Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА И ТОЛКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ



Понятие реализации права многими теоретиками справедливо связывается с механизмом действия права вообще, а социальная и собственно правовая обусловленность действия права составляют его системообразующее начало. Известно, что еще Монтескье в свое время в книге «О духе законов» обращал на это внимание. Сегодня реализация права и его действие рассматриваются как близкие по­нятия, ибо реализация права есть одновременно его действие.

Так называемый деятельностный подход при изучении реализа­ции права сегодня весьма важен и актуален. Реализацию права можно трактовать как процесс претворения положений норм права в жизнь посредством правомерной деятельности субъектов общест­венных отношений (органов государства, должностных, юридиче­ских, физических лиц и т.д.) с целью достижения социально полез­ных результатов. И в этом смысле задача реализации права состоит в том, чтобы эффективно, без «сбоев» (без нарушений норм права) перевести предписания данных норм в правомерное поведение, а также наиболее полно и четко претворить в жизнь возможности, предоставленные правом.

Содержательным элементом механизма действия права в этом случае становится само правовое регулирование общественных от­ношений, которое отражает динамическую сущность права. Право с помощью содержащейся в нем информации и иных ценностных качеств организует поведение субъектов общественных отношений, активно, в соответствии с возложенными на них обязанностями. Право стимулирует поведение субъектов, фиксируя у своих адреса­тов субъектные права. Функционирование права проявляется, в ча­стности, в действии конкретных нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц)1.


1 См.: Проблемы общей теории государства и права / Под ред. B.C. Нерсесянца. С. 416.


 



III. Проблемы теории права


14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов



 


Несмотря на слабую теоретическую разработанность проблемы времени в праве, эту проблему можно рассматривать в практиче­ском аспекте. При исследовании действия нормативных правовых актов во времени можно, в частности, выделить ряд вариантов вступления актов в действие. Наиболее распространенным момен­том начала действия тех или иных нормативных правовых актов яв­ляются истечение определенного срока после их официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты фе­деральных государственных органов вступают в силу на территории России по истечении десяти дней после их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого официального опубликования. По ис­течении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федераль­ных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные ак­ты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Начало действия некоторых нормативных правовых актов опре­деляется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты президентов республик, входящих в состав России, всту­пают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. Или время вступления нормативного правового акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Так, УК вступил в силу с 1 января 1997 г.

Те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие органы и организации, вступают в действие с мо­мента их получения этими органами, организациями, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Что касается прекращения действия нормативных правовых актов, то этот процесс обычно связывается со следующими обстоятельст­вами: истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; в связи с прямой отменой нормативного акта уполномо­ченным на то органом; в связи с фактической заменой нормативного правового акта иным актом, регулирующим ту же группу общест­венных отношений. Этот вариант прекращения действия норматив­ного правового акта менее желателен, так как зачастую порождает на практике противоречивые ситуации, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, рас­пространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Действует аксиома: закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение: когда в са­мом нормативном акте указано, что его предписания распростра-


няются на общественные отношения, возникшие до его принятия; когда нормативный правовой акт смягчает уголовную ответствен­ность; когда нормативный правовой акт отменяет уголовную от­ветственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного правового акта, при котором утративший юридическую силу норма­тивный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или су­ществовавшие во время действия этого акта.

Известно что, действие нормативных правовых актов в про­странстве осуществляется на основе территориального и экстерри­ториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности пра­вотворческого органа. Под государственной территорией понимает­ся часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в от­крытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах правовое регулирование отноше­ний осуществляется на основе приоритета общефедерального зако­нодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации. Акты субъектов федерации ре­гулируют отношения в рамках их территориальных границ. Норма­тивные акты органов местного самоуправления действуют в преде­лах административных каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных правовых актов — распространение правовых актов данного субъекта правотворчест­ва за пределы территории его юрисдикции. Так, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование зарубежного законодатель­ства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц тесно свя­зано с территориальными пределами действия актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного го­сударства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Однако из этого правила есть исключения. Уголовный закон распространяется не только на лиц, находящихся на территории


 



III. Проблемы теории права


14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов



 


России, но и на ее граждан за границей. Адресность нормативных правовых актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдик­ции правотворческого органа (Конституция РФ или УК). Иные нормативные правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пен­сионерам, военнослужащим, депутатам и т.д.).

