1. Житие: специфика жанра и место в жанровой системе Средневековья. История жанра. Особенности житийного повествования (житийный канон).
2. Виды и типы житий (энкомий и собственно жития, которые подразделяются на три группы – риторические жития, народные жития, литургические жития) и житийных сборников (Пролог, Минеи Четьи, Месяцесловы, или менологии). Мартирии, патерики.
3. Литературоведческий анализ житийного текста: Сказание о Борисе и Глебе, Житие Феодосия Печерского, Киево-Печерский патерик (Послание епископа Симона Поликарпу о создании Печерской церкви св. Богородицы, послание Поликарпа архимандриту Акиндину, новеллы о святом Григории-чудотворце, о чернеце Прохоре лебеде, о Марке пещернике, о Фелоре и советнике его Василии, о Спиридоне просфорнике, об Алимпии иконописце, о Моисее Угрине, о Тите попе и Евгарии дьяконе, о Иоанне Затворнике и Исакие пещернике).
Задание
Подготовить конспект статьи:
Адриянова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси.//Труды Отдела Древнерусской литературы. – М.;Л.,1964. – Т.20. – С.41-51.
Литература
1. Памятники литературы Древней Руси. – М.,1976. – С.305-392;
2. Библиотека литературы Древней Руси. – СПб.,1997. – Т.1. – С.352-433;
3. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. – С. 15-38;
4. Растягаев А.В. Трансформация жанра жития в русской литературе конца XVIII-XIX веков. Учебно-методическое пособие для студентов филологических факультетов педвузов. – Самара, 2004.
5. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь /Сост. Л.В.Соколова; Под ред. О.В.Творогова. – М.: Просвещение, 1996.
6. Валентинова О.И., Кореньков А.В. Стиль «плетения словес» в контексте истории русского литературного языка и литературы Древней Руси. Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». – М., 2000.
Практическое занятие №3
Тема: Ораторская проза Древней Руси
1. Причины бурного развития церковного и светского красноречия в литературе Киевской Руси. Влияние античной и византийской традиций.
2. Типы ораторской прозы (торжественное и учительное красноречие).
3. Особенности стиля риторического повествования.
4. Литературоведческий анализ произведения ораторского искусства:
Слово о законе и благодати митрополита Илариона (идейное содержание памятника; наличие строго обдуманного плана; использование цитат из Библии, символических параллелей, антитезы, метафор, сравнений, повторов, глагольных рифм, риторических вопросов),
Слово Кирилла Туровского (характер дидактизма, лирическое и драматическое начала в «слове», отличие торжественных слов Иллариона и Кирилла),
Поучение Владимира Мономаха (образ Мономаха как скромного, деятельного человека, поборника просвещения, его роль в укреплении единства русской земли; автобиографический характер произведения; выход «Поучения» за рамки семейного завещания; Литературное значение памятника).
Задание
Подготовить конспект статьи:
Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И.П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. – М.; Л., 1966. – С. 132-143.
Литература
1. Памятники литературы Древней Руси: XI в. – М., 1980.
2. Черторицкая Т.В. Ораторское искусство Древней Руси // Красноречие Древней Руси (XI – XVII вв.). – М., 1987. – С.5-30.
3. Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. – Киев, 1984.
4. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. – М., 1998. – С.578-580.
5. Пилюгина Н.Б. Памятник древнерусской культуры XI века // Культура как эстетическая проблема. – М., 1985. – С. 100-125.
6. Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи // Вопр. лит. 1988. № 12. – С.130-150.
7. Робинсон М., Сазонова Л. Мнимая и реальная историческая действительность эпохи создания «Слова о Законе и Благодати» Илариона. // Вопр. лит. 1988. № 12. – С. 151-175.
8. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1980.
9. История русской литературы: В 4-х т. – Л., 1980. – Т.1.
10. Робинсон А.Н. Литература периода феодальной раздробленности // История всемирной литературы: В 9-ти т. – М., 1984. Т.2. – С. 423-433.