симости от юридической силы нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Самое большое значение среди нормативных правовых актов всегда отводится конституции, законам и подзаконным актам.
Конституция — нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственного и общественного строя, правовой статус личности, разделение власти и иные важнейшие общегосударственные положения. Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории государства. Ей присуще юридическое верховенство в иерархии действующих источников права. Контроль над соблюдением этого принципа в России возложен на высший судебный орган — Конституционный Суд РФ. Изменения в конституции, как правило, вносятся в результате применения специальной процедуры.
По степени возрастания легитимности, т.е. одобрения народом конституционных положений, конституции можно различать как принятые непосредственно народом на референдуме, парламентом (высшим законодательным органом государства), учредительным (конституционным) собранием, депутаты которого избираются путем всеобщего голосования, путем октроирования (жалования монархом основного закона своему народу).
По форме закрепления положений конституции могут быть едиными, представленными одним официальным документом, комплексными, состоящими из группы конституционных законов и комбинированными, складывающимися из различных частей (в судебных прецедентах, конституционных соглашениях, обычаях и традициях, а также в правовых доктринах). По возможности внесения конституционных изменений основные законы могут быть классифицированы как гибкие, меняющиеся на основе принятия обычных законов, жесткие, требующие референдума по данному вопросу или принятия специальных законов о поправках в конституцию1.
В законе интегрируется сущность определенной законодательной системы, конкретное содержание требований (или дозволений), соответствующим образом структурно организованное и выраженное вовне. Основные и важнейшие признаки закона:
• принимается только высшими представительными органами государственной власти — парламентом страны или всена родным голосованием (референдумом);
• регулирует основополагающие, наиболее значимые, важней шие общественные отношения, определяемые исключительно компетенцией высшего органа государственной власти. При
1 См.: Оксамытный В.В. Указ. соч. С. 357—358.
правовом регулировании общественных отношений, осуществляемых в форе закона, последний должен быть исчерпывающе точным и ясным;
• обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Любой иной правовой акт, изданный не на основа нии и не во исполнение закона, а тем более не соответст вующий или противоречащий закону, отменяется в установ ленном порядке;
• является нормативным актом, т.е. устанавливающим общие правила поведения (нормы), обязательные для всех поддан ных государства, государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц (в том числе иностранных), указанных в самом законе;
• регулируя соответствующие общественные отношения, он наи более устойчив и стабилен, подвергается изменению, дополне нию или отмене лишь в исключительных случаях в силу объ ективной общественной необходимости;
• принимается в особом порядке, предусмотренном конститу цией и регламентом парламента.
Законы в современных условиях можно классифицировать по самым разным основаниям. С точки зрения формы государственного устройства законы бывают унитарного и федеративного государства, автономий в составе унитарного государства, субъектов федерации и межгосударственных союзов.
По юридической силе законы можно делить на акты общегосударственного референдума, в которых воплощается основной принцип прямой демократии (право народа принимать окончательное решение по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни), конституционные законы как акты, вносящие изменения в конституцию либо пересматривающие ее текст, либо «списочные» акты (принимаемые по перечню, закрепленному в нормах конституции), ординарные (обычные) законы, наличие которых фиксируется во всех современных правовых системах. Их собственная классификация, как правило, предусматривает выделение кодексов и иных кодификационных актов (основ законодательства, уставов, положений, регламентов), базовых законов, устанавливающих общие начала (принципы) организации определенной сферы правового регулирования, учредительных законов, создающих органы государственной власти или иные организационные структуры и предусматривающих порядок их деятельности, статус иных законов предусматривающих правовое положение (статус) отдельных категорий субъектов права, тематических законов, вводящих правовую регламентацию определенного вида деятельности, процедурных законов, вносящих изменения и дополнения в иные законодательные акты для повыше-
L
Проблемы теории права
9. Проблемы источников права
ния эффективности их действия, ратификационных законов, вводящих в действие на территории государства международные соглашения и иные договоры общегосударственного значения.
