Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации (материалы) преподавателю



Изучение произведений литературы предполагает единство историко-литературного, поэтико-теоретического, культурологического подходов. Входящие в состав программы произведения предназначены для внимательного вдумчивого, творческого прочтения и усвоения их студентами. С этой установкой связан выбор художественных текстов, преобладающее большинство которых включено в школьные программы по литературе. Студент должен не просто ознакомиться с той или иной интерпретацией произведений древнерусской литературы, но соотнести ее с самим художественным текстом, принять или оспорить предлагаемый ему подход к прочтению величайших творений русской литературы Древней Руси. Изучаемый курс должен сформировать представления студентов об эстетических, духовно-нравственных ценностях русской литературы данного периода, об общих закономерностях развития духовной культуры человечества.

При изучении курса в целом, его отдельных тем, разделов, а также и конкретных художественных текстов рекомендуется единство различных методологических подходов, актуальных для современного литературоведения: системно-структурного, историко-функционального, сопоставительного, мифопоэтического анализа текста; оправданы подходы к произведению с точки зрения социально-исторических, социально-психологических, культурологических и др. контекстов, расширяющих возможности адекватного его прочтения.

Количество предлагаемых рабочей программой практических занятий, источников для конспектирования, тем практикумов и самостоятельных работ может превышать число часов, отводимых учебным планом. Это предоставляет преподавателю возможность выбора необходимого числа тем из каждого раздела в соответствии с общей подготовкой группы, студенческими интересами, наличием художественных текстов и исследовательской литературы. В целях повышения эффективности проведения практических занятий преподаватель может рекомендовать в разных студенческих группах различные темы. Поскольку в учебном плане нет специальных часов для консультаций (кроме предэкзаменационных), рекомендуется в процессе лекционного курса, лучше на первой лекции установочного характера, познакомить студентов с планом и методикой работы на лекциях и практикумах, с темами для самостоятельной работы, дать сведения об учебно-методическом комплексе и рабочей программе. Для обеспечения четкости в работе студентов рекомендуется в конце каждого занятия называть следующую тему, чтобы контролировать степень готовности студентов и оказывать им необходимую помощь.

Следует учесть, что программа предполагает значительную творческую самостоятельность преподавателя, ведущего курс. Допускается, в частности, разная степень полноты в освещении отдельных вопросов внутри каждой темы, изменение последовательности тем, некоторые изменения структуры курса.

В настоящее время наукой разработаны различные аспекты проблемы межпредметныхсвязей в процессе преподавания в вузах курса истории русской литературы. При этом имеются в виду связи как внутри самого литературоведческого цикла дисциплин (преемственная связь между разными периодами развития русской литературы с курсом истории зарубежных литератур, теорией литературы, текстологией, историографией, библиографией и т.д.), так и с лингвистическим циклом дисциплин (историей русского языка, стилистикой и т.д.). Историю русской литературы нельзя изучать вне связи ее с другими общественными дисциплинами: историей, философией, психологией, культурологией, лингвистикой и т.д.

В настоящей программе сделана попытка проведения таких межпредметных связей. Для преподавателя здесь открывается широкое поле творческой инициативы, умения увязать явления разных областей духовной деятельности человека.

Строя курс проблемно, раскрывая лишь определяющие темы и вопросы изучаемого историко-литературного процесса, преподаватель не должен в лекциях освещать детали, с которыми студент может ознакомиться в учебнике и популярных пособиях. Внимание лектора должно быть направлено на разъяснение наиболее сложных разделов курса – развитие и смену художественных методов, движение стиля и стилевых потоков, проблемы типологии и т.д. В лекциях необходимо освещение спорных мнений об этапах развития русского реализма, о художественном методе отдельных писателей, о сущности рассматриваемых литературных направлений и т.д. В теоретической и критической литературе студент найдет противоречивые суждения по таким вопросам, и ему в таких случаях не безынтересно будет мнение преподавателя.

Курс древнерусской литературы следует читать в строгой логической последовательности, предваряя монографические лекции обзорными, четко излагая его периодизацию, главнейшую проблематику, основные литературные направления и школы в их идейно-эстетических взаимоотношениях. При характеристике эпохи или отдельных ее периодов, там, где это уместно, необходимо обращать внимание студентов на переклички с теми или иными видами искусства – архитектурой, живописью, иконописью.

В процессе чтения курса необходимо показать студентам достижения современного литературоведения. Требуется систематически знакомить студентов с главнейшими библиографическими пособиями, с основной научно-критической литературой, развивать у них навыки самостоятельной работы, интерес к ней. Нужно приучать студентов следить за новинками критической литературы, анализировать и обсуждать их.