Свои особенности имеет действие нормативных правовых актов в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Им, в частности, не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах РФ и т.д.). Представители иностранных государств (главы государств и прави­тельство, дипломатический персонал посольств, другие иностран­ные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административ­ной ответственности за правонарушения, совершенные на террито­рии России, решается дипломатическим путем.

Таким образом, право, выступая в виде некой абстракции — во­ли возведенной в закон, отраженной в нормативных правовых актах и др., в процессе действия превращается в механизм воздействия на общественные отношения и в итоге с пользой для общества реализу­ется на практике. В ходе действия актов реализуются права и обя­занности соответствующих субъектов (Президента РФ, Правительства РФ, граждан, лиц без гражданства) и достигаются идеи справедли­вости. Право (нормативные правовые акты) в результате проявляют себя с информационной и ценностно-мотивационной стороны.

Действие права (нормативных правовых актов) имеет внутрен­ний (реализация права, актов внутри государства) и внешний ас­пект (действие права, актов вне территории государства). Внутренний аспект действия права может также связываться с его восприятием. Специфика действия права заключается в том, чтобы вызвать у субъ­ектов «формирование мотивов правомерного поведения и подав­ления у них мотивов к неправомерным действиям». А «внешняя сторона действия права тогда будет включать в себя социально-правовое действие, т.е. реальное функционирование права вовне»1.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

• в реализации права участвуют субъекты, обладающие субъек­тивными правами. Субъектами являются те лица, на которых распространяется действие права, т.е. субъекты права;

Морозова Л.А. Указ. соч. С. 307—308.


 

• объектом реализации выступает система законодательства,
наличный массив нормативных правовых актов;

• реализация права связана только с правомерным поведением.
Это могут быть и активные, и пассивные действия, но право­
мерного свойства. Только правомерное поведение субъектов
реализует норму (нормы) права, неправомерное — нарушает;

• реализация права осуществляется в строго определенных
формах, что обусловлено разнообразием регулируемых с по­
мощью норм права общественных отношений. К этим фор­
мам обычно в юридической науке относят: соблюдение, ис­
полнение, использование и применение норм права, законов,
нормативных актов и т.д.;

• своего рода формой реализации права является толкование
нормативных правовых актов соответствующим субъектом
права. Акты толкования к нормам ничего не добавляют, но
они реализуют свободу субъектов права на интерпретацию
воли, выраженной в нормативных актах.

Все, связанное с различием права и закона, имеет практическое значение скорее для нормативной деятельности. Более широкую сферу юридической практики имеет деление форм реализации за­кона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридиче­ских обязанностей участников фактических правовых отношений.

Итак, реализация права — это регулятивная деятельность, соот­ветствующая воле, выраженной в законе. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения оп­ределенных поступков и суммой фактически последовавших дейст­вий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную пред­принимательскую деятельность, граждане до начала занятия ею должны получить разрешение, уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение, получить регистрационное удостоверение.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объ­ективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершенствование определенными методами и средствами в конкретной последовательности, в сроки и месте, предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъек­тивной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемых правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересован в реализации права, осуществлять право-


           
   
 
     
 
 

III. Проблемы теории права

вые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе — точ­ное следование праву, характеру действий, условиям места и време­ни их совершения. Реализации не будет, если одно какое-либо из обязательных условий будет проигнорировано.

С точки зрения характера правореализующих действий, обу­словленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: 1) соблюдение, 2) исполнение, 3) использование и 4) при­менение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы заключается в пассивном воздержании субъекта от совер­шения действий, находящихся под запретом. Исполнение требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особое ме­сто занимает применение права как властная деятельность по реа­лизации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные

поведенческие акты.

Успех или неуспех перевода требований права в реальное пове­дение связан в конечном счете с созданием надлежащей материаль­ной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, уста­новлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеют субъективная сторона про­цесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю

и сознание людей.

