Понятие реализации права многими теоретиками справедливо связывается с механизмом действия права вообще, а социальная и собственно правовая обусловленность действия права составляют его системообразующее начало. Известно, что еще Монтескье в свое время в книге «О духе законов» обращал на это внимание. Сегодня реализация права и его действие рассматриваются как близкие понятия, ибо реализация права есть одновременно его действие.
Так называемый деятельностный подход при изучении реализации права сегодня весьма важен и актуален. Реализацию права можно трактовать как процесс претворения положений норм права в жизнь посредством правомерной деятельности субъектов общественных отношений (органов государства, должностных, юридических, физических лиц и т.д.) с целью достижения социально полезных результатов. И в этом смысле задача реализации права состоит в том, чтобы эффективно, без «сбоев» (без нарушений норм права) перевести предписания данных норм в правомерное поведение, а также наиболее полно и четко претворить в жизнь возможности, предоставленные правом.
Содержательным элементом механизма действия права в этом случае становится само правовое регулирование общественных отношений, которое отражает динамическую сущность права. Право с помощью содержащейся в нем информации и иных ценностных качеств организует поведение субъектов общественных отношений, активно, в соответствии с возложенными на них обязанностями. Право стимулирует поведение субъектов, фиксируя у своих адресатов субъектные права. Функционирование права проявляется, в частности, в действии конкретных нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц)1.
1 См.: Проблемы общей теории государства и права / Под ред. B.C. Нерсесянца. С. 416.
III. Проблемы теории права
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
Несмотря на слабую теоретическую разработанность проблемы времени в праве, эту проблему можно рассматривать в практическом аспекте. При исследовании действия нормативных правовых актов во времени можно, в частности, выделить ряд вариантов вступления актов в действие. Наиболее распространенным моментом начала действия тех или иных нормативных правовых актов являются истечение определенного срока после их официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных государственных органов вступают в силу на территории России по истечении десяти дней после их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого официального опубликования. По истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Начало действия некоторых нормативных правовых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты президентов республик, входящих в состав России, вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. Или время вступления нормативного правового акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Так, УК вступил в силу с 1 января 1997 г.
Те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие органы и организации, вступают в действие с момента их получения этими органами, организациями, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Что касается прекращения действия нормативных правовых актов, то этот процесс обычно связывается со следующими обстоятельствами: истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; в связи с фактической заменой нормативного правового акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного правового акта менее желателен, так как зачастую порождает на практике противоречивые ситуации, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.
Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Действует аксиома: закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распростра-
няются на общественные отношения, возникшие до его принятия; когда нормативный правовой акт смягчает уголовную ответственность; когда нормативный правовой акт отменяет уголовную ответственность.
Исключение составляет и «переживание» старого нормативного правового акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.
Известно что, действие нормативных правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Под государственной территорией понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.
В федеративных государствах правовое регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных каждого из этих органов.
Экстерриториальность действия нормативных правовых актов — распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Так, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование зарубежного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами действия актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).
Однако из этого правила есть исключения. Уголовный закон распространяется не только на лиц, находящихся на территории
III. Проблемы теории права
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
России, но и на ее граждан за границей. Адресность нормативных правовых актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция РФ или УК). Иные нормативные правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, депутатам и т.д.).
Свои особенности имеет действие нормативных правовых актов в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Им, в частности, не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах РФ и т.д.). Представители иностранных государств (главы государств и правительство, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории России, решается дипломатическим путем.
Таким образом, право, выступая в виде некой абстракции — воли возведенной в закон, отраженной в нормативных правовых актах и др., в процессе действия превращается в механизм воздействия на общественные отношения и в итоге с пользой для общества реализуется на практике. В ходе действия актов реализуются права и обязанности соответствующих субъектов (Президента РФ, Правительства РФ, граждан, лиц без гражданства) и достигаются идеи справедливости. Право (нормативные правовые акты) в результате проявляют себя с информационной и ценностно-мотивационной стороны.
