Совершенствование статуса государственного судебного эксперта, правового положения и организации судебно-экспертной деятельности.
Разработка действенных положений по развитию законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности невозможна без определения правового статуса государственного судебного эксперта как в сфере собственно судебно-экспертной деятельности, так и в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Определение места государственной судебной экспертизы в правовой системе.
При определении основных направлений статуса государственного судебного эксперта следует признать, что в России переход на преимущественно частную систему проведения судебных экспертиз и исследований представляется нецелесообразным. Социально-экономические особенности России, исторический опыт обуславливают необходимость сохранения и развития государственной системы судебной экспертизы по следующим причинам:
наличие большого числа общественно значимых судебных экспертиз, связанных с уголовным судопроизводством, административными правоотношениями, выполнение которых в системе частной экспертной деятельности будет экономически невыгодным и, как следствие, указанные виды экспертиз не будут проводиться вообще, или будут проводиться поверхностно;
невозможность передачи частным экспертам в полном объеме имеющихся библиотек образцов, методов и методик судебной экспертизы;
отсутствие у заказчиков судебных экспертиз уверенности в уровне квалификации и объективности частных экспертов.
Таким образом, организационной основой повышения эффективности деятельности субъектов судебной экспертизы должна стать модернизированная государственная система судебно-экспертных учреждений, с участием негосударственных экспертов, уровень профессиональной квалификации которых документально подтвержден.
Оптимизация производства судебных экспертиз
Повышение эффективности производства судебных экспертиз невозможно без улучшения процедуры назначения судебных экспертиз, совершенствования законодательства, регламентирующего порядок назначения и производства экспертиз. При этом реформа законодательства не должна свестись только к исправлению технических ошибок в законе, восполнению существующих пробелов. Модернизация законодательства должна влечь за собой изменение идеологии и качества законодательного регулирования.
Существует необходимость внесения комплексных изменений в федеральном законе «О правоохранительной службе в Российской Федерации», в федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП.
Повышение мотивации государственных судебных экспертов, устранение факторов для развития коррупции в СЭУ Минюста России.
В настоящее время остро стоит проблема мотивированности государственных судебных экспертов на своевременное и качественное выполнение экспертиз. При этом существует диссонанс между размером оплаты труда судебного эксперта и стоимостью объектов спора или объемом правонарушений. Указанный дисбаланс ведет к росту коррупционных проявлений в рамках экспертного производства, низкой конкурентоспособностью работы в ГСЭУ на рынке труда, недопустимо высокому уровню текучести кадров (особенно в наиболее перспективных направлениях), отсутствию стимулов для привлечения на должности судебных экспертов лиц, обладающих необходимой квалификацией и навыками для профессионального и добросовестного исполнения обязанностей государственного судебного эксперта.
Пересмотра требуют нормативные акты, регулирующие уровень денежного содержания сотрудников ГСЭУ. Уровень заработной платы, регламентированный Постановлением Правительства № 925, не отвечает современным требованиям, способствует текучке кадров и, как следствие, снижению профессионального уровня работников государственных судебно-экспертных учреждений. Целесообразно установить размер заработной платы сотрудников СЭУ в соответствии с денежным содержанием работников соответствующих подразделений иных правоохранительных органов, в частности сотрудников МВД России, Следственного комитета Российской Федерации.
Необходимо устранить имеющееся различие в статусе государственных судебных экспертов различной ведомственной принадлежности. Так деятельность экспертов МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС является государственной правоохранительной службой и соответственно указанные сотрудники обладают специальными званиями, и, как следствие, социальными льготами, в то время как государственные судебные эксперты Минюста государственными служащими не являются, несмотря на полную аналогию решаемых задач, и исполняемых обязанностей. В то же время на государственных судебных экспертов системы Минюста России накладываются ограничения по трудовой деятельности, так например, сотрудники СЭУ Минюста не вправе осуществлять деятельность в качестве негосударственного эксперта.
В случае наделения сотрудников ГСЭУ Минюста статусом государственных служащих, основой могут стать положения федерального законодательства аналогичные норме пункт 14 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной службе Российской Федерации», в соответствии с которым по отдельным должностям может устанавливаться особый порядок оплаты труда государственных служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.
Не распространяются на государственных судебных экспертов Минюста России и положения о физической защите участников судопроизводства. В своем статусе эксперты приравниваются к потерпевшим, свидетелями и иным участникам уголовного судопроизводства и, соответственно, на них распространяются лишь положения Федерального Закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Необходимо отметить, что соответствующий Федеральный закон «О гарантиях социальной защиты работников судебно - экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» был принят Государственной Думой Российской Федерации 11 февраля 1998 года (Постановление от 11 февраля 1998 г. № 2161-II ГД) одобрен Советом Федерации (Постановление от 18 февраля 1998 г. № 51-СФ), но отклонен Президентом России (письмо Президента Российской Федерации от 04.03.1998 № Пр-315). В последующие годы законопроект не рассматривался.
Укрепление материально-технической базы ГСЭУ
Судебная экспертиза – наукоемкий вид правоохранительной деятельности. Она должна находиться в постоянном развитии и впитывать передовые достижения научно-технического прогресса темпами, не отстающими от темпов научно-технического развития преступности. Соответственно и приборная база ГСЭУ должна находиться в актуальном состоянии. По состоянию на 01 января 2011 года изношенность основных фондов составляет 61%. Необходимо кардинальное обновление оборудования государственных судебно-экспертных учреждений уже в первый год реализации Подпрограммы. Предполагается, что в дальнейшем ежегодно на приобретение оборудования и иных основных средств будет расходоваться не менее 20% от суммы совокупной балансовой стоимости указанных объектов по всем ГСЭУ. Замена устаревшего оборудования предполагает обновление не только аналитического, специализированного и научного оборудования, но и компонентов оргтехники, средств связи и автотранспорта. Приоритетной задачей является поддержка приборно-технической базы в актуальном состоянии, включая: техническое и программное обслуживание; поверку, настройку и ремонт оборудования; обновление приборного парка; приведение в соответствие установленным нормам помещений СЭУ (в том числе по размеру площадей, техническому оснащению, охранной и пожарной безопасности, энергоэффективности)
Развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.
В рамках развития международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности необходимо:
укрепление международного сотрудничества в рамках ENFSI (Европейской ассоциации экспертных учреждений), в том числе регулярное участие и проведение тематических конференций, обмен методиками и справочными материалами; расширение списка российских членов организации;
создание международных экспертных организаций на постсоветском пространстве в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ;
создание системы постоянного информационного обмена с экспертными организациями других стран;
признание результатов судебных экспертиз, проведенных отечественными экспертами, в международной практике.
Существует необходимость в изучении зарубежного опыта в сфере судебно-экспертной деятельности, совместной подготовки специалистов, ведение общих баз справочных данных, проведении научных исследований на основе международных проектов, организации на территории Российской Федерации научно-практических семинаров и конференций, активном участии российских экспертов в аналогичных мероприятиях за рубежом.