Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в сфере судебно-экспертной деятельности, прогноз развития судебно-экспертной деятельности



Настоящая долгосрочная подпрограмма развития судебно-экспертной деятельности (далее Подпрограмма) разработана во исполнение п. 41 Распоряжения Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.01.2011 N 44-р) и предусматривает мероприятия по комплексной реализации задачи повышения количества
и качества проводимых судебных экспертиз и исследований, определяет основные направления единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности на 2012-2020 годы.

Подпрограмма разработана Министерством юстиции Российской Федерации при участии государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также с учетом предложений Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации.

При подготовке Подпрограммы использовались результаты мониторинга правоприменения в сфере судебно-экспертной деятельности, результаты современных научных исследований в сфере судебной экспертизы, а также учитывался опыт иностранных государств в сфере организации судебно-экспертной деятельности.

В Подпрограмме сформулированы основные цели, принципы, задачи
и направления развития судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, а также
в сфере обеспечения интересов граждан и юридических лиц в объективных результатах экспертных исследований, в долгосрочной перспективе.

Подпрограмма разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

 

Квалифицированное и беспристрастное проведение оперативно-следственных мероприятий и судебное рассмотрение материалов дел, отправление правосудия в разумные сроки являются одним из условий дальнейшего социального и экономического развития России,
ее инвестиционной привлекательности. В качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение
в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские
и политические свободы. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав
и свобод. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в интерпретации практики Европейского Суда по правам человека.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее
из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Построение эффективной системы проведения судебных экспертиз
и исследований – это задача, от решения которой зависит обеспечение конституционных гарантий доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций, основа для сокращения сроков отправления правосудия, повышение эффективности работы судебных органов и улучшение качества судебных актов, что вполне соответствует основным приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.

За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации создана правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных взаимоотношений. Государство стало уделять особое внимание созданию эффективного механизма проведения судебных экспертиз и исследований,
в том числе, в рамках развития системы правосудия в целом.

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими производство судебных экспертиз и исследований, являются Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее –
ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ, Федеральный закон
от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Государственная судебная экспертиза - необходимый и важный институт государства, являющийся частью федеральной правоохранительной службы. Ее основная задача: применяя современные достижения науки
и техники, обеспечить раскрытие тяжких преступлений путем создания объективной доказательной базы по уголовным делам, а также и по всем иным категориям дел, рассматриваемых правоохранительными органами и судами: гражданским, арбитражным, административным, делам
о таможенных и налоговых правонарушениях.

Судебные эксперты, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, не наделены властными полномочиями и не принимают каких-либо решений по уголовным и иным делам. Их функция иная - с использованием своих специальных знаний исследовать вещественные доказательства, документы, материальные ценности - и установить фактические обстоятельства дела, позволяющие принять обоснованное и законное решение.

Тем не менее, высокий научно-технический уровень современной преступной деятельности, ее профессионализм и организованность объективно повышают роль и значение судебной экспертизы в деятельности правоохранительных органов и судов. В большинстве случаев, заключения судебных экспертов предопределяют судьбу дела. Поэтому эффективность борьбы с преступностью в государстве напрямую зависит от состояния судебно-экспертной деятельности.

Спектр судебно-экспертных специальностей весьма широк: традиционная криминалистика и судебная медицина; современная техника
и технологии, включая автотранспорт и безопасность дорожного движения; информационные технологии; интеллектуальная собственность, недвижимость, товароведение и экономика; естественнонаучные
и гуманитарные специальности.

Государственная судебно-экспертная деятельность в России организована в семи ведомствах: Минюсте РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, Минобороны РФ, ФСКН РФ. Система ГСЭУ Минюста России является единственной независимой структурой государственных экспертов, то есть находящейся вне органов дознания и следствия. Соответственно каждая из указанных систем ГСЭУ осуществляет свою деятельность в соответствии с установленным профилем, который, за исключением ГСЭУ Минюста России, в большинстве случаев имеет оперативно-криминалистический характер.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 № 1313 (далее – Указ), Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью ГСЭУ Министерства юстиции Российской Федерации.

Система ГСЭУ Минюста России состоит из 50 учреждений, в том числе 40 лабораторий судебной экспертизы, 9 региональных центров
и Российского федерального центра судебной экспертизы. Система ГСЭУ Минюста России является единственной независимой структурой государственных экспертов, не подчиненной органам дознания, следствия
и судам, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности.