Действие права (нормативных правовых актов) имеет внутренний (реализация права, актов внутри государства) и внешний аспект (действие права, актов вне территории государства). Внутренний аспект действия права может также связываться с его восприятием. Специфика действия права заключается в том, чтобы вызвать у субъектов «формирование мотивов правомерного поведения и подавления у них мотивов к неправомерным действиям». А «внешняя сторона действия права тогда будет включать в себя социально-правовое действие, т.е. реальное функционирование права вовне»1.
Реализация права характеризуется следующими особенностями:
• в реализации права участвуют субъекты, обладающие субъективными правами. Субъектами являются те лица, на которых распространяется действие права, т.е. субъекты права;
Морозова Л.А. Указ. соч. С. 307—308.
• объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативных правовых актов;
• реализация права связана только с правомерным поведением. Это могут быть и активные, и пассивные действия, но право мерного свойства. Только правомерное поведение субъектов реализует норму (нормы) права, неправомерное — нарушает;
• реализация права осуществляется в строго определенных формах, что обусловлено разнообразием регулируемых с по мощью норм права общественных отношений. К этим фор мам обычно в юридической науке относят: соблюдение, ис полнение, использование и применение норм права, законов, нормативных актов и т.д.;
• своего рода формой реализации права является толкование нормативных правовых актов соответствующим субъектом права. Акты толкования к нормам ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов права на интерпретацию воли, выраженной в нормативных актах.
Все, связанное с различием права и закона, имеет практическое значение скорее для нормативной деятельности. Более широкую сферу юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников фактических правовых отношений.
Итак, реализация права — это регулятивная деятельность, соответствующая воле, выраженной в законе. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную предпринимательскую деятельность, граждане до начала занятия ею должны получить разрешение, уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение, получить регистрационное удостоверение.
Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершенствование определенными методами и средствами в конкретной последовательности, в сроки и месте, предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемых правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересован в реализации права, осуществлять право-
III. Проблемы теории права
вые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе — точное следование праву, характеру действий, условиям места и времени их совершения. Реализации не будет, если одно какое-либо из обязательных условий будет проигнорировано.
С точки зрения характера правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: 1) соблюдение, 2) исполнение, 3) использование и 4) применение права.
Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы заключается в пассивном воздержании субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Исполнение требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особое место занимает применение права как властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные
поведенческие акты.
Успех или неуспех перевода требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеют субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю
и сознание людей.
Если люди решительно отказываются повиноваться нормам права, то последняя идея права никогда не будет осуществлена в их поведении. Государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у субъектов права потребность, желание или необходимость совершать предусмотренные в нормах права действия. Практике известны два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений (норм права): обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.
В правовом государстве значительно меняются сфера и объем принудительных мер, открывается возможность обеспечения правовых предписаний. Право призвано удовлетворить жизненные потребности людей. Должно устанавливаться соответствие государственной воли с волей субъектов права.
В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются государственные (например, средства государственного воздействия) и идеологические (со стороны разных партий) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата,
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит государственным служащим заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет за собой применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с законом.
Многие ученые и практики говорят о такой форме реализации, как применение права, а отдельные — больше всего о ней. И наиболее интересные суждения высказал в свое время Г. В. Шершеневич. «Применение права есть не что иное, как подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права. Применяются нормы права всеми, кто стремиться сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права. Применение права производится всеми субъектами государственной власти, которые выполняют задачу управления на основании действующего права. Но с наибольшей яркостью процесс применения права раскрывается в деятельности суда»1.
Под применением права понимается активная, властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. В результате такого применения вносится индивидуальный акт. Применение — это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности. Задачей применения права является полная реализация законов и иных нормативных правовых актов в точном соответствии с их смыслом, без малейшего отступления от закона. Применение права носит властный характер, так как применяют право только уполномоченные органы. Осуществляется оно через ряд стадий в процессуальной форме и связано с применением соответствующего индивидуального правоприменительного акта.
Формы применения права различны. Основная форма применения права — точное исполнение норм права субъектами (гражданами, должностными лицами, органами власти). Нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, применяются таким образом, чтобы граждане в своем абсолютном большинстве добровольно подчинялись этим нормам, действовали так, как это предписывали нормы права, воздерживались от действий, которые нормами права запрещены. Аналогично должны поступать и должностные лица, и органы власти государства, действуя в соответствии с законом и не допуская его нарушения.
1Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 277.
III. Проблемы теории права
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
Следующая форма применения права — совершение уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами особых актов, реализующих норму права в отдельном, конкретном случае. Государственные органы или должностные лица, в пределах своей компетенции рассматривающие и разрешающие какой-либо конкретный вопрос, применяют соответствующую норму права к обстоятельствам данного случая и определяют юридические следствия, вытекающие из нормы права для этого случая.
По мнению Г.Ф. Шершеневича, задача субъекта, лица, применяющего право, состоит в том, чтобы подготовить возможность умозаключения раскрытием фактического состава, соответствующего некоему «среднему» термину. Случай, подводимый под норму права, представляет собой сумму фактов. И здесь необходимо произвести двойную операцию: 1) обособить факты, составляющие в совокупности рассматриваемый случай, от фактов, происшедших в пределах того же времени и пространства; 2) обособить в совокупности фактов, составляющих данный бытовой случай, факты, имеющие существенное значение с юридической точки зрения. Этот мыслительный процесс вылущения стоит в зависимости от таланта и навыка лица, применяющего нормы права. Здесь и именно здесь обнаруживается способность юриста быстро охватить сумму представленных его вниманию фактов, отбросить все юридически несущественное и найти в сокращенном таким образом фактическом составе элементы, способные дать средний термин. Юрист-практик оказывается гораздо выше человека, не получившего юридической подготовки и не обладающего юридическим опытом, даже может оказаться сильнее юриста-теоретика, имеющего большие знания, но не обладающего навыком1.
Правовые коллизии — это противоречия, возникающие между отдельными субъектами, которые нуждаются в устранении для их нормальной жизни. Можно выделить нормативно-юридические и поведенческие коллизии.
Нормативно-юридические коллизии возникают в результате противоречий, возникающих, например, при уяснении и интерпретации текстов разных норм права, направленных на регулирование одних и тех же общественных отношений. Эти коллизии возникают на первично-информационной стадии правовой регулятивной деятельности. Поведенческие коллизии возникают в результате фактической невозможности осуществлять «деятельностные» акты, выступающие в форме субъективных юридических прав и юридических обязанностей, или ненадлежащее их осуществление. Такие колли-
См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 279—280.
зии возникают на «деятельностной», процедурной стадии правового регулирования. Таким образом, правовые коллизии представляют собой разновидность помех, возникающих в ходе правоприменения.
Путей разрешения правовых коллизий (путем восстановления нужного положения) достаточно много, но определенного рода поведенческие правовые коллизии могут быть устранены только путем властной, легитимной правовой деятельности соответствующих органов государства. Так, гражданин, достигший определенного возраста, может реализовать свою обязанность на службу в армии после призыва его соответствующим государственным органом. Супруги, имеющие права на раздел совместно нажитого при разводе, в случае спора могут реализовать свое право только по решению суда. Гражданин, нарушивший правила дорожного движения при переходе улицы, подвергается административному штрафу. Во всех этих случаях имеет место применение права, которое и выступает как особая форма его реализации1.
Проблема стадий применения права в юридической науке трактуется по-разному и очень сложно2. Всякое применение права, и не имеет большого значения, сколько при этом выделяется стадий, должно основываться на принципах законности, справедливости, целесообразности и разума.
Принцип законности — применение норм права по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях. Он и составляет необходимое условие правового порядка. Существует, однако, другая точка зрения. Норма права может быть применяема в точном ее значении лишь до тех пор, пока не приводит к результатам, оскорбляющим чувство справедливости. Справедливая норма способна привести к последствиям, которые не были ее целью. Несправедливо действие нормы, в конкретном случае способное оказать психическое впечатление, подрывающее все значение нормы. Если норма справедлива и целесообразна, ей следует придавать в конкретном случае такое применение, чтобы она не приводила к несправедливым и нецелесообразным последствиям. Если норма несправедлива и нецелесообразна, ей следует придавать во всех случаях такое применение, которое сопровождалось бы наименее несправедливыми и нецелесообразными последствиями. Применение нормы права с приспособлением ее смысла к конкретным случаям для устранения нежелательных последствий, составляет принцип справедливости или целесообразности.
