Система жанров литературы XI-XII веков, стили изображения событий и человека, важнейшие памятники периода. Своеобразие художественного метода древнерусской литературы, связь мировоззрения и метода с системой жанров. Художественно-публицистические жанры древнерусской литературы и их связи с системами жанров фольклора, богослужебной и деловой письменности. Библия – центр системы жанров литературы Древней Руси и других стран христианского мира.
Литература Киевской Руси (XI – первая треть XII в.), ее величие
Общегосударственная и религиозная проблематика произведений. Темы независимости и единства Русской земли, осуждения княжеских распрей.
Соотношение переводных и оригинальных памятников. Жанры оригинальной литературы и их связь с жанрами византийской литературы.
Древнерусское летописание, основные принципы русского летописания. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники и основные редакции, гипотезы этапов формирования произведения (А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова). ПВЛ как образец средневекового мышления: принципы изображения человека, взгляд на историю, «ансамблевый» характер построения и т.д. Исторические повести и народные предания в тексте летописи.
Ранняя русская агиография («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»). Основное назначение житий – пропаганда христианского вероучения.
Хождение как литературный жанр. История и цель написания «Хождения» игумена Даниила. Личность повествователя в произведении.
Ораторская проза. Литературное наследие Владимира Мономаха. Утверждение гражданского и нравственного идеала в «Поучении»; иерархия ценностей. Автобиографическое начало в памятнике.
Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII - первая треть XIII в.).
«Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника. Споры о подлинности «Слова». Исторический контекст. Идея «Слова». Художественный мир «Слова»: целостность и средства ее создания, субъектно-объективная организация, особенности сюжетосложения. Типологические связи «Слова» с героическим эпосом других народов («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и др.)
Стиль монументального историзма как выражение сущностных тенденций литературной эпохи.
«Моление Даниила Заточника» как попытка реализовать новое понимание мира и человека в нем. Авторская позиция во взглядах на общественную жизнь. Две редакции памятника и проблема их соотношения.
Литература периода монголо-татарского нашествия и объединения северо-восточной Руси (вторая треть XIII – середина XV в.)
Монголо-татарское нашествие и его отражение в летописании, повестях (Галицко-Волынская летопись, «Повесть о битве на реке Калке»). Художественное осмысление событий в «Повести о разорении Батыем Рязани» (символика, построение, связь с фольклором). Тема общенационального единства.
Выдвижение на первый план Московской литературы. Куликовская битва глазами древнерусских авторов («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»): поиск новых способов художественного выражения идеи единения всех русских земель. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Сходство и отличие (к вопросу о подлинности памятника).
Возрастание эмоционального начала в традиционных жанрах.
Изменение жанровой, композиционной, стилевой структуры жития. Утверждение стиля «плетения словес».
Творчество Епифания Премудрого.
Литература эпохи исторических размышлений.
Литература времени национального подъема (XIV – конец XV вв).
Решительный подъем общественного значения литературы.
Эпоха исторических размышлений.
Смешение исторического повествования с баснословием и исторической легендой.
«Повесть о Дракуле», «Житие Михаила Клопского» и др.
Появление в литературе внещней занимательности.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Секуляризация жизни в сочинениях Ермолая-Еразма. Разрушение житийного канона в «Повести о Петре и Февронии». История создания повести, приемы изображения героев, новая система ценностей. Элементы Предвозрождения в произведении.
На пути к новому литературному сознанию.
Литература укрепления Московского централизованного государства (конец XV – XVI в.). Литература «государственного устроения». Середина XVI века. На пути к новому литературному сознанию (вторая половина XVI века)
Эпоха величайшего государственного торжества на Руси. Единое государство под властью одного сильного монарха. Литература становится изображением неких идеалов, господствовавших в жизни, глашатаем жизненных ценностей. Идея Москвы как «Третьего Рима».
Стиль церемониального монументализма.
«Казанская история» - значительный памятник середины XVI века.
«Домострой» - литературный памятник XVI века. Идеалы «Домостроя».
Возрастание публицистических тенденций в сочинениях начала века. Причины ее расцвета; жанры и стили.
Публицистика Ивана Пересветова.
Послание Ивана Грозного. Стиль Ивана Грозного.
Литература «переходной» эпохи. XVII в.
Подступы к решительным переменам в строении литературы.
Переходные явления (от средневековому мышлению к новому) в общественной жизни начала века. То же в литературе: эмансипация авторского присутствия в тексте, новые жанры, возрастание внимания к повседневности и обыденности.
Смута и её отражение в литературе.
Продолжение процесса обмирщения и демократизации литературы. Изменение в житийном каноне.
Сатирические произведения.
Бытовые повести XVII века: традиционные черты и новаторство в жанре; художественные и идейные особенности бытовых повестей.
( «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне»).
Творчество протопопа Аввакума. Новаторство автора в изображении
человека.
Творчество Симеона Полоцкого.
Планы практических занятий
Методическая разработка каждого практического занятия содержит
- план с перечнем формулировок основных проблем, выносимых на обсуждение
- задания для самостоятельной работы студента (общий список заданий для самостоятельной работы смотри в конце всех планов практических занятий)
- список литературы критического, научно-исследовательского характера.
Литературоведческий анализ текста предполагает освещение вопросов, ориентированных на углубленное изучение проблем: художественное пространство и время, стиль писателя, жанровое своеобразие произведения.
Подготовка к практическому занятию требует от студентов отработки теоретических и историко-литературных понятий, постоянного пополнения словаря литературоведческих терминов.