- совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, в том числе:
· совершенствование деятельности Минюста России и его территориальных органов при осуществлении контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
· обеспечение реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Задачи программы
- совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состоянии как наиболее востребованных (массовых) и приоритетных;
- корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы;
- упрощение процедур межведомственного взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- организация предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
- удовлетворенность граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния до 70%;
- перевод записей актов гражданского состояния, а также метрических книг, хранящихся на бумажных носителях, в электронный вид
Этапы и сроки реализации подпрограммы
- 2012-2020 годы, подпрограмма реализуется в три этапа:
I этап – с 2011 по 2012 год;
II этап – с 2013 по 2017 год
III этап – с 2018 по 2020 год
Объемы финансирования подпрограммы
- расходы, связанные с реализацией мероприятий Подрограммы в 2012-2020 годах, финансируемые за счет средств федерального бюджета: 61 735 526,80 тыс. рублей, в том числе:
2012 г. 6 493 545,20 тыс. руб.
2013 г. 6 743 328,60 тыс. руб.
2014 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
2015 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
2016 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
2017 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
2018 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
2019 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
2020 г. 6 928 379,00 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
- возможность использования предоставляемых в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния услуг любым гражданином вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик;
- повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.
1. Характеристика текущего состояния сферы государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Государственная регистрация актов гражданского состояния является важной социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, которая влияет на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризует правовое состояние граждан.
В сфере государственной регистрации предоставляются следующие виды государственных услуг:
- государственная регистрация рождения;
- государственная регистрация заключения брака;
- государственная регистрация расторжения брака;
- государственная регистрация усыновления (удочерения);
- государственная регистрация установления отцовства;
- государственная регистрация перемены имени;
- государственная регистрация смерти.
Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимы для обеспечения разнообразных потребностей граждан и субъектов государственного управления.
В настоящее время в Российской Федерации государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
По состоянию на 1 января 2011 г. государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют 9 286 органов, из них органов ЗАГС – 2 652, органов местного самоуправления сельских поселений – 6 634.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» вопросы образования и деятельности органов ЗАГС относятся к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2006 года, на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния возложены полномочия по:
– выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
- координации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществлению ее методического обеспечения;
- осуществлению контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- осуществлению надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проведению проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребованию документов и внесению предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
- осуществлению контроля за расходованием субвенций.
Отсутствие со стороны федеральных органов исполнительной власти контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния негативно сказалось на практике применения органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, законодательства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Участие органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации, в предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде предполагает наличие в данных органах соответствующего программного продукта, качественной компьютерной техники, каналов телекоммуникационных связей для возможности оперативной передачи информации, принятия необходимых организационных и технических мер для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним.
В настоящее время предоставление органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей не представляется возможным в связи с недостаточным уровнем технической оснащенности указанных органов, отсутствием на региональном и федеральном уровнях информационного ресурса в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, единого программного обеспечения (органами ЗАГС Российской Федерации в настоящее время используется более 30 видов различных программных продуктов).
С 2005 года финансирование органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, производится за счет выделяемых из федерального бюджета субвенций, которые носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом размер субвенции на обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния, выделяемой субъекту Российской Федерации, определяется исходя из количества актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершенных органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации за отчетный период.
Переход на предоставление государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, потребует как изменения соответствующих нормативных правовых актов, так и дополнительного выделения значительных средств из федерального бюджета.
Необходим комплексный подход к решению задач, связанных с участием органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации, в предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации, основные цели и задачи подпрограммы,
прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определила приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации: повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления. Для достижения поставленных целей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения электронного правительства и повышения эффективности государственного управления.
Таким образом, цели государственной политики определяют необходимость решения задач в различных отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения.
Рост расходных обязательств государства должен строго соответствовать росту экономики. Главным условием поддержания сбалансированности бюджета является повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизация сети бюджетных учреждений.
Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 г. № 1123-р, предусмотрена разработка стандартов и нормативов минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг.
При помощи использования современных информационно-коммуникационных технологий будет обеспечен доступ организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, а также предоставлена возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет.
Для реализации стоящих перед Российской Федерацией целей необходимы качественно иные требования к государственному управлению.
Одновременно с предоставлением большей свободы в выборе путей достижения целей, стоящих перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, будут усовершенствованы критерии оценки их деятельности, в том числе на основе анализа количественных индикаторов достижения целей и решения задач.
Завершение работы по упразднению функций, избыточных с точки зрения стратегических целей государства, будет сочетаться с оптимизацией исполнения необходимых функций на основе их четкой стандартизации и регламентации, направленных на рационализацию управленческих процессов. Необходимо завершить работу по утверждению и повсеместному внедрению административных регламентов для большей части массовых государственных и муниципальных услуг, включая административные регламенты "сложных" услуг, носящих межведомственный и межуровневый характер.
Предстоит осуществить реформирование системы государственного и муниципального надзора.
Повышение эффективности государственного управления будет в значительной степени достигаться за счет большей открытости государственного аппарата и тесного взаимодействия с организациями бизнеса и другими структурами гражданского общества. Решение обозначенных задач возможно лишь при скоординированных усилиях государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.
В соответствии с целями и задачами, предусмотренными Стратегией, целью подпрограммы является совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Достижение цели подпрограммы обеспечивается путем выполнения мероприятий. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы.
Совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение прав и свобод человека и гражданина предусматривает:
- разработку, принятие и внедрение Административного регламента исполнения государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации;
- разработку, принятие и использование для расчета размера субвенций на обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния, выделяемой субъекту Российской Федерации, среднего норматива финансовых затрат.
Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния предусматривает:
- перевод государственных и муниципальных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронный вид и совершенствование межведомственного взаимодействия.
Анализ мирового опыта и текущей ситуации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Российской Федерации показывает целесообразность применения компьютерных технологий в области регистрации актов гражданского состояния и востребованность создания единого информационного ресурса в данной сфере.
3. Прогноз конечных результатов реализации подпрограммы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, оценка эффективности подпрограммы
Конечные результаты подпрограммы определены в соответствии со Стратегией и отражают цель подпрограммы.
Эффективность подпрограммы оценивается по степени достижения запланированных результатов.
Результаты выполнения мероприятий подпрограммы отвечают в соответствии со Стратегией следующим задачам:
- обеспечение высокого уровня доступности и предоставления качественных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния для населения;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.
Таким образом, итоговым результатом подпрограммы станет наличие широкого спектра возможностей использования предоставляемых в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния услуг в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик.
Значимым результатом подпрограммы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления. Например, повышение доступности государственных услуг будет выражено в снижении издержек на получение услуги для всех граждан независимо от их места проживания, состояния здоровья и занятости.
Реализация мероприятий по созданию единого информационного ресурса в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения потребностей государственных структур, организаций, учреждений и граждан, а также сократить финансовые и временные издержки, связанные с получением актуальной и доступной информации.