Если люди решительно отказываются повиноваться нормам права, то последняя идея права никогда не будет осуществлена в их поведении. Государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у субъектов права потребность, желание или необхо­димость совершать предусмотренные в нормах права действия. Прак­тике известны два основных средства понуждения воли людей к реа­лизации государственных велений (норм права): обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем принудительных мер, открывается возможность обеспечения право­вых предписаний. Право призвано удовлетворить жизненные по­требности людей. Должно устанавливаться соответствие государст­венной воли с волей субъектов права.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм ши­роко используются государственные (например, средства государст­венного воздействия) и идеологические (со стороны разных партий) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата,


14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов

большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей го­сударство платит государственным служащим заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет за собой применение дисцип­линарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Наруше­ние запретов образует состав должностного преступления или про­ступка и наказывается в соответствии с законом.

Многие ученые и практики говорят о такой форме реализации, как применение права, а отдельные — больше всего о ней. И наи­более интересные суждения высказал в свое время Г. В. Шершеневич. «Применение права есть не что иное, как подведение конкретных бы­товых отношений под абстрактные нормы права. Применяются нор­мы права всеми, кто стремиться сообразовать свои действия с указа­ниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом слу­чае к норме права. Применение права производится всеми субъек­тами государственной власти, которые выполняют задачу управле­ния на основании действующего права. Но с наибольшей яркостью процесс применения права раскрывается в деятельности суда»1.

Под применением права понимается активная, властная дея­тельность государства в лице его компетентных органов по разре­шению конкретного юридического дела. В результате такого при­менения вносится индивидуальный акт. Применение — это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законно­сти. Задачей применения права является полная реализация зако­нов и иных нормативных правовых актов в точном соответствии с их смыслом, без малейшего отступления от закона. Применение права носит властный характер, так как применяют право только уполномоченные органы. Осуществляется оно через ряд стадий в про­цессуальной форме и связано с применением соответствующего ин­дивидуального правоприменительного акта.

Формы применения права различны. Основная форма приме­нения права — точное исполнение норм права субъектами (граж­данами, должностными лицами, органами власти). Нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, применяются та­ким образом, чтобы граждане в своем абсолютном большинстве добровольно подчинялись этим нормам, действовали так, как это предписывали нормы права, воздерживались от действий, которые нормами права запрещены. Аналогично должны поступать и долж­ностные лица, и органы власти государства, действуя в соответст­вии с законом и не допуская его нарушения.

1 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 277.



III. Проблемы теории права


14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов



 


Следующая форма применения права — совершение уполномо­ченными на то государственными органами или должностными ли­цами особых актов, реализующих норму права в отдельном, кон­кретном случае. Государственные органы или должностные лица, в пределах своей компетенции рассматривающие и разрешающие какой-либо конкретный вопрос, применяют соответствующую нор­му права к обстоятельствам данного случая и определяют юридиче­ские следствия, вытекающие из нормы права для этого случая.

По мнению Г.Ф. Шершеневича, задача субъекта, лица, приме­няющего право, состоит в том, чтобы подготовить возможность умозаключения раскрытием фактического состава, соответствующе­го некоему «среднему» термину. Случай, подводимый под норму права, представляет собой сумму фактов. И здесь необходимо произ­вести двойную операцию: 1) обособить факты, составляющие в сово­купности рассматриваемый случай, от фактов, происшедших в пре­делах того же времени и пространства; 2) обособить в совокупности фактов, составляющих данный бытовой случай, факты, имеющие существенное значение с юридической точки зрения. Этот мысли­тельный процесс вылущения стоит в зависимости от таланта и навыка лица, применяющего нормы права. Здесь и именно здесь обнаружива­ется способность юриста быстро охватить сумму представленных его вниманию фактов, отбросить все юридически несущественное и найти в сокращенном таким образом фактическом составе эле­менты, способные дать средний термин. Юрист-практик оказывает­ся гораздо выше человека, не получившего юридической подготов­ки и не обладающего юридическим опытом, даже может оказаться сильнее юриста-теоретика, имеющего большие знания, но не обла­дающего навыком1.

