странствований Афанасия Никитина. Определите основные принципы отбора материала в «Хожении». Объясните, почему автор описывает не все события путешествия или описывает события с разной степенью подробности. Найдите в тексте произведения фрагменты, в основе которых лежит не виденное, а слышанное автором. Почему А.Н. включил эти описания в текст «Хожения»?
П.З. №11. 1)Дайте определение понятий: «письмо», «послание», «эпистола». Установите различия между ними.
2)Определите жанрово-стилевые особенности посланий Ивана Грозного и Андрея Курбского. Аргументируйте ответ примерами из текста произведений писателей.
3)Выделите в посланиях Грозного и Курбского сравнения, определите их характер. Чем отличается использование этого приема писателями?
П.З. №12.На вопросы практического занятия, сформулированные в форме вопроса, ответить письменно.
П.З. №13, 14. 1)Подготовить конспект вступительной статьи Д.С.Лихачева из книги: Повесть о Горе-Злочастии /Изд. подг. Д.С.Лихачев, Е.И.Ванеева. – Л.,1984 (Литературные памятники)
2) В чем сходство и различие повестей о Горе-Злочастии и Савве Грудцыне? Составьте тезисный план ответа на этот вопрос. Почему это произведения относят к демократической литературе XVII столетия?
3)Составьте краткий конспект статьи В.М.Жирмунского «История легенды о Фаусте» (Легенда о докторе Фаусте. 2-е изд. М., 1978. С.257-287 – «Литературные памятники»), которая поможет вам дать ответ на последний вопрос практического занятия.
П.З. №15.Подготовить конспект статьи:
Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII в. – М., 1977. – С.107-142.
П.З. №16.1) Подготовить конспект статьи:
Демкова Н.С. «Житие» протопопа Аввакума // Истоки русской беллетристики. – Л., 1970. – С. 247-263.
2) Ответить письменно на второй вопрос, указав черты автобиографии, романа, путешествия, жития и др.
Спецвопросы по истории древнерусской литературы
(самостоятельное выполнение)
Спецвопрос пишется каждым студентом очного отделения на любую из предложенных ниже тем. Литературу к теме студент подбирает самостоятельно, используя также список научной литературы, приведенные к планам практических занятий. Оформление: титульный лист, следующая страница – план, цель и задачи. Далее – текст. Объем – 15 – 20 листов. В конце реферата – список использованной литературы, состоящий из 5-10 источников. Ссылки на использованную литературу (сноски) обязательны. Спецвопрос готовится в течение семестра, сдается преподавателю за месяц до зачета (т.е. к декабрю); на зачете проводится собеседование по выбранной теме.
1. Агиография XI – XII вв. «Сказание о Борисе и Глебе».
2. Проповедническая литература XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» Илариона.
3. Жанр «хождений». «Хождение» игумена Даниила.
4. «Моление Даниила Заточника». Самооценка и самоуважение Даниила Заточника.
5. «Моление Даниила Заточника»: представление Даниила сущности княжеской власти и отношении князя с подданными.
6. Киево-Печерский патерик: история создания и редакции. Внутрижанровый состав патерика.
7. «Житие Александра Невского»: своеобразие княжеского идеала.
8. Образ родины в «Хождении за три моря Афанасия Никитина».
9. Отражение Киевской битвы в древнерусской литературе.
10. Литература и живопись эпохи Епифания Премудрого и Андрея Рублева.
11. Литературное творчество Епифания Премудрого.
12. Учительная литература Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха: обязанности, заботы и утехи правителя государства.
13. Публицистика Ивана Пересветова.
14. Послания Ивана Грозного. Их идеи и стиль.
15. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.
16. Литература «смутного времени». «Повесть о смерти и погребении Михаила Васильевича Скопина-Щуйского».
17. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Юлиании Лазаревской».
18. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец жанра воинской повести.
19. «Домострой» как памятник русской жизни XVI столетия.
20. Бытовые и нравственные нормы «Домостроя».
21. «Житие протопопа Аввакума»: литературное новаторство в изображении человека.
22. Неправедный суд в сатирической литературе XVII в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»).
23. Обличение духовенства в сатирической литературе XVII в. («Повесть о куре и лисице», «Повесть о Карпе Сутулове», «Калязинская челобитная»).
24. «Повесть о Фроле Скобееве»: похождения главного героя повести, острота столкновений и полнота согласия.
25. Возникновение силлабического стихосложения. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого (вирши).
26. Русское барокко XVII века.
27. Русский театр в XVII в. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драматургии.
28. Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении.
29. «Повесть о Горе-Злочастии»: нравственная и философская мысль.
30. «Повесть о Савве Грудцыне»: искушение и спасение человека.
