Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Проблемы теории государства




 


Глава


 


категориями, что есть следствие высокой политической и правовой культуры. В отсутствие этого демократия превращается в «пустой» рынок, где предметом купли-продажи выступают волеизъявление избирателей (через политические технологии), государственные должности (через взятки), внешне и внутриполитические решения всех органов власти, отдельные политики, чиновники и т.д. «Чис­тый» демократический государственный режим имеет не столько практическое, сколько ценностное значение, выступает как своеоб­разный ориентир развития всех элементов формы современного го­сударства и общества. Логично предположить, что существуют и дру­гие, промежуточные, государственные режимы, не относящиеся ни к одной, ни к другой противоположности.

Можно выделять и исследовать авторитарный режим и его раз­новидности, а также идеократический режим. Все они по своей сущности занимают промежуточное положение между демократиче­ским и антидемократическим режимами.

Авторитарный режим имеет своим отличительным признаком концентрацию и государственной, и вообще политической власти в одних руках. Это могут быть отдельный харизматический лидер, правящая партия, группировка, хунта и т.д. Определяющий прин­цип такого режима — «можно все, кроме политики». От тоталитар­ного такой режим отличается тем, что при нем не происходит огосу­дарствления экономики, культуры, социальной сферы. Государство не пытается вторгаться в личную жизнь граждан, существует опре­деленный уровень автономии и хозяйствующих субъектов. Для ре­шения отдельных вопросов власть может прибегать и к внеправовым методам, но только в крайнем случае и на короткое время. Преобла­дают административно-командные методы управления. Иногда в рам­ках этого режима существует «декоративная» оппозиция, могут фор­мально закрепляться права и свободы личности, политический плюрализм, наличествовать местное самоуправление, отдельные эле­менты гражданского общества. Наличие или отсутствие последних дает основания выделять «мягкий» и «жесткий» авторитаризм.

При идеократическом государственном режиме фактически правят не люди, а система идей (идеология), следование которым является общеобязательным и обеспечивается силой государствен­ного принуждения. Во главе такого государства могут стоять один человек или группа людей. Однако в отличие от тоталитарного го­сударства, где происходит тотальный контроль над мыслями и об­разом жизни граждан, при идеократическом режиме государство контролирует только отдельные сферы, чаще всего нравственную и религиозную. В остальном обеспечивается автономия личности. Такой режим присущ исламским теократическим государствам, где имеет место сращивание религиозной и государственной власти.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.