Правовые коллизии — это противоречия, возникающие между отдельными субъектами, которые нуждаются в устранении для их нормальной жизни. Можно выделить нормативно-юридические и по­веденческие коллизии.

Нормативно-юридические коллизии возникают в результате противоречий, возникающих, например, при уяснении и интерпре­тации текстов разных норм права, направленных на регулирование одних и тех же общественных отношений. Эти коллизии возникают на первично-информационной стадии правовой регулятивной дея­тельности. Поведенческие коллизии возникают в результате факти­ческой невозможности осуществлять «деятельностные» акты, высту­пающие в форме субъективных юридических прав и юридических обязанностей, или ненадлежащее их осуществление. Такие колли-

См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 279—280.


зии возникают на «деятельностной», процедурной стадии правового регулирования. Таким образом, правовые коллизии представляют собой разновидность помех, возникающих в ходе правоприменения.

Путей разрешения правовых коллизий (путем восстановления нужного положения) достаточно много, но определенного рода по­веденческие правовые коллизии могут быть устранены только путем властной, легитимной правовой деятельности соответствующих ор­ганов государства. Так, гражданин, достигший определенного воз­раста, может реализовать свою обязанность на службу в армии после призыва его соответствующим государственным органом. Супруги, имеющие права на раздел совместно нажитого при разводе, в слу­чае спора могут реализовать свое право только по решению суда. Гражданин, нарушивший правила дорожного движения при перехо­де улицы, подвергается административному штрафу. Во всех этих случаях имеет место применение права, которое и выступает как особая форма его реализации1.

Проблема стадий применения права в юридической науке трак­туется по-разному и очень сложно2. Всякое применение права, и не имеет большого значения, сколько при этом выделяется стадий, должно основываться на принципах законности, справедливости, целесообразности и разума.

Принцип законности — применение норм права по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных кон­кретных случаях. Он и составляет необходимое условие правового порядка. Существует, однако, другая точка зрения. Норма права мо­жет быть применяема в точном ее значении лишь до тех пор, пока не приводит к результатам, оскорбляющим чувство справедливости. Справедливая норма способна привести к последствиям, которые не были ее целью. Несправедливо действие нормы, в конкретном случае способное оказать психическое впечатление, подрывающее все значение нормы. Если норма справедлива и целесообразна, ей следует придавать в конкретном случае такое применение, чтобы она не приводила к несправедливым и нецелесообразным последст­виям. Если норма несправедлива и нецелесообразна, ей следует придавать во всех случаях такое применение, которое сопровожда­лось бы наименее несправедливыми и нецелесообразными послед­ствиями. Применение нормы права с приспособлением ее смысла к конкретным случаям для устранения нежелательных последствий, составляет принцип справедливости или целесообразности.

1 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 771—772.

2 См., например: Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Hep-
сесянца. С. 426; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева.
С. 186-192.



III. Проблемы теории права


14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов



 


Очевидно, что эти два принципа находятся в резком противоре­чии. Один принцип протестует против нормы с точки зрения ре­альных индивидуальных интересов под влиянием чувства, поражае­мого конкретным действием нормы, или во имя активной политики, требующей согласования с запросами данного момента. Второй принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных об­щественных интересов во имя разума, способного постичь много­численные индивидуальные интересы вне непосредственного со­прикосновения с ними в конкретных условиях1.

Процесс применения норм права (при разрешении тех или иных дел, вопросов и т.д.) можно представить, как:

• осмысление конкретных фактических обстоятельств дела, сути
вопроса. На этом этапе субъект уясняет, какие события, фак­
ты и явления привели к юридической коллизии. В необходимых
случаях для этого собираются документы, показания свидете­
лей, заключения экспертов, орудия преступления и т.д. Воз­
можность применения права обусловлена тем, что события,
факты и явления должны находиться в сфере правового регу­
лирования, т.е. являются юридическими фактами, предусмот­
ренными нормами права как основания для возникновения,
изменения или прекращения правовых отношений. Необхо­
димо также исследовать все обстоятельства, имеющие значе­
ние для разрешения правовой коллизии;