1 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 771—772.
2 См., например: Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Hep- сесянца. С. 426; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 186-192.
III. Проблемы теории права
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
Очевидно, что эти два принципа находятся в резком противоречии. Один принцип протестует против нормы с точки зрения реальных индивидуальных интересов под влиянием чувства, поражаемого конкретным действием нормы, или во имя активной политики, требующей согласования с запросами данного момента. Второй принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных общественных интересов во имя разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы вне непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях1.
Процесс применения норм права (при разрешении тех или иных дел, вопросов и т.д.) можно представить, как:
• осмысление конкретных фактических обстоятельств дела, сути вопроса. На этом этапе субъект уясняет, какие события, фак ты и явления привели к юридической коллизии. В необходимых случаях для этого собираются документы, показания свидете лей, заключения экспертов, орудия преступления и т.д. Воз можность применения права обусловлена тем, что события, факты и явления должны находиться в сфере правового регу лирования, т.е. являются юридическими фактами, предусмот ренными нормами права как основания для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Необхо димо также исследовать все обстоятельства, имеющие значе ние для разрешения правовой коллизии;
• правовую экспертизу. На этом этапе дается правовая оценка фактических и юридических обстоятельств, имевших место. Для этого субъект ищет правовую норму, которая должна ре гулировать рассматриваемую ситуацию. Происходит сравне ние юридических фактов, предусмотренных правовой нормой, и фактических обстоятельств дела, спора и т.д. Для этого правовую норму необходимо правильно уяснить, т.е. понять ее смысл, обратившись к официальному текстуальному ис точнику, в том числе определить пределы ее действия во вре мени, в пространстве и по кругу лиц. В случае отсутствия не обходимой правовой нормы, но при наличии необходимости правового регулирования коллизии субъект должен решить вопрос о возможности использования аналогии или закона для разрешения дела, спора, конфликта;
• подготовку и принятие решения по разрешению правовой коллизии. Субъект соотносит фактические обстоятельства коллизии с их юридической квалификацией и готовит решение, устанавливающее, изменяющее, конкретизирующее, отменяю щее права и обязанности участников правовой коллизии.
См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 281—282.
Вынесение решения заканчивается принятием индивидуального правового акта, который называется правоприменительным актом, или актом применения права. Далее важно осуществить необходимый контроль над исполнением принятого решения. Применения права не заканчивается вынесением обязательного для исполнения правоприменительного акта. Акт применения права — основание для принудительно-властного регулирования поведения участников правовой коллизии. Только исполнение принятого решения устраняет правовую коллизию и позволяет правовому субъекту добиться справедливости. Контроль над исполнением правоприменительного акта может осуществляться как самим органом (должностным лицом), принявшим акт, так и иными государственными органами (должностными лицами), наделенными соответствующими властными полномочиями.
Однако в ходе применения норм права может оказаться, что отсутствует необходимая норма, регулирующая обстоятельства дела, спора, конфликта и т.д. Такая ситуация может означать либо случайное появление пробела в действующем праве, либо сознательное нежелание законодателя регулировать эти обстоятельства. Во втором случае соответствующие фактические обстоятельства не имеют юридического значения. По таким обстоятельствам не следует возбуждать юридическое дело, рассматривать ситуацию и т.д., а по уже возбужденному делу, определившейся ситуации и т.д. необходимо вынести соответствующее решение с учетом выявленной их юридической незначимости.
Под пробелом в праве имеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу и характеру регулируемых им общественных отношений необходима для регулирования данных конкретных обстоятельств, находящихся в сфере сложившейся правовой регуляции. Пробелы в праве могут быть следствием отставания законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений либо результатом ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законотворческой культуры и т.д. Выявленные пробелы в праве могут быть восполнены лишь самим законодателем, соответствующим компетентным государственным органом. Но они не вправе ввиду пробела отказаться от рассмотрения и решения соответствующего правового дела (ситуации). Такой отказ означал бы отказ в правосудии, что противоречит общему смыслу права как действующего регулятора общественных отношений.
В процессе применения норм права для преодоления пробелов используются такие специальные правоприменительные приемы, как аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это применение к неурегулированному отношению нормы закона (действующего права), регулирующей сходные (аналогичные) отношения.