31. Фольклорная поэтика в «Повести временных лет» (легенды о Кожемяке и о волхвах).
32. Гражданственная и нравственная мысль в «Слове о полку Игореве».
33. Сказочная и реальная Индия в русской книжности XV века («Сказание о Индийском царстве Ефросина», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина»).
34. «Житие Феодосия Печерского»: путь сына и матери к богу.
35. «Слово о полку Игореве» и славянский фольклор.
36. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература XI – XVII вв.
37. «Слово о полку Игореве» и летописные повести о походе князя Игоря на половцев в 1185 г.
38. Жанр «Слова о полку Игореве».
39. Поэтический мир «Слова о полку Игореве».
40. Ритмический строй «Слова о полку Игореве».
41. «Слово о полку Игореве» и мировой литературный процесс средневековья.
42. Мотивы «Слова о полку Игореве» в русской поэзии XVIII – XX веков.
43. «Слово о полку Игореве» и искусство его времени.
44. Природа в «Слове о полку Игореве».
45. Время создания «Слова о полку Игореве».
Образец титульного листа реферата (спецвопроса)
Министерство образования и науки РФ
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Кафедра русской и зарубежной литературы
Человек и природа в «Слове о полку Игореве»
Реферат по истории древнерусской литературы
Выполнила: студентка 1 курса
группы РО11 филологического
факультета
Зорина Яна Анатольевна
Проверила: кандидат
филологических наук, доцент
Радь Эльза Анисовна
Стерлитамак - 2013
Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных
И итоговых аттестаций
Темы контрольных работ (вариант 1)
1. Русь и ее соседи в преданиях, вошедших в «Повесть временных лет» (известия о путешествии апостола Андрея по Русской земле, об основании Киева, о призвании варягов).
2. Фольклорная поэтика в «Повести временных лет» (легенды о Кожемяке и о волхвах).
3. Конфликты и характеры повести об ослеплении князя Василька в начальной русской летописи.
4. Достопримечательности Святой земли в «Хождении» игумена Даниила.
5. Пастырь и паства в «Житии Феодосия Печерского».
6. Обязанности, заботы и утехи правителя государства в «Поучении» Владимира Мономаха.
7. Самооценка и самоуважение Даниила Заточника.
8. Гражданственная и нравственная мысль в «Слове о полку Игореве».
9. Авторское отношение к главному герою «Слова о полку Игореве».
10. Русские князья в «Слове».
11. Русская история, давняя и близкая, в «Слове».
12. Поэтизация воинской отваги в «Слове».
13. Человек и природа в «Слове».
14. Князь и его войско в «Житии Александра Невского».
15. Картины и свидетельства верности и отступничества в «Повести о разорении Рязани».
16. События и герои Куликовской битвы в «Задонщине».
17. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»; опыт сопоставления.
18. Сказочная и реальная Индия в русской книжности XV века: «Сказание о Индийском царстве» Ефросина и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
19. Фольклорная традиция в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.
20. Мысль о любви и согласии в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма.
21. Бытовые и нравственные нормы «Домостроя».
22. Нравственные идеалы русских людей XVII века в «Повести об Улиянии Осорьиной»(Юлиании Лазаревской).
23. Донское казачество и Московское царство в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков».
24. Быт и нравы XVII века и авторский оценивающий взгляд в «Повести о Карпе Сутулове».
25. «Повесть о Фроле Скобееве»: похождения главного героя повести, острота столкновений и полнота согласия.
26. Искушение и спасение человека в «Повести о Савве Грудцыне».
27. Нравственная и философская мысль «Повести о Горе-Злочастии».
28. Нравственные требования к себе и к другим в «Житии протопопа Аввакума».
29. Смысл видения о трех кораблях в «Житии протопопа Аввакума».
Темы контрольных работ (вариант 2)
1. Особенности средневековых представлений о мире и человеке (на материале естественнонаучных произведений Древней Руси - “Шестоднева”, “Физиолога” и др.).
2. “Образ “мудрой девы” в произведениях фольклора и древнерусской литературы.
3. Функции загадок, притч, пословиц в летописном повествовании.
4. Сравнительный анализ “Сказания” и “Жития” о Борисе и Глебе.
5. Особенности сюжетного повествования в русских летописях XI - XII вв.
6. Значение житийной литературы в нравственно-эстетическом воспитании древнерусского человека.
7. Феодосии Печерский — писатель и герой литературы Древней Руси.
8. Летописный и агиографический “портрет” Феодосия Печерского.
9. Лирическое и эпическое начала в рассказах “Повести временных лет”.
30. Сравнительный анализ “Повести о житии” Александра Невского и “Слова о житии” Дмитрия Донского.
31. Тема “войны и мира” в памятниках Куликовского цикла.
32. Агиографический стиль Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.