• правовую экспертизу. На этом этапе дается правовая оценка
фактических и юридических обстоятельств, имевших место.
Для этого субъект ищет правовую норму, которая должна ре­
гулировать рассматриваемую ситуацию. Происходит сравне­
ние юридических фактов, предусмотренных правовой нормой,
и фактических обстоятельств дела, спора и т.д. Для этого
правовую норму необходимо правильно уяснить, т.е. понять
ее смысл, обратившись к официальному текстуальному ис­
точнику, в том числе определить пределы ее действия во вре­
мени, в пространстве и по кругу лиц. В случае отсутствия не­
обходимой правовой нормы, но при наличии необходимости
правового регулирования коллизии субъект должен решить
вопрос о возможности использования аналогии или закона
для разрешения дела, спора, конфликта;

• подготовку и принятие решения по разрешению правовой
коллизии. Субъект соотносит фактические обстоятельства
коллизии с их юридической квалификацией и готовит решение,
устанавливающее, изменяющее, конкретизирующее, отменяю­
щее права и обязанности участников правовой коллизии.

См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 281—282.


Вынесение решения заканчивается принятием индивидуального правового акта, который называется правоприменительным актом, или актом применения права. Далее важно осуществить необходи­мый контроль над исполнением принятого решения. Применения права не заканчивается вынесением обязательного для исполнения правоприменительного акта. Акт применения права — основание для принудительно-властного регулирования поведения участников правовой коллизии. Только исполнение принятого решения устра­няет правовую коллизию и позволяет правовому субъекту добиться справедливости. Контроль над исполнением правоприменительного акта может осуществляться как самим органом (должностным ли­цом), принявшим акт, так и иными государственными органами (должностными лицами), наделенными соответствующими власт­ными полномочиями.

Однако в ходе применения норм права может оказаться, что от­сутствует необходимая норма, регулирующая обстоятельства дела, спора, конфликта и т.д. Такая ситуация может означать либо слу­чайное появление пробела в действующем праве, либо сознательное нежелание законодателя регулировать эти обстоятельства. Во вто­ром случае соответствующие фактические обстоятельства не имеют юридического значения. По таким обстоятельствам не следует воз­буждать юридическое дело, рассматривать ситуацию и т.д., а по уже возбужденному делу, определившейся ситуации и т.д. необходимо вынести соответствующее решение с учетом выявленной их юриди­ческой незначимости.

Под пробелом в праве имеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу и характеру регулируемых им обществен­ных отношений необходима для регулирования данных конкретных обстоятельств, находящихся в сфере сложившейся правовой регуля­ции. Пробелы в праве могут быть следствием отставания законода­тельства от более динамично развивающихся общественных отно­шений либо результатом ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законотворческой культуры и т.д. Выявленные пробелы в праве могут быть восполнены лишь самим законодате­лем, соответствующим компетентным государственным органом. Но они не вправе ввиду пробела отказаться от рассмотрения и ре­шения соответствующего правового дела (ситуации). Такой отказ означал бы отказ в правосудии, что противоречит общему смыслу права как действующего регулятора общественных отношений.

В процессе применения норм права для преодоления пробелов используются такие специальные правоприменительные приемы, как аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это при­менение к неурегулированному отношению нормы закона (дейст­вующего права), регулирующей сходные (аналогичные) отношения.


               
   
     
 
     
 
 

III. Проблемы теории права

Применение аналогии закона в сфере гражданских и предпринима­тельских отношений, защиты неотчуждаемых прав и свобод челове­ка и других нематериальных благ предусмотрено законодательством. При использовании аналогии закона для юридической квали­фикации соответствующих отношений и решения дела (спора) нужную норму, регулирующую сходные отношения, следует искать прежде всего в родственной отрасли, а при не нахождении ее — продолжать поиск в иных отраслях законодательства и в законода­тельстве. При отсутствии искомой нормы законодательства, регули­рующей сходные отношения, т.е. невозможности использования аналогии закона, используется аналогия права.

Аналогия права — это применение к неурегулированному зако­нодательством отношению общих начал и смысла права. Под общи­ми началами и смыслом права имеются в виду общеправовые и от­раслевые принципы права и правовой регуляции. Эти принципы права разрабатываются и обосновываются в юридической теории, в общей теории государства и права. Ряд концептуальных положений об общих началах и принципах права получил закрепление в самом законодательстве принцип равенства сторон, справедливости, доб­росовестности и др.

