Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы и оценка последствий инерционного развития



Подпрограмма направлена на выполнение правоприменительных функций, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений,
и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию,
а также функции по контролю за поведением условно осужденных
и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации
и Федеральной службой исполнения наказаний решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности, соответствующей международным стандартам.

По инициативе Министерства юстиции Российской Федерации
и Федеральной службы исполнения наказаний в 2010-2011 годах органами государственной власти Российской Федерации приняты 18 федеральных законов, направленных на улучшение деятельности уголовно-исполнительной системы и соблюдение прав человека:

Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность досрочной отмены отсрочки отбывания наказания и снятия с осужденной женщины судимости (судом
по представлению уголовно-исполнительной инспекции);

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации
и статью 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», регулирующий спорные вопросы исчисления испытательного срока при условном осуждении;

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствование порядка и условий отбывания наказания осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, а также
на уточнение отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
и статью 22 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», направленный
на приведение отдельных положений УИК Российской Федерации и Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в соответствие
с действующим законодательством;

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 56-ФЗ «О внесении изменения в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», направленный на устранение пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в части наделения следственных изоляторов функциями исправительных учреждений
в отношении отдельных категорий содержащихся в них осужденных;

Федеральный закон от 6 мая 2010 г. № 81-ФЗ «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ», предусматривающий дополнение санкций
59 составов преступлений наказанием в виде обязательных работ;

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона «Об общественном контроле
за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания
и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», предусматривающий приведение ряда законодательных актов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона
от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 270 «О внесении изменения в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации», направленный исключения наказания в виде ограничения свободы из перечня наказаний,
по которым суд может отсрочить исполнение приговора;

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в статью 12-1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», направленный на совершенствование законодательных норм, регламентирующих механизм специальных железнодорожных перевозок осужденных и лиц, заключенных под стражу;

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений», направленный на конкретизацию порядка отмены либо изменения на более мягкую меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений, имеющих тяжелые заболевания;

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», предусматривающий применение мер взыскания в виде водворения в штрафные помещения только при наличии медицинского заключения о возможности отбывания дисциплинарного взыскания в таких помещениях;

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривает установление правовых основ использования видеоконференцсвязи между помещениями судов и исправительными учреждениями при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;

Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», предусматривает изменение подходов к отмене условного осуждения и условно-досрочного освобождения, закрепленных статьями 74 и 79 УК Российской Федерации,
а также исключает из некоторых составов преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы, исправительных работ и ареста, а санкции ряда составов преступлений дополняет такими видами наказаний, как штраф (в качестве основного вида наказания) и исправительные работы;

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. № 49-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» расширил перечень мест содержания под стражей, которые могут посещать соответствующие должностные лица для осуществления контроля (изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, гауптвахты);

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» направлен на правовое регулирование правоотношений, возникающих в сфере предупреждения повторных преступлений отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем установления
в отношении указанных лиц административного надзора;

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» направлен на установление процедур реализации положений, связанных с осуществлением административного надзора;

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 78-ФЗ. «О внесении изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» призван расширить возможности адвокатов (защитников) по обеспечению конституционного права граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на получение квалифицированной юридической помощи;

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» дополняющий перечень составов преступлений, в том числе террористической направленности, при осуждении за которые лица направляются для отбывания наказания в ИУ, расположенные в местах, определяемых Федеральной службой исполнения наказаний (часть вторая статьи 208, статья 2821, статья 2822 УК).

В настоящее время в органах государственной власти находятся
на рассмотрении 16 проектов федеральных законов, направленных
на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

Соблюдение законности и прав человека в уголовно-исполнительной системе постоянно контролируется Уполномоченным по правам человека
в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека
в субъектах Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной антимонопольной службой, Гособоронзаказом, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, Общественной Палатой, российскими и международными правозащитными организациями.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» созданы в каждом субъекте Российской Федерации на постоянной основе общественные наблюдательные комиссии, члены которых наделены полномочиями
без специального разрешения посещать места принудительного содержания и беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися
под стражей, по вопросам обеспечения их прав.

Реализуется курс на расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации
о наказании в виде ограничения свободы» введено в действие
с 1 января 2010 г. наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в соблюдении осужденными установленных судом ограничений под надзором уголовно-исполнительных инспекций.

В настоящее время Федеральной службой исполнения наказаний проводятся мероприятия по созданию системы электронного мониторинга поднадзорных лиц ФСИН России, развертывание которой позволит повысить эффективность контроля за поведением осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы.