Можно также рассматривать регламентарные законы как акты главы государства или правительства, которым в силу делегирования законотворческих положений придается юридическая сила закона, чрезвычайные законы как акты государственной власти, издаваемые в условиях чрезвычайных обстоятельств, и модельные законодательные акты (примерные, или рекомендательные, законы)1.
Нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов, называются подзаконными актами. Их отличие от законов сводится к следующим основным моментам. Если законы являются актами высших органов представительных (законодательных) органов государственной власти, то подзаконные акты принимаются органами или должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления). Если законы регулируют наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, то подзаконные акты — все другие общественные отношения, которые нуждаются в правовом опосредовании, а также развивают, конкретизируют, детализируют законы.
Подзаконные нормативные акты можно также классифицировать на акты главы государства (в частности, в России — нормативные указы Президента РФ), акты высшего исполнительного органа государства (нормативные постановления Правительства РФ), акты (приказы, инструкции, положения) иных органов исполнительной власти (общих, региональных и местных), акты муниципальных (негосударственных) органов, локальные акты, принимаемые в пределах полномочий конкретных организаций, учреждений или предприятий.
Судебный прецедент — это судебное решение по конкретному делу, которому придается общеобязательная сила и при рассмотрении подобных дел этим же судом или нижестоящими судами. Судебный прецедент как источник права имеет давнюю историю. Под ним понимают акт судебной власти по факту рассмотрения определенного дела. Он используется в качестве правовой нормы при аналогичных обстоятельствах.
Судебные прецеденты являлись источником права во всех древних государствах. В Риме к ним были отнесены эдикты магистров и преторов (с IV в. до н.э.), которые вершили судебную власть и решали в основном имущественные споры между римскими гражданами и перегринами. Подобное следование судебным решениям было характерно для Средневековья.
См.: Оксамытный ВВ. Указ. соч. С. 359—360.
Судебные прецеденты всегда признавались и сегодня признаются в Великобритании и в правовых системах, относимых к англоамериканскому праву. Так, в Великобритании то, что обыкновенно называется обычным правом, было и есть по преимуществу право прецедентов, воплощенное в сборниках судебных решений. Ссылка на судебный прецедент, записанный в сборнике, имеет юридическое значение, как и ссылка на парламентский акт.
Сила судебной практики как источника права, выражается в конкретных положениях. Всякий суд связан решением всех высших судов. Суд первой инстанции не может оспаривать решение апелляционного суда, а апелляционный суд не может отказаться следовать решениям Палаты Лордов. Палата Лордов связана своими собственными решениями. Решение этой инстанции, раз состоявшееся по какому-либо вопросу права, имеет обязательное решение и на будущее время. Апелляционный суд связан своими собственными решениями. Исключение из принципов обязательности судебных прецедентов допускается только в одном случае: когда суд приходит к заключению, хорошо мотивированному, что данный прецедент ненужный.
В России судебная практика имела небольшое значение. Правда, по ст. 84 Основных законов Российской империи страна управлялась на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке. Следовательно, иные источники права, кроме закона, признавались лишь настолько, насколько были указаны в законе. Этим определялась область применения и сила правовых обычаев, а также канонических правил. Точно так же и судебные решения имели значение норм права, когда их обязательность устанавливалась законом.
В отношении всех вообще судов, рассматривающих дела по существу, российское законодательство не давало никаких указаний на юридическую обязательность их решений. Конечно, суд, охраняющий свое достоинство, не отступал без достаточных оснований от принятой точки зрения. Он сам себя нравственно связывал своим решением. В частности, для коммерческих судов устанавливалось положение, в силу которого судам этого рода дозволяется за недостатком законов основывать свои решения на «примерах» решений, в том же суде состоявшихся. Наряду с законом и обычаем был поставлен судебный прецедент. Следовательно, решение, основанное на этом прецеденте, считалось юридически обоснованным. Но такое исключительное положение, установленное для коммерческих судов, не распространялось на суды иных категорий.