Использование аналогии закона и аналогии права в правопри­менительном процессе имеет одно принципиальное исключение: аналогию закона и аналогию права нельзя использовать в сфере от­ношений уголовно-правового наказания и административных взы­сканий. Для субъекта отсутствие нормы, характеризующей рассмат­риваемые обязательства в качестве уголовного преступления или административного проступка, означает следующее: нет преступления, нет наказания, если это не установлено в законе; не пробел в праве, а отказ законодателя от правовой регуляции этих обстоятельств, их юридическую незначимость, «юридическую ничтожность».

Законодатель, обнаружив отсутствие нормы, может рассматри­вать его либо как правомерный отказ от регуляции соответствую­щих обстоятельств и все оставить по-прежнему, либо расценить от­сутствие такой нормы как пробел и восполнить его принятием соответствующей нормы.

Толкование права — это тоже компонент, причем весьма суще­ственный, всякого правоприменения. Толкование норм права — своего рода форма его реализации. Сущность процесс толкования в ходе правоприменения заключается в уяснении содержания нор­мы права, т.е. в совокупности приемов, направленных к раскрытию тех элементов, качеств и свойств, которые соединял законодатель норму с внешними законами выражения своей мысли и воли. Ис-


 

14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов

толковать норму права — значит разложить ее на ряд элементов, качеств и свойств, в ней выраженных и соответствующих представ­лениям, какие имелись у законодателя.

Неверно рассматривать процесс толкования норм права как не­кую научную деятельность. Толковать законы, иные нормативные акты могут и должны все, обязанные согласовывать, увязывать свое поведение с велениями норм права, но это не значит, чтобы это уяс­нение мысли закона носило научный характер. Субъект в процессе толкования норм выделяется не какой-то особой логикой, не науч­ным изучением явлений особого рода, а просто опытом и приема­ми, которые в совокупности дают основание для искусства толко­вания, но не для науки.

Неверно также утверждать, что толкование не поддается ника­ким научным правилам, что оно свободно от творчества. Неудиви­тельно, что юристы, которым приходится затрачивать так много усилий на толкование норм права, издавна стремились выработать технику толкования под названием юридической герменевтики. Этот вид искусства, который вследствие своего смысла и оттенка потерял XIX в. свой престиж, но это не говорит против его воз­можности и целесообразности сегодня1.

Искусство герменевтики особенно наглядно проявляется в на­чальной стадии толкования, когда поставлена задача: выяснить и уяс­нить, какая норма права или нормативный правовой акт подлежит применению. Так, прежде чем приступить к толкованию закона, применяющий правовую норму, субъект должен установить нали­чие закона и его подлинный текст. Наличие закона и его подлин­ный текст должны быть установлены субъектом, применяющим норму, по официальному изданию отдельного закона или кодекса, а не по перепечатке закона в какой-нибудь статье, учебнике или неофициальном сборнике. Далее необходимо удостовериться, что этот закон действует именно в таком виде, что он не был отменен или изменен последующим законом.

После того как наличие закона и его текст определены, необхо­димо установить, что содержащаяся в законе правовая норма имеет силу, является обязательной. При применении нормы необходимо удостовериться в том, что норма имеет действительную юридиче­скую силу, что она издана органом власти, имеющим по закону право издавать такие нормы. Так, при применении федерального закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ такого вопроса не возникнет: порядок издания этих актов и компе­тенция этих органов установлены Конституцией РФ.

См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 296—297.


                           
   
 
     
 
   
       
 
 
     
 
     
 
 
     
 

II. Проблемы теории права

При применении же закона и иных актов республик и других субъектов Федерации вопрос о силе, обязательности этого закона или акта может возникнуть в связи с тем, что в случае расхождения федерального закона и субъекта Федерации действует федеральный закон. Если Конституционный Суд РФ обнаружит противоречие между двумя такими законами, он дает соответствующее заключе­ние и таким образом устраняет существующее противоречие.