На протяжении последних 60-ти лет в системе ГСЭУ Минюста России сформированы органично взаимосвязанные единые теоретические
и практические основы производства судебной экспертизы, составляющие базис отечественной методологии судебной экспертизы. Основными этапами ее формирования явились создание общей теории судебной экспертизы
и развитие ее положений в частных теориях родов и видов судебной экспертизы. Ее эффективность была подтверждена многолетней практикой не только правоохранительных и правоприменительных органов Российской Федерации, но и всех республик бывшего СССР и ряда зарубежных стран.

Практический опыт, накопленный в ГСЭУ, предопределил интеграцию созданной методологии с мировым судебно-экспертным сообществом. Государственные судебно-экспертные учреждения Минюста являются единственными представителями Российской Федерации в Европейской сети судебно-экспертных учреждений (ENFSI).

Кроме того, на сегодняшний день среди министерств и ведомств Российской Федерации, в ведении которых находятся ГСЭУ, только Минюст России является органом исполнительной власти, который разработал наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.

Наличие единых утвержденных экспертных методик, установленных квалификационных требований к экспертам, налаженной системы подготовки и повышения квалификации экспертных кадров, существующей системы методического рецензирования наблюдательных производств как текущего контроля уровня компетентности экспертов и пр. компонентов регулирования судебно-экспертной деятельности позволяют во всех ГСЭУ Минюста России обеспечивать исполнение требований Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 73) о производстве судебных экспертиз на основе единого научно-методического подхода.

Таким образом, модернизация деятельности ГСЭУ Минюста соответствует приоритетам социально-экономического развития России и международной юридической практике независимости экспертных учреждений от оперативно-следственных органов.

Судебная экспертиза – наукоемкий вид правоохранительной деятельности. Она должна находиться в постоянном развитии и впитывать передовые достижения научно-технического прогресса темпами,
не отстающими от темпов научно-технического развития преступности.

В свою очередь для реализации данного положения необходимо
и постоянное совершенствование организационной структуры экспертных учреждений, управляемости и соответствующего экономического обеспечения.

Однако современное состояние судебно-экспертной деятельности
в Российской Федерации нельзя признать удовлетворительным.

Основные причины:

• неэффективность государственного управления судебно-экспертной деятельностью (далее СЭД);

• отсутствие достаточной материально-технической и кадровой базы судебно-экспертных учреждений (далее СЭУ), соответствующей качественному и количественному уровню преступности.

Реформа системы государственного управления в Российской Федерации, практическое внедрение бюджетирования, ориентированного
на результаты, и современных методов финансового менеджмента практически не коснулись системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России.

В настоящий момент самый главный показатель деятельности экспертных учреждений – объем выполненных судебных экспертиз
и экспертных исследований сократился до уровня 90-х годов прошлого века, снижение объема выполненных экспертиз и исследований за 2006-2010 гг. составило 46%.

 

Год Кол-во выполненных судебных экспертиз, шт. Кол-во выполненных экспертных исследований, шт. Сумма полученных средств за производство платных экспертиз и исследований, руб. Штатная численность работников СЭУ, чел. Средняя экспертная загрузка, шт./чел. (шт./эксперт)
363,7 млн.руб. 2710 (1550 за счет ф/б) 99,94 (131,48)
552,3 млн.руб. 2780 (1550 за счет ф/б) 92,17 (121,27)
263,8 млн.руб. 2250 ф/б 77,91 (102,52)
218,4 млн.руб. 2250 ф/б 68,67 (90,37)
177,4 млн.руб. 2350 ф/б 59,07 (77,72)
134,5 млн.руб. 2350 ф/б 58,94 (77,55)
9 м. 2011   97,4 млн.руб 2350 ф/б 40,9 (53,82)

 

Деятельность судебно-экспертных учреждений финансируется
из федерального бюджета. Так согласно Федеральному закону № 238-ФЗ
от 19.12.2006 «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривалось выделение 1308779,7 (1235629,8 из обзора деятельности ГСЭУ в отчетном году) тысяч рублей на содержание СЭУ, в 2008 году 1280481,7 тыс. руб. (1365117,1 из обзора), в 2009 году 1455648,7 тыс.руб., в 2010 году 1274496,9 тыс. рублей, на 2011 год предусмотрено 1395055,6 тыс.руб., на 2012 и 2013 по 1424426,7 тыс. руб.