III. Проблемы теории права
Применение аналогии закона в сфере гражданских и предпринимательских отношений, защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ предусмотрено законодательством. При использовании аналогии закона для юридической квалификации соответствующих отношений и решения дела (спора) нужную норму, регулирующую сходные отношения, следует искать прежде всего в родственной отрасли, а при не нахождении ее — продолжать поиск в иных отраслях законодательства и в законодательстве. При отсутствии искомой нормы законодательства, регулирующей сходные отношения, т.е. невозможности использования аналогии закона, используется аналогия права.
Аналогия права — это применение к неурегулированному законодательством отношению общих начал и смысла права. Под общими началами и смыслом права имеются в виду общеправовые и отраслевые принципы права и правовой регуляции. Эти принципы права разрабатываются и обосновываются в юридической теории, в общей теории государства и права. Ряд концептуальных положений об общих началах и принципах права получил закрепление в самом законодательстве принцип равенства сторон, справедливости, добросовестности и др.
Использование аналогии закона и аналогии права в правоприменительном процессе имеет одно принципиальное исключение: аналогию закона и аналогию права нельзя использовать в сфере отношений уголовно-правового наказания и административных взысканий. Для субъекта отсутствие нормы, характеризующей рассматриваемые обязательства в качестве уголовного преступления или административного проступка, означает следующее: нет преступления, нет наказания, если это не установлено в законе; не пробел в праве, а отказ законодателя от правовой регуляции этих обстоятельств, их юридическую незначимость, «юридическую ничтожность».
Законодатель, обнаружив отсутствие нормы, может рассматривать его либо как правомерный отказ от регуляции соответствующих обстоятельств и все оставить по-прежнему, либо расценить отсутствие такой нормы как пробел и восполнить его принятием соответствующей нормы.
Толкование права — это тоже компонент, причем весьма существенный, всякого правоприменения. Толкование норм права — своего рода форма его реализации. Сущность процесс толкования в ходе правоприменения заключается в уяснении содержания нормы права, т.е. в совокупности приемов, направленных к раскрытию тех элементов, качеств и свойств, которые соединял законодатель норму с внешними законами выражения своей мысли и воли. Ис-
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
толковать норму права — значит разложить ее на ряд элементов, качеств и свойств, в ней выраженных и соответствующих представлениям, какие имелись у законодателя.
Неверно рассматривать процесс толкования норм права как некую научную деятельность. Толковать законы, иные нормативные акты могут и должны все, обязанные согласовывать, увязывать свое поведение с велениями норм права, но это не значит, чтобы это уяснение мысли закона носило научный характер. Субъект в процессе толкования норм выделяется не какой-то особой логикой, не научным изучением явлений особого рода, а просто опытом и приемами, которые в совокупности дают основание для искусства толкования, но не для науки.
Неверно также утверждать, что толкование не поддается никаким научным правилам, что оно свободно от творчества. Неудивительно, что юристы, которым приходится затрачивать так много усилий на толкование норм права, издавна стремились выработать технику толкования под названием юридической герменевтики. Этот вид искусства, который вследствие своего смысла и оттенка потерял XIX в. свой престиж, но это не говорит против его возможности и целесообразности сегодня1.
Искусство герменевтики особенно наглядно проявляется в начальной стадии толкования, когда поставлена задача: выяснить и уяснить, какая норма права или нормативный правовой акт подлежит применению. Так, прежде чем приступить к толкованию закона, применяющий правовую норму, субъект должен установить наличие закона и его подлинный текст. Наличие закона и его подлинный текст должны быть установлены субъектом, применяющим норму, по официальному изданию отдельного закона или кодекса, а не по перепечатке закона в какой-нибудь статье, учебнике или неофициальном сборнике. Далее необходимо удостовериться, что этот закон действует именно в таком виде, что он не был отменен или изменен последующим законом.
После того как наличие закона и его текст определены, необходимо установить, что содержащаяся в законе правовая норма имеет силу, является обязательной. При применении нормы необходимо удостовериться в том, что норма имеет действительную юридическую силу, что она издана органом власти, имеющим по закону право издавать такие нормы. Так, при применении федерального закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ такого вопроса не возникнет: порядок издания этих актов и компетенция этих органов установлены Конституцией РФ.