При применении правовых норм, содержащихся в иных актах органов государства — приказах и инструкциях министерств и др., иногда возникает необходимость удостовериться в том, издана ли эта норма уполномоченным на то органом и действовал ли этот ор­ган в пределах своей компетенции. То же самое относится к прика­зам и инструкциям министерств и иным ведомственным админист­ративным актам.

После того как установлено наличие закона или иного акта, его подлинный текст и его юридическая сила, применяющий закон го­сударственный орган производит толкование закона в собственном смысле слова, т.е. устанавливает содержание и смысл выраженной законом правовой нормы. При этом используются следующие виды и приемы толкования законов. Известно, что в зависимости от ор­гана и лица осуществляющего толкование закона, различают три вида толкования: 1) легальное, 2) судебное и 3) доктринальное.

Легальное толкование — это толкование, данное уполномочен­ным на то органом государственной власти и обязательное при вся­ком применении закона к предусмотренным им случаям. Так, Кон­ституционный Суд РФ дает официальные разъяснения основного закона страны. В судебной деятельности большую роль играют разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения законо­дательства. Особым видом легального толкования закона является аутентичное, каковым является толкование закона, данное самим законодательным органом, издавшим этот закон (Государственной Думой, иногда Президентом РФ).

Судебное толкование — это толкование закона, данное судом, при разрешении конкретного судебного дела, по которому этот за­кон применяется. Судебное толкование содержится в приговоре или решении суда и обязательно по тому делу, по которому дано. Аналогичное толкование закона дает и любой другой орган, приме­няющий закон, но самостоятельным видом толкования является именно судебное толкование, так как приговор и решение суда, вступившие в силу, получают для данного дела силу закона, т.е. та­кую же обязательность, как и закон, поэтому судебное толкование закона не может быть отождествляемо с толкованием, которое дает любой административный орган или должностное лицо всякий раз, когда они руководствуются законом, применяют закон.


114. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов 273

Доктринальное толкование — это толкование, основанное на на­учном исследовании действующего права. Для правильного уясне­ния смысла содержания закона огромное значение имеет научная разработка права. В истории известны случаи, когда научным рабо­там наиболее видных юристов придавалось официальное значение, когда устанавливаемые в этих работах положения, приобретали обя­зательную юридическую силу для судов. Такие работы юристов представляли собой не только толкование законов, но и самостоя­тельный источник права.

В период Рима (V в.) сочинениям пяти крупнейших юристов была придана обязательная сила. В Средние века при применении правовых норм признавалось обязательным «общее мнение уче­ных». Но в современных государствах этого положения не придер­живаются, и мнению ученых обязательного, юридического значе­ния не придают.

По приемам, применяемым при толковании, различают толко­вание историческое, грамматическое, логическое, систематическое. Историческое толкование состоит в уяснении смысла нормы права путем изучение исторических обстоятельств, в связи с которыми норма была принята (доклад законопроекта и прения по нему в за­конодательном органе в конкретном году, обсуждение в печати пред­ложений нового закона и т.д.). Применяется также сравнение данной нормы с текстом прежней, отмененной нормы по этому же вопросу.

Грамматическое толкование заключается в установлении со­держания правовой нормы путем анализа ее словесного выражения в законе путем анализа самого изложения закона, содержащихся в нем выражений на основании правил грамматики. Производится грамматическое толкование путем разбора расположения и связи слов закона или иного нормативного правового акта, знаков пре­пинания в нем, членов предложения (подлежащее, сказуемое) и т.д.

Логическое толкование состоит в установлении содержания правовой нормы исходя из смысла выражений, в которых сформу­лирована данная норма в законе, из мысли, содержащейся в законе. Следовательно, при логическом толковании закон подвергается разбору по существу: устанавливаются субъект, гипотеза, диспози­ция и санкция нормы. Все элементы сопоставляются друг с другом, выясняются характер содержащегося в законе правила поведения, пределы его применения. Систематическое толкование состоит в уяс­нении смысла правовой нормы путем ее сопоставления с другими нормами права, в установлении связи данной нормы с другими нормами, места этой нормы в системе норм данной отрасли права.