В современной России сложилось двоякое отношение к судебному прецеденту. Одни ученые считают, что он не является источником права. При этом отмечается, что Верховному Суду РФ с момента его образования, конечно, было дано право обобщать судебную прак-
III. Проблемы теории права
9. Проблемы источников права
тику и давать судам разъяснения и указания по тем вопросам, которые встретились в их практике, и за отсутствием прямых указаний в законе должны были найти самостоятельное разрешение судебными инстанциями.
Руководящие указания Верховного Суда РФ в ряде случаев устанавливают положения, которыми суды должны руководствоваться при применении норм права, положения, которые прямо в законе не выражены, но по существу из него вытекают, а также формулируют некоторые общие принципы, необходимые для правильного применения норм права судами. Но и в этом случае нельзя утверждать, что судебная практика — источник права.
Другие российские ученые (С.А. Авакьян, Н.В. Витрук, Г.А. Гад-жиев, Б.С. Эбзеев и др.) категоричны в том, что решения Конституционного Суда РФ следует относить к источникам права. Решения Конституционного Суда РФ по делам о толковании Конституции РФ, по их мнению, представляют собой выявление смысла ее норм и несет в себе новое понимание и соответственно новое регулирование общественных отношений. Подобными решениями по существу восполняются пробелы или неясности Конституции РФ.
Нормативный характер решений Конституционного Суда РФ по другим вопросам имеет определенные особенности. В них разрешается конкретный спор, в данном случае вырабатывается норма поведения для участников аналогичных отношений. Правда, подобная норма, как правило, имеет характер отрицания прежнего регулирования, т.е. в результате решения суда нормы признаются неконституционными, возникает новое регулирование уже без старой нормы, на новых принципах и по новому правилу.
Некоторые ученые и практики считают Конституционный Суд РФ «законодателем со знаком минус», или «негативным законодателем»1.
Судебный прецедент в России все же не является официально признанным источником права. Однако в юридической практике можно найти примеры, когда в работе государственных органов создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последнее. В ряде последних научных исследований обосновывается, что некоторые из судебных актов, принимаемые в установленном порядке, имеют все признаки источников права и могут выступать регуляторами общественных отношений наравне с нормативными актами. Кроме того, выработанные в ходе этого правовые положе-
ния из выводов по конкретному делу зачастую становятся образцом для аналогичных подобных случаев, получают признание как регулятора спорных отношений. В некоторых случаях такая процедура правоприменения заменяет законодательное регулирование. Признавая судебный источник в качестве самостоятельного источника права, исследователи считают его субсидиарным по отношению к нормативному источнику. Необходимость в нем возникает лишь в случае отсутствия закона, его недостаточности или противоречивости1.
Все это также относится и к административному прецеденту (как к решению соответствующего административного органа по конкретному делу).
Нормативный договор играет, в частности, роль важнейшего источника в международном праве. Исторические примеры показывают, что такая же роль неоднократно выпадала на долю договора и в других областях права. Достаточно вспомнить, что договоры нередко играли значительную роль в образовании норм государственного права.
Феодальные государства, как правило, не имели писаных конституций. Длительное время государственный строй феодальных стран определялся разного рода соглашениями королей, князей и их вассалов, королей и городов, договорами сеньоров с их вассалами. Соглашениями этого рода являются договоры Новгорода с князьями, например договор Новгорода с тверским князем Ярославом Яро-славичем 1260 г. Известный пример соглашения короля и баронов, определявшего государственный строй средневековой Англии, — Великая хартия вольностей 1215 г. Законодательство само первоначально было результатом соглашений между отдельными носителями политической власти. Недаром писаное право в Средние века в отличие от неписаного обычного носило название соглашений.
Буржуазные государствоведы последней четверти XIX — начала XX в. обратили внимание на то, что договоры не только устанавливают права и обязанности их участников, но и в некоторых случаях направлены на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться участники такого рода соглашений.