33. Стилевые особенности древнерусских паломнических хожений XII—XIV вв.
34. Образ автора в “Хожении за три моря” Афанасия Никитина.
35. Индийская тема в древнерусской литературе.
36. Фольклорное и книжное начала в “Повести о Петре и Февронии”.
37. “Домострой” как памятник учительной литературы Древней Руси.
38. Иоанн Грозный и протопоп Аввакум: личность писателя и ее отражение в стиле произведений.
39. Особенности публицистики “смутного времени”.
40. Жанровые особенности “Жития Юлиании Лазаревской”.
41. Женский литературный тип Древней Руси.
42. Литературные школы в русской поэзии XVII в.
43. Функции просторечий в произведениях русской демократической сатиры.
44. Художественное своеобразие “Повести о Шемякином суде”.
45. “Повесть о Ерше Ершовиче” как произведение русской демократической сатиры XVII в.
46. Протопоп Аввакум как публицист и агиограф.
47. Пространство и время в “Житии” протопопа Аввакума.
48. Значение творчества протопопа Аввакума в развитии русского литературного языка.
49. Традиционные агиографические мотивы и характер их, использования в “Житии” протопопа Аввакума.
50. Автор и герой в “Житии” протопопа Аввакума.
51. Протопоп Аввакум и Симеон Полоцкий.
52. Проблема воспитания молодого человека в литературе Древней Руси и особенности ее художественного решения в произведениях XVII в.
53. Портрет в древнерусской литературе.
54. Пейзаж в древнерусской литературе.
55. Человек в житии и на иконе.
56. Пейзаж в литературе и живописи в Древней Руси.
57. Русская критика XIX в. о древнерусской литературе и ее значении в историко-литературном процессе.
58. Традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII—XX вв. (А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, М.Ф. Булгакова и др. — по выбору студента).
59. Новые работы в области древнерусской литературы.
60. Портрет литературоведа-древника (А.С. Орлова, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, И.П. Еремина, Л.А. Дмитриева, А.Н. Робинсона, А.М. Панченко, Н.С. Демковой, Е.К. Ромодановской и др. - по выбору студента).
Темы курсовых работ
1. Особенности объединяющего жанра летописи (на примере «Повести временных лет», Киевской, Новгородской первой, Голицко-Волынской и других летописей).
2. Формирование жанра воинской повести в древнерусской литературы (по текстам XI – XIII вв.).
3. Жанровые аналоги «Слова о полку Игореве» в древнерусской литературе.
4. Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале «Слова о полку Игореве» и «Моления Даниила Заточника»).
5. Новые художественные черты в произведениях Куликовского цикла.
6. Документальное и художественное в «Степенной книге» и «Никоновской летописи».
7. Жанровые особенности «Казанской истории»» как монументального исторического повествования нового типа.
8. Развитие традиции воинской повести в повествованиях о Смутном времени.
9. Типы композиции воинских повестей.
10. Проблема идеального героя и средств его изображения в воинской повести на разных этапах ее развития.
11. Пространство и время в произведениях жанра воинской повести.
12. Система художественных средств воинского повествования и ее эволюция.
13. Развитие пейзажных описаний в воинских повестях.
14. Свет и цвет как поэтические средства древнерусского исторического повествования.
15. Способы и приемы изображения врагов Руси в воинской повести.
16. Жанр повести о княжеских преступлениях как разновидность исторической повести.
17. Двойственность жанровой природы повестей о князьях, убитых в Орде.
18. Использование портрета в исторических жанрах древнерусской литературы и его своеобразие.
19. Особенности и функции символического пейзажа в исторических жанрах.
20. Цели и особенности использования символических и лирических жанров в исторических произведениях Древней Руси.
21. Функции ретроспективной исторической аналогии и библейских цитат в древнерусском историческом повествовании.
22. Образ идеального князя в житийной литературе XI –XV вв. и иконописании этого времени.
23. «Повесть о житии Александра Невского» в контексте русской литературы Средневековья.
24. Символика цвета и света в литературе и живописи средневековья.
25. Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.
26. Изображение природы в произведениях литературы и живописи эпохи Куликовской битвы.
27. Индийская тема в русской литературе XII-XV вв.
28. Поиски новых художественных форм в литературе, живописи и архитектуре эпохи Ивана Грозного.
29. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси.
30. «Повесть о Петре и Февронии» и народно-бытовой элемент в иконописи XVI века.
31. Идеальные женские характеры Древней Руси.
32. Новые эстетические взгляды и их проявление в литературе и живописи XVII в.
33. Стиль барокко в литературе и искусстве XVII века.
34. Усиление сюжетного начала в литературе и живописи XVII века.
35. Новые принципы и приемы изображения человека в литературе и искусстве XVII века.