В целях реализации положений вышеуказанного федерального закона российскими предприятиями освоен выпуск систем контроля
за осужденными, максимально адаптированных под требования уголовно-исполнительной системы с использованием, в том числе, российской навигационной системы ГЛОНАСС и значительно дешевле в эксплуатации по сравнению с импортными аналогами.

В Красноярском крае с начала июня 2010 года проводится эксперимент по введению электронной отметки осужденных к наказаниям, не связанным
с лишением свободы, через видеотерминалы.

Федеральным законом от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ предусмотрена возможность предоставления отсрочки отбывания наказания наряду
с женщинами также и осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющимся единственным родителем, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.

По поручению Правительства Российской Федерации подготовлены проекты нормативных правовых актов, предусматривающих возложение
на ФСИН России функции контроля за поведением лиц, освобожденных
из мест лишения свободы условно-досрочно.

Расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, требует повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций, придания социальной направленности работе.

Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (занятости, здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п.) проводится работа по оказанию адресной социальной помощи осужденным (в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, трудоустройстве).

Главной задачей остается активное вовлечение осужденных
в общественно-полезную деятельность, предупреждение преступлений
и иных правонарушений с их стороны.

Приняты меры по обеспечению соблюдения требований ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК).

Данные промежуточных итогов позволяют сделать выводы, что процессы, направленные на реализацию требований ч. 2 ст. 80 УИК, имеют положительную динамику и большое значение для дальнейшей реализации Концепции развития УИС на период до 2020 года.

Повысилась мотивация осужденных к оплачиваемому труду.

Проведена работа по обеспечению раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и ранее содержавшихся в местах лишения свободы.

В результате принятых мер в 2010-2011 годах требования ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ,
в части раздельного содержания указанных категорий лиц, обеспечены
во всех следственных изоляторах, в которых содержатся подозреваемые
и обвиняемые, в том числе: 149 СИЗО (68,7%) посредством их размещения на отдельных этажах; в 38 СИЗО (17,5%) – в отдельных режимных корпусах; в 30 СИЗО (13,8%) – на отдельных постах.

В целях приведения условий содержания в учреждениях тюремного типа подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие
с законодательством Российской Федерации, а также установленных европейских норм, в 2010-2011 годах в следственных изоляторах
и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов дополнительно введено в эксплуатацию 1915 мест, из которых 1448 введены в рамках реализации федеральной целевой программы.

Полученный результат позволил обеспечить средний размер камерной площади, приходящейся на одного человека, содержащихся под стражей
по стране до 4,4 кв.м.

В результате взаимодействия с судебными и правоохранительными органами численность вновь арестованных, поступивших в следственные изоляторы в 2010-2011 годах, сократилась на 15,3 тыс. человек (- 6,9%,
9 месяцев 2010 г. – 221675 человек, 9 месяцев 2011 г. – 206389 человек).

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу по разгрузке следственных изоляторов и вводу дополнительных мест для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в СИЗО 20 территориальных органов ФСИН России (республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Чувашская, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Курганская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Челябинская области, Санкт-Петербург и Ленинградская область) размер санитарной площади в камере на одного содержащегося под стражей
не соответствует норме, установленной законодательством Российской Федерации. Это связано с тем, что уголовно-исполнительной системой исчерпаны внутренние резервы по разгрузке следственных изоляторов,
и данную проблему можно решить только за счет ввода в эксплуатацию дополнительных камерных площадей, созданных за счет нового строительства.

В рамках реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в 2010-2011 годах ФСИН России проведена определенная работа в части профилактики преступлений
в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей из-под охраны.

Продолжается работа по оснащению учреждений новыми интегрированными системами безопасности, которые по техническим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам, имеют широкие возможности модернизации и адаптации к различным условиям эксплуатации.

Принятые меры позволили обеспечить надежность охраны более
чем 99% учреждений территориальных органов ФСИН России, исключить побеги спецконтингента из тюрем, исправительных колоний особого режима, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, а также при конвоировании.

В 2010 году принята Концепция развития системы охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, предусматривающая отказ от многометровых рубежей опоясывающих исправительные учреждения и переход к новым современным системам, основу которых будут составлять технические и программные средства охраны.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации ФСИН России проводится комплекс дополнительных мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу.

Для реализации программы совершенствования медицинского обеспечения лиц, отбывающих наказание, по поручению Президента Российской Федерации от 11 августа 2010 г. № Пр-2358 проводится комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу.
В учреждениях внедряется модель внутрисистемного совершенствования организационно-структурного построения медицинской службы уголовно-исполнительной системы, которая предполагает централизацию управления медико-санитарным обеспечением с выведением медицинских учреждений и подразделений из подчинения территориальным органам, следственным изоляторам и учреждениям, исполняющим наказание.