Финансирование системы ГСЭУ Минюста является дефицитным: бюджетное финансирование обеспечения деятельности ГСЭУ в 2010 г. составило 73%, в 2011 году снизилось до 48% от заявленной потребности в указанном финансировании. По состоянию на 1 января 2011 года изношенность основных фондов составляет 61%, многие помещения
не соответствуют современным требованиям к размещению судебно-экспертных учреждений по размеру площадей, и (или) по техническим возможностям.

Штатная численность изменялась за последние 5 лет следующим образом: 2006 г. – 2780 сотрудников; 2007-2009 – 2250; с 1 июня 2009 – 2350; 76% общей численности сотрудников составляет экспертный состав. Постановлением Правительства РФ № 754 от 08.12.06 была установлена штатная численность работников СЭУ в количестве 2200 единиц.
Таким образом, бюджет дополнительно стал финансировать 700 единиц. Однако ранее 1230 сотрудников содержалось за счет внебюджетной деятельности. Общий итог – сокращение 530 специалистов. Кроме того, согласно письму Минюста № 04-13 от 09.01.07 переводу на бюджетное финансирование подлежали эксперты. В результате технический
и обслуживающий персонал не предусмотрены штатными расписаниями СЭУ.

24 декабря 2007 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 925 «Об оплате труда работников государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации». Установленные указанным Постановлением должностные оклады ниже ранее утвержденных, кроме того имеются несоответствия установленных размеров окладов занимаемым должностям. Также Постановлением № 925 не предусмотрена возможность индексации должностных окладов сотрудников, в результате повышения заработной платы не проводилось с 2006 года, что противоречит положениям Трудового кодекса и духу бюджетной политики, проводимой в Российской Федерации. Кроме того, в Постановлении № 925 не предусмотрен ряд должностей
(в первую очередь административно-управленческого и технического персонала), что делает практически невозможным реализацию ряда нормативных документов (по охране труда и пожарной безопасности, информационного освещения деятельности государственных учреждений
и так далее). Нельзя обойти стороной и тот факт, что сотрудники судебно-экспертных учреждений, несмотря на специфику работы, не имеют статуса государственного служащего. А их деятельность не попадает под определение «государственная правоохранительная служба»
и соответственно на них не распространяются нормы социальной защиты для указанной категории лиц (включая пенсионное обеспечение, нормы отдыха, жилищные субсидии и так далее).

Вышеперечисленные проблемы привели кмассовому оттоку кадров.Значительное число сотрудников не устроила существующая система оплаты труда, что привело к переходу высококвалифицированных аттестованных экспертов в коммерческие структуры. В крупных городах существующий уровень заработной платы не позволяет привлечь к работе даже начинающих экспертов.

Изменения в законодательстве, утвержденные Федеральным законом № 124-ФЗ внесенные в закон о государственной судебно-экспертной деятельности, Арбитражный и Гражданский кодексы привели
к лавинообразному росту неплатежей за производство судебных экспертиз
и исследований и, как следствие, возникновению кредиторской задолженности по налоговым платежам. А недостаточная проработка вопросов о сроках производства экспертиз – к массовому увольнению оставшихся сотрудников. Указанная проблема возникла во многом в связи
с тем, что предусмотренные статьями 96 и 98 ГПК РФ депозиты управлений Судебного Департамента за редким исключением не работают, поэтому нет никаких гарантий возмещения расходов за проведение экспертизы эксперту или экспертному учреждению. В то же время, согласно положений Налогового Кодекса, уплата налогов бюджетными учреждениями производится по факту выполнения работ и соответственно отсутствие своевременной оплаты экспертиз ведет к серьёзным сбоям в работе.

Существуют серьезные проблемы и в сфере соответствия помещений, занимаемых ГСЭУ современным требованиям укрепленности, безопасности, оснащенности техническими средствами охраны и сигнализации, а также соответствия техническим требованиям для эксплуатации имеющегося оборудования.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные проблемы средняя экспертная загрузка в ГСЭУ превышает нормы более чем в 1,5 раза,
а экономический эффект деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста, то есть расчетная стоимость всех проведенных экспертиз, исследований, научно-методических работ, превышает объемы финансирования более чем на 70%.