Программа предусматривает условное деление историко-литературного процесса на отдельные периоды. Глубокое разъяснение сущности и своеобразия того или иного периода древнерусской литературы не может быть вне образцовых анализов художественных произведений. Подобные анализы ограничены временем, отведенным на данный курс. Поэтому для анализов отдельных произведений в единстве содержания и формы необходимо отбирать наиболее важные для характеристики того или иного изучаемого периода, учитывая жанровый подход.

В данной программе устанавливается минимум литературных текстов, знание которых строго обязательно. Однако преподавателю (с согласия кафедры) дается право по тем или иным причинам заменять некоторые произведения другими. Преподаватели рекомендуют студентам дополнительную литературу по обзорным лекциям.

Сообщив минимум обязательной литературы в самом начале чтения курса, преподаватель должен затем на протяжении всего курса рекомендовать студентам дополнительную литературу. Из библиографии для студентов отбирается материал, посильный как по изложению, так и по объему, с указанием наиболее важных страниц, глав, разделов. Если нужно, то этот материал сопровождается критическим комментарием. Преподаватель может рекомендовать студентам и литературу, не указанную в программе, если сочтет это необходимым.

Практические занятия позволяют соединить изучение общих закономерностей литературного процесса с идейно-художественным анализом конкретных литературных явлений. На практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студенты приобретают необходимые специалисту элементарные и более сложные навыки теоретического и конкретно-исторического изучения общих закономерностей литературного развития, стилей, жанров, а также вырабатывают навыки литературоведческого анализа.

При всем очевидном отличии общего курса и практических занятий по этому курсу, как по их структуре, так и по методике работы цели их во многом едины.

Практические занятия плотно «сращены» с ходом историко-литературного курса, имеют смысл только тогда, когда они последовательны и охватывают его главные материалы, центральные вопросы. Прочная связь практических занятий с лекционным курсом безусловна, но практические занятия имеют и свои особенности. Основные из них следующие: во-первых, закрепить, конкретизировать, расширить и углубить материал лекционных курсов; во-вторых, привить студентам навыки и приемы самостоятельной работы; в-третьих, проверить, насколько усвоены студентами лекционные курсы.

Практика конкретного анализа литературно-художественного произведения чаще всего выдвигается на первый план, а обучение анализу текста рассматривается как главная цель практических занятий. В связи с этим устанавливается связь таких занятий со спецкурсами и спецсеминарами, с изучением вспомогательных литературоведческих дисциплин, особенно библиографии и текстологии, без знания которых невозможна ни работа с источниками, ни углубленный анализ текста.

Основы умения анализировать текст должны быть заложены у студента на практических занятиях, а спецкурсы и спецсеминары опираются на полученные здесь первичные навыки по технике литературоведческого труда: умение обращаться с библиографическим материалом, с текстологией, разыскивать литературу, сопоставлять и сравнивать материалы.

Работающий в спецкурсах и спецсеминарах студент, разумеется, опирается и на опыт своих занятий в практикумах по различным дисциплинам всего литературоведческого цикла. Однако здесь, на практических занятиях не может быть углубления в «боковую» проблематику, какой бы увлекательной она ни представлялась, не может быть крена в изучение вспомогательных литературоведческих дисциплин при всем громадном их значении и роли в общей подготовке студентов, при всей важности этих дисциплин для углубленного анализа текста.

Практические занятия по различным дисциплинам литературоведческого цикла призваны углубить и активизировать конкретное изучение основных проблем теории и истории литературы. Будучи одним из важных видом в системе практической подготовки специалиста высшей филологической квалификации, такие занятия играют важную роль и в подготовке широкообразованного филолога к педагогической деятельности, в том числе и, прежде всего, к преподаванию литературы в школе.

На практических занятиях могут быть использованы разнообразные виды работы студентов: обсуждение отдельных произведений с углубленным анализом их поэтики, сообщения, рефераты, доклады. Возможно обращение к средствам мультимедиа, использование специальных компьютерных программ для тестирования, электронных учебных и методических пособий и т.д. Однако следует иметь в виду, что любые занятия по литературе и с литературой – это, прежде всего, работа со словом и с текстом. Поэтому на одном из первых мест остаются цели формирования культуры чтения, культуры мышления, культуры речи, что возможно лишь при диалогически ориентированной форме занятий, предполагающей живое непосредственное общение преподавателя и студентов, живую «интерактивную» среду коллективного сотрудничества и сотворчества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.