Производственная деятельность исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы в 2010-2011 годах переориентировалась на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.

В 2010/2011 учебном году в профессиональных училищах ФСИН России обучено 106,6 тыс. осужденных или 109,9% к аналогичному периоду прошлого года (в 2009/2010 – 97,0 тыс. чел.) при установленной контрольной цифре приема 89,05 тыс. человек, выполнение — 119,6%.

Одновременно, на производстве в центрах трудовой адаптации осужденных непосредственно на рабочих местах прошли профессиональную подготовку 45,4 тыс. человек или 112,3% к аналогичному периоду прошлого года (в 2009/2010 учебном году – 40,4 тыс. чел.).

Вместе с тем, в филиалах образовательных учреждений органов образования субъектов Российской Федерации, функционирующих
на территории исправительных учреждений, за прошедший год обучено
2,02 тыс. человек.

Из мест лишения свободы за истекший период освобождено без профессии 13,1 тыс. человек (аналогичный период прошлого года – 15,3 тыс. человек), что составляет 8,6% от общего количества обученных
и обучающихся осужденных.

С 1 июля 2010 года введен в промышленную эксплуатацию новый официальный сайт ФСИН России в сети Интернет, предоставляющий гражданам широкие возможности знакомиться с информацией
о деятельности ФСИН России, а также оказывать государственную услугу - осуществление приема граждан через Интернет-приемную ФСИН России
и обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов
в электронном виде.

Аналогичные сайты созданы во всех территориальных органах ФСИН России.

Активно внедряется на местах система Интернет-магазинов, позволяющая централизованно информировать граждан о работе учреждений, управлять столами заказов, организовывать виртуальные видео-свидания.

В ГУФСИН России по Красноярскому краю проводится эксперимент по открытию для осужденных электронных счетов, в результате чего осужденные могут в любое время проверить состояние своего лицевого счета, а родственники могут перевести им деньги через городские платежные терминалы. В рамках эксперимента практически во всех исправительных учреждениях краевой службы исполнения наказаний установлены терминалы, через которые кроме проверки лицевого счета осужденных можно получить доступ к информационным краевом ресурсам (службы занятости, вакансий рынка труда, правовой информации).

На базе 11 территориальных органов ФСИН России проведен эксперимент по созданию федеральной автоматизированной системы персонифицированного учета лиц, находящихся в местах лишения свободы
и осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

В течение 2010-2011 годов проводилась работа по улучшению организации взаимодействия с региональными общественными наблюдательными комиссиями, общественными и религиозными организациями.

Проведен эксперимент по включению священнослужителей Русской Православной Церкви в деятельность исправительных учреждений
на штатной основе на базе учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Мордовия, Камчатского края, Вологодской и Саратовской областей.

Заключены соглашения о сотрудничестве в области образования
и духовно-нравственного просвещения осужденных между ФСИН России
и Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, прорабатывается вопрос о заключении новых соглашений ФСИН России с Русской Православной Церковью
и Буддийской традиционной сангхой России.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусмотрено преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. С этой целью разработана модель воспитательного центра. На базе Брянской ВК УФСИН России ведется эксперимент по внедрению данной модели.

В рамках реализации новых подходов к формированию закупок материальных ресурсов в качестве эксперимента в четырех территориальных органах ФСИН России (г. Екатеринбург, г. Красноярск, г. Москва, г. Киров)
к материальному обеспечению учреждений УИС и оказанию
им коммунальных и бытовых услуг привлечены гражданские организации.

Улучшилось международное сотрудничество. Заключены соглашения
и налажен обмен опытом и наилучшими практиками в сфере исполнения уголовных наказаний для обеспечения прав и законных интересов граждан, использования новейших технологий в пенитенциарной системе для совершенствования механизмов доступа граждан к правосудию.

В 2011 году продолжалась плановая работа Федеральной службы исполнения наказаний по подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы в условиях проведения реформы.

Принят ряд эффективных решений по закреплению специализации
за образовательными учреждениями ФСИН России с учетом характера службы в УИС, подготовке кадрового резерва, оптимизации системы образовательных учреждений ФСИН России, разработки новой нормативной базы с учетом проведения реформы, направленной на укрепление практической составляющей учебно-воспитательного процесса и учебной материальной базы.

Активизируется взаимодействие с заинтересованными органами власти по вопросам, связанным с трудовым устройством лиц, освобождаемых
из мест лишения свободы. В субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В настоящее время в 68 субъектах Российской Федерации действуют 186 региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы,
их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи.

Реализация запланированных мероприятий предполагается как за счет оптимизации бюджетных средств, так и за счет поиска источников дополнительного бюджетного финансирования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.