Приведенные данные свидетельствуют о серьезных проблемах
в системе государственной судебно-экспертной деятельности, которые требуют системного решения. Отсутствие эффективной системы проведения судебных экспертиз влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения. Требуется создание условий для качественного улучшения ситуации в сфере судебно-экспертной деятельности.

При этом следует учитывать следующие общесоциальные факторы, оказывающие негативное влияние на ситуацию в сфере судебно-экспертной деятельности:

правовой нигилизм, существующие в обществе установки
на противоправное поведение, игнорирование требований закона являются основой для сверхнормативной загруженности в расчете на одного судебного эксперта, не позволяющей ему качественно исполнять свои обязанности;

коррупция в сфере государственного управления, терпимое отношение к коррупционным проявлениям со стороны граждан влечет за собой коррупцию в сфере судебно-экспертной деятельности, фактическую коммерциализацию деятельности судебных экспертов, вовлечение должностных лиц судебно-экспертных учреждений в экономические конфликты и преступные деяния;

недостаточный уровень взаимодействия между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации является причиной отсутствия системного взаимодействия между органами, назначающими проведение судебных экспертиз и судебно-экспертными учреждениями, а также практическому отсутствию обмена научно-методической информацией между СЭУ различной ведомственной принадлежности;

недостаточный уровень информатизации государственных органов, систем публичного управления и судебно-экспертных организаций препятствующий информированию о возможностях судебной экспертизы и требованиях к исследуемым объектам.

К структурным проблемам развития судебно-экспертной деятельности необходимо отнести следующее:

недостаточно высокий профессиональный уровень лиц, проводящих экспертные исследования в связи с отсутствием мотивации в своевременном и качественном проведении судебных экспертиз и по причине непривлекательности работы в ГСЭУ для лиц с высшим образованием
и высоким уровнем подготовки, недостаточно высокого престижа работы судебного эксперта на рынке труда и в системе органов государственной власти;

диссонанс между стоимостью объектов спора и уровнем материального обеспечения государственного судебного эксперта;

недостаточный уровень подготовки лиц, назначающих проведение судебных экспертиз и осуществляющих процессуальные полномочия
в рамках судебно-экспертной деятельности;

недостаточный уровень материально-технического и информационного обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений, отсутствие кадровых возможностей;

дублирование функций СЭУ Минюста с экспертными подразделениями других ведомств;

неурегулированность рынка негосударственной судебной экспертизы, отсутствие единых правил деятельности негосударственных экспертных организаций и частных экспертов.

Особой проблемой является наличие многочисленных коллизий
и пробелов в нормативно-правовом регулировании судебно-экспертной деятельности и статуса судебного эксперта, влекущих низкий уровень взаимодействия органов государственной власти и иных организаций в сфере судебно-экспертной деятельности, правовую неопределенность, злоупотребления в сфере судебной экспертизы, развитие коррупции.

Решение задачи сокращения сроков производства судебных экспертиз, увеличения объемов проводимых исследований, повышения их качества, развития новых методов и методик экспертных исследований носит масштабный и долговременный характер. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода государственных судебно-экспертных учреждений на новый качественный уровень деятельности. Это обуславливает необходимость обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности судов
и органов правосудия Российской Федерации в новых услугах государственных судебно-экспертных учреждениях.

В ином случае реформирование судебно-экспертной системы России утратит системность, возникнет несогласованность в развитии государственных судебно-экспертных учреждений различных ведомств,
а также регулировании деятельности негосударственных экспертных организаций. В результате это приведет к инерционному развитию судебно-экспертной деятельности в целом, при котором состояние системы будет все менее отвечать возрастающим социально-экономическим потребностям общества и государства.

Невыполнение в определенные сроки мероприятий Подпрограммы, срыв запланированного финансирования приведет к невозможности увеличения объемов проведенных судебных экспертиз и сокращению сроков производства судебных экспертиз и исследований и, соответственно, затруднит реализацию стратегических целей государства. Постоянный дефицит текущего финансирования может существенно сказаться и на качестве проводимых исследований, как государственными, так и частными судебными экспертами вследствие значительного устаревания парка оборудования и существующего методического обеспечения деятельности экспертов, невозможности разработки новых методик.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.