В теории государства и права выделяют телеологическое (в за­висимости от цели издания нормативного акта) и специально-юридическое толкование (с помощью раскрытия специальных юри-



III. Проблемы теории права


14. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов



 


дических терминов). Эти виды толкования не следует рассматривать как самостоятельные и независимые друг от друга. Это различные приемы толкования, к которым часто приходится прибегать одновре­менно, в одном и том же случае, чтобы правильно истолковать закон.

По объему толкования различают следующие его виды: бук­вальное, ограничительное, распространительное. В ходе буквально­го толкования содержание нормы устанавливается точно в таком виде, в каком оно прямо выражено в тексте. Как правило, приме­няется именно буквальное толкование, т.е. толкование в соответст­вии с точным текстом закона. Буквальное толкование не следует смешивать с грамматическим толкованием, приемом толкования, за­ключающимся в том, что содержание правовой нормы устанавлива­ется на основании анализа ее грамматического выражения в законе. Буквальное толкование производится при помощи любого способа толкования (грамматического, логического, систематического, исто­рического) и характеризуется тем, что устанавливаемая в результате толкования правовая норма точно соответствует тексту закона. Оно по своему содержанию не уже и не шире ее выражения в законе.

Ограничительное толкование — это такое толкование, в ходе которого содержание правовой нормы оказывается уже, чем выра­жено в тексте закона. Такое толкование применяется, когда форму­лировка закона шире, чем сама его мысль, и поэтому для того чтобы правильно понять мысль закона, следует ограничить ее выражение по сравнению с текстом закона. Так, согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является делом и обязанностью гражданина России. Из буквального текста закона может быть понятно, что речь идет об обязанности всех граждан, независимо от их возраста, состояния здоровья, деятельности, но в действительности по смыс­лу закона имеются в виду только граждане, достигшие 18 лет и не старше 60 лет, дееспособные, а не малолетние и недееспособные, так что текст закона шире в его мысли.

Распространительное толкование есть такое толкование, в ре­зультате которого содержание правовой нормы оказывается шире, чем выражено в тексте закона. Так, в УК перечислены обстоятель­ства, которые признаются смягчающими при определении судом меры наказания за совершенное преступление: совершение престу­пления впервые, отсутствие корыстных мотивов и иных низменных побуждений, совершение преступления под влиянием сильного ду­шевного волнения и др. По смыслу закона перечень смягчающих об­стоятельств не является исчерпывающим, и суд может учесть и иные обстоятельства, если признает их смягчающими. Таким образом, УК может быть истолкован распространительно.

Нельзя применять ограничительное и распространительное тол­кования как средство обхода закона в нарушение его. Ограничи-


тельное и распространительное толкования закона допускаются только в точном соответствии со смыслом закона, его точным со­держанием и являются средством не обхода в нарушение закона, а его правильного и точного применения. Они могут иметь место только тогда, когда именно такое толкование закона вытекает из самого закона, правильно выражает его мысль и обеспечивает пра­вильное понимание смысла закона и правильное его применение.

Толкованию должны подвергаться все законы и иные норма­тивные правовые акты, иначе трудно уяснить «содержание» всего того, что подлежит реализации. Право есть только то, что содер­жится в нормах права, в частности в законах и иных нормативных правовых актах. Толковать нужно только те мысли и волю, которые вложены в законе или иных нормативных правовых актах.

Более древнее по времени воззрение признавало, что выяснению при толковании подлежит воля законодателя, выраженная в законе. В Новое время выдвинулось другое воззрение, которое стало силь­но оттеснять первое. С той новой точки зрения выяснению при толковании подлежит воля закона, оторванная от первоначальной воли законодателя.

Наше мышление не только индивидуально, но и социально. То, что мы думаем, — не только наша работа. Это нечто бесконечное, произведение работы мысли в течение столетий и тысячелетий. За­коны должны быть толкуемы не по мысли и воле законодателя, они должны быть толкуемы с позиции общественной, т.е. должны быть изъясняемы прежде всего как продукты всего народа, органом ко­торого является законодатель.


Глава


15. Проблемы теории правового регулирования и правомерного поведения



 


               
 
   
     
 
   
 
 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.