См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 296—297.
II. Проблемы теории права
При применении же закона и иных актов республик и других субъектов Федерации вопрос о силе, обязательности этого закона или акта может возникнуть в связи с тем, что в случае расхождения федерального закона и субъекта Федерации действует федеральный закон. Если Конституционный Суд РФ обнаружит противоречие между двумя такими законами, он дает соответствующее заключение и таким образом устраняет существующее противоречие.
При применении правовых норм, содержащихся в иных актах органов государства — приказах и инструкциях министерств и др., иногда возникает необходимость удостовериться в том, издана ли эта норма уполномоченным на то органом и действовал ли этот орган в пределах своей компетенции. То же самое относится к приказам и инструкциям министерств и иным ведомственным административным актам.
После того как установлено наличие закона или иного акта, его подлинный текст и его юридическая сила, применяющий закон государственный орган производит толкование закона в собственном смысле слова, т.е. устанавливает содержание и смысл выраженной законом правовой нормы. При этом используются следующие виды и приемы толкования законов. Известно, что в зависимости от органа и лица осуществляющего толкование закона, различают три вида толкования: 1) легальное, 2) судебное и 3) доктринальное.
Легальное толкование — это толкование, данное уполномоченным на то органом государственной власти и обязательное при всяком применении закона к предусмотренным им случаям. Так, Конституционный Суд РФ дает официальные разъяснения основного закона страны. В судебной деятельности большую роль играют разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства. Особым видом легального толкования закона является аутентичное, каковым является толкование закона, данное самим законодательным органом, издавшим этот закон (Государственной Думой, иногда Президентом РФ).
Судебное толкование — это толкование закона, данное судом, при разрешении конкретного судебного дела, по которому этот закон применяется. Судебное толкование содержится в приговоре или решении суда и обязательно по тому делу, по которому дано. Аналогичное толкование закона дает и любой другой орган, применяющий закон, но самостоятельным видом толкования является именно судебное толкование, так как приговор и решение суда, вступившие в силу, получают для данного дела силу закона, т.е. такую же обязательность, как и закон, поэтому судебное толкование закона не может быть отождествляемо с толкованием, которое дает любой административный орган или должностное лицо всякий раз, когда они руководствуются законом, применяют закон.
114. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов 273
Доктринальное толкование — это толкование, основанное на научном исследовании действующего права. Для правильного уяснения смысла содержания закона огромное значение имеет научная разработка права. В истории известны случаи, когда научным работам наиболее видных юристов придавалось официальное значение, когда устанавливаемые в этих работах положения, приобретали обязательную юридическую силу для судов. Такие работы юристов представляли собой не только толкование законов, но и самостоятельный источник права.
В период Рима (V в.) сочинениям пяти крупнейших юристов была придана обязательная сила. В Средние века при применении правовых норм признавалось обязательным «общее мнение ученых». Но в современных государствах этого положения не придерживаются, и мнению ученых обязательного, юридического значения не придают.
По приемам, применяемым при толковании, различают толкование историческое, грамматическое, логическое, систематическое. Историческое толкование состоит в уяснении смысла нормы права путем изучение исторических обстоятельств, в связи с которыми норма была принята (доклад законопроекта и прения по нему в законодательном органе в конкретном году, обсуждение в печати предложений нового закона и т.д.). Применяется также сравнение данной нормы с текстом прежней, отмененной нормы по этому же вопросу.
Грамматическое толкование заключается в установлении содержания правовой нормы путем анализа ее словесного выражения в законе путем анализа самого изложения закона, содержащихся в нем выражений на основании правил грамматики. Производится грамматическое толкование путем разбора расположения и связи слов закона или иного нормативного правового акта, знаков препинания в нем, членов предложения (подлежащее, сказуемое) и т.д.