Таким образом, нормативный договор, имея свою историю, представляет собой соглашение субъектов (двух и более), которое регулирует между ними длительное время отношения на основе определенного круга прав и обязанностей. Нормативный договор должен обладать следующими признаками: добровольность заключения и равенство его участников; участие в нем одной из сторон
1 Подробнее об этом см.: Гаджиев ГЛ. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. № 2 (28); Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Судебное конституционное право и процесс. М., 1998.
1 См.: Коростелкина О.Н. Судебная практика и судебный прецедент в системе
источников российского права: Автореф. дис........... канд. юрид. наук. М., 2005.
С. 9, 16, 17.
III. Проблемы теории права
9. Проблемы источников права
органа государственной власти; целевую направленность, заключающуюся в преобладании его публичных целей; многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм; длительность действия и неоднократность применения; особую процедуру заключения и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением, и др.
Особое место среди договоров нормативного содержания занимают внутригосударственные и международные договоры. Внутригосударственные договоры представляют собой общий договор, определяющий основы формы государственного устройства страны и взаимоотношений между государством и его частями, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти страны и органами государственной власти субъектов, соглашения о делегировании полномочий, соглашения между общими и региональными органами исполнительной власти.
Международные договоры делятся на следующие виды: межгосударственные, заключаемые на уровне глав государств; межправительственные, заключаемые руководителями исполнительной власти государств; межведомственные, регулирующие отношения на уровне органов государственной власти различных государств. Россия признает международные договоры частью своей правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Иные источники права теоретики государства и права либо вообще не рассматривают, а если и рассматривают, то в общем контексте1. В условиях рыночного общества важно знать и иметь «под руками» все возможные источники права, иначе не достигнешь желаемого результата в управлении, получении прибыли, капитала. Наряду с основными источниками права нужно выделять и исследовать и не основные, иные источники, к числу которых можно отнести правовую доктрину, общепризнанные принципы и нормы права, религиозные нормы и специфические источники права.
Правовая доктрина состоит из идей и высказываний авторитетных ученых-юристов, изложенных ими в научных трудах, которые могут быть использованы в решении правовых проблем. Так, в Древнем Риме при вынесении судебных решений было принято ссылаться на труды известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая и др.). Истории известен такой факт. В 426 г. был издан специальный акт об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции при решении конкретных дел. Правовая доктрина как источник права ис-
пользовалась во Франции. Наибольшее распространение в настоящее время этот источник права имеет в мусульманских странах. Как источник права в европейских правовых системах правовая доктрина в редких случаях используется в англоязычных странах.
В России правовая доктрина в качестве источника права не используется. Административное или судебное решение не может быть основано на научной доктрине. Тем не менее достижения юридической науки влияют на совершенствование законодательства, формирование юридических понятий, особенно на толкование Конституции РФ, в результате чего делаются выводы нормативного содержания.
Общепризнанные права и нормы как основополагающие идеи права являются источниками права во многих правовых системах, в том числе в современной России. В частности, при пробелах в праве и невозможности использования аналогии закона права обязанности сторон гражданско-правовых отношений могут быть определены исходя из общих начал гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК). К общим началам права также отнесены принципы гуманизма, демократизма, равенства и т.п.
Религиозные нормы становятся источниками права там, где религия не отделена от государства, особенно, там, где канонический свод провозглашается и становится официальным законодательством.
Специфическими источниками права могут быть, в частности, правосознание судьи, суждение вождя, труды мыслителей и т.п. Они появлялись обычно в период революционных потрясений в государстве, в процессе ломки или упразднения прежнего права и создания нового законодательства, в ходе становления и закрепления тоталитарных государственно-политических режимов. Так, в нормативных актах 1917—1918 гг., устанавливающих полномочия новых судов в России, предлагалось судьям применять только декреты советской власти, а в случае неполноты или отсутствия соответствующего декрета — руководствоваться революционным сознанием либо указаниями вождей.
1 См., например: Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2001. С. 186-204.