Для успешной сдачи аттестации по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, входящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержание; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами рекомендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь самостоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулировать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты литературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц 42 часа.
№
п/п
Раздел
дисциплины
Се
ме
стр
Не
де
ля
семе
стра
Виды учебной работы, включая самост. работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации
Всего
Лекции
Прак
тич.
КСР
1.
Литература Киевской Руси
(X – XII вв.), ее величие. Система жанров.
1-4
1.Аудиторная работа.
2.Конспектирование
2.
Литература периода феодальной раздробленности (XII – XIV вв.)
Литература периода монголо-татарского нашествия
и объединения северо-восточной Руси
(вторая треть XIII – 80-е гг. XV в.)
7-8
1.Аудиторная работа.
2.Конспектирование
Контрольная работа (вариант – тестирование)
4.
Литература времени национального подъема (XIV – середина XV вв.)
9-11
1.Аудиторная работа.
2.Конспектирование
5.
Литература укрепления Московского
централизованного государства (конец XV – XVI в.). Литература «государственного устроения». Середина XVI века.
На пути к новому литературному сознанию (Вторая половина XVI века)
Литература «переходной» эпохи. XVII в. Трансформация средневековой системы жанров. Зарождение новых литературных форм.
14-18
1.Аудиторная работа.
2.Конспектирование
Промежуточный контроль
Итого: Лекций - 16 часа
Практических занятий – 26 часа
№ п/п
Темы практических занятий
1.
Летописание Древней Руси «Повесть временных лет» (2 ч.)
2.
Агиография Древней Руси (2 ч.)
3.
Ораторская проза Древней Руси (2 ч.)
4.
Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси. Конкретно-историческое и вечное в «Поучении» (2 ч.)
5.
Поэтика «Слово о полку Игореве». Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале «Слова о полку Игореве» и «Моления» Даниила Заточника) (2 ч.)
6.
«Повесть о житии Александра Невского» в контексте русской литературы Средневековья (2 ч.)
7.
Воинское повествование в древнерусской литературе. Куликовская битва в повестях кон. XIV - XV в. (2 ч.)
8.
Агиографическое творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского» (2 ч.)
9.
«Повесть о Петре и Февронии» и устное народное творчество. «Домострой» XVI в. (4 ч.)
10.
Бытовые повести XVII века (2 ч.)
11.
Сатирические повести XVII века (2 ч.)
12.
Традиции и новаторство в «Житии» протопопа Аввакума (2 ч.)
Содержание и структура лекционного курса
Введение
Назначение и содержание курса истории отечественной литературы; место древнерусской литературы в этом курсе. Предпосылки возникновения древнерусской литературы; специфика древнерусской литературы на уровнях: текста (рукописный характер бытования; анонимность, изводы и редакции), общих свойств литературы (соотношение с фольклором и религией), закономерностей литературного развития (церемониальность). Своеобразие проявления принципов историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм памятников. Проблем границ и периодизации древнерусской литературы. Сведения об учебниках и учебных пособиях.