Логическое толкование состоит в установлении содержания правовой нормы исходя из смысла выражений, в которых сформулирована данная норма в законе, из мысли, содержащейся в законе. Следовательно, при логическом толковании закон подвергается разбору по существу: устанавливаются субъект, гипотеза, диспозиция и санкция нормы. Все элементы сопоставляются друг с другом, выясняются характер содержащегося в законе правила поведения, пределы его применения. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла правовой нормы путем ее сопоставления с другими нормами права, в установлении связи данной нормы с другими нормами, места этой нормы в системе норм данной отрасли права.
В теории государства и права выделяют телеологическое (в зависимости от цели издания нормативного акта) и специально-юридическое толкование (с помощью раскрытия специальных юри-
III. Проблемы теории права
14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов
дических терминов). Эти виды толкования не следует рассматривать как самостоятельные и независимые друг от друга. Это различные приемы толкования, к которым часто приходится прибегать одновременно, в одном и том же случае, чтобы правильно истолковать закон.
По объему толкования различают следующие его виды: буквальное, ограничительное, распространительное. В ходе буквального толкования содержание нормы устанавливается точно в таком виде, в каком оно прямо выражено в тексте. Как правило, применяется именно буквальное толкование, т.е. толкование в соответствии с точным текстом закона. Буквальное толкование не следует смешивать с грамматическим толкованием, приемом толкования, заключающимся в том, что содержание правовой нормы устанавливается на основании анализа ее грамматического выражения в законе. Буквальное толкование производится при помощи любого способа толкования (грамматического, логического, систематического, исторического) и характеризуется тем, что устанавливаемая в результате толкования правовая норма точно соответствует тексту закона. Оно по своему содержанию не уже и не шире ее выражения в законе.
Ограничительное толкование — это такое толкование, в ходе которого содержание правовой нормы оказывается уже, чем выражено в тексте закона. Такое толкование применяется, когда формулировка закона шире, чем сама его мысль, и поэтому для того чтобы правильно понять мысль закона, следует ограничить ее выражение по сравнению с текстом закона. Так, согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является делом и обязанностью гражданина России. Из буквального текста закона может быть понятно, что речь идет об обязанности всех граждан, независимо от их возраста, состояния здоровья, деятельности, но в действительности по смыслу закона имеются в виду только граждане, достигшие 18 лет и не старше 60 лет, дееспособные, а не малолетние и недееспособные, так что текст закона шире в его мысли.
Распространительное толкование есть такое толкование, в результате которого содержание правовой нормы оказывается шире, чем выражено в тексте закона. Так, в УК перечислены обстоятельства, которые признаются смягчающими при определении судом меры наказания за совершенное преступление: совершение преступления впервые, отсутствие корыстных мотивов и иных низменных побуждений, совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения и др. По смыслу закона перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим, и суд может учесть и иные обстоятельства, если признает их смягчающими. Таким образом, УК может быть истолкован распространительно.
Нельзя применять ограничительное и распространительное толкования как средство обхода закона в нарушение его. Ограничи-
тельное и распространительное толкования закона допускаются только в точном соответствии со смыслом закона, его точным содержанием и являются средством не обхода в нарушение закона, а его правильного и точного применения. Они могут иметь место только тогда, когда именно такое толкование закона вытекает из самого закона, правильно выражает его мысль и обеспечивает правильное понимание смысла закона и правильное его применение.
Толкованию должны подвергаться все законы и иные нормативные правовые акты, иначе трудно уяснить «содержание» всего того, что подлежит реализации. Право есть только то, что содержится в нормах права, в частности в законах и иных нормативных правовых актах. Толковать нужно только те мысли и волю, которые вложены в законе или иных нормативных правовых актах.
Более древнее по времени воззрение признавало, что выяснению при толковании подлежит воля законодателя, выраженная в законе. В Новое время выдвинулось другое воззрение, которое стало сильно оттеснять первое. С той новой точки зрения выяснению при толковании подлежит воля закона, оторванная от первоначальной воли законодателя.
Наше мышление не только индивидуально, но и социально. То, что мы думаем, — не только наша работа. Это нечто бесконечное, произведение работы мысли в течение столетий и тысячелетий. Законы должны быть толкуемы не по мысли и воле законодателя, они должны быть толкуемы с позиции общественной, т.е. должны быть изъясняемы прежде всего как продукты всего народа, органом которого является законодатель.
Глава
15. Проблемы теории правового регулирования и правомерного поведения