Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА



Проблема функций современного государства в условиях глоба­лизации, всемирной интеграции экономики разных стран, ин­форматизации, интернета и др. исследована крайне слабо. Порой российские теоретики государства и права, говоря об этой пробле­ме, пытаются раскрыть ее научными исследованиями и разработка­ми советского периода. Однако такой подход уязвим и не бесспо­рен, ибо советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на совершенно иной экономической почве, нежели сегодняшнее Российское государство. Среди советских ученых, несмотря на то что многие из них функ­ции государства трактовали как основные направления, стороны его деятельности, не было четкого понимания этих функций. Ино­гда научные дискуссии в этой сфере были абстрактными и ни к чему серьезному не приводили. Более того, многие теоретики государства и права «варились в собственном соку» и не учитывали научные ис­следования и разработки экономистов, философов, управленцев и других специалистов по проблеме функций государства.

Исследуя сущность и основные функции социалистического го­сударства, М.И. Байтин определял его функцию как «направление (и сторону) его деятельности, в котором выражаются и конкретизи­руются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, за­кономерности развития...»1. Автор выделял и рассматривал четыре признака, присущие функциям государства, т.е. утверждал, что функции государства непосредственно выражают и предметно кон­кретизируют его классовую сущность. В них воплощается и раскры­вается его активная служебная роль как важнейшей части над­стройки по отношению к базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность. Функции государства, каждая в отдель­ности и их система, в тот или иной исторический период обусловли-

1 Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190.



II. Проблемы теории государства


5. Проблема функций современного государства



 


ваются объективными потребностями движения общества. В функ­циях государства проявляются и объективируются присущие ему особенности, закономерности его развития.

Н.В. Черноголовкин под функциями государства понимал «на­правления (виды, стороны) его деятельности, выступающие как конкретные проявления классовой сущности государства». В каче­стве важнейшего признака ученый называл неразрывную связь функций государства с его классовой сущностью1.

Функции государства — это не только стороны его деятельно­сти, но и ее виды и направления, — утверждали другие ученые-юристы. Предложенные авторами определения во многом совпада­ли с вышеприведенными определениями функций государства.

Возможность осуществления государственной деятельности (на­правления) необходимо отличать от реально выполняемой работы (стороны и виды). В противном случае не исключается полное ото­ждествление функций государства с его целями и задачами. При та­ком понимании трудно отграничить друг от друга понятия «направ­ление», «сторона» и «вид». Этот подход к пониманию функций государства являлся закономерным и скорее всего наиболее приемле­мым в условиях советского общества на основе победившего в жесто­кой, непримиримой борьбе класса и был ориентирован прежде всего на отражение в функциях государства его классовой сущности.

Отражение классовой сущности и сегодня является неотъемле­мым признаком функции государства, однако это признак далеко не главный и тем более не определяющий в категории функций со­временного государства. Общесоциальные и классовые функции тесно переплетаются, взаимосвязаны и не противопоставляются друг другу в ходе решения государствами глобальных проблем эко­номики, борьбы за мир, выживания человечества от природных ка­тастроф, актов терроризма и др.

Наряду с традиционным пониманием функций государства в ка­честве основных направлений его деятельности в советской литературе предпринимались попытки по-иному взглянуть на природу и сущ­ность этого сложного и многогранного явления. Но и эти попытки сегодня вызывают немало вопросов. Так, А. И. Денисов в свое вре­мя отстаивал понимание функций государства как предметно-политической характеристики государства: «Функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует ее пред­метно-политически, отражает ту или иную сторону сущности госу­дарства в каждый данный период его развития. Иначе говоря, это —

1 См.: Черноголовкин Н.В. Функции Советского государства в период развернуто­го строительства коммунизма. М., 1960. С. 9.


содержание государственной деятельности»1. Безусловно это пони­мание функций государства должно приниматься во внимание, так как указывает на предметно обусловленную политику государства. Однако при таком подходе практически отождествляются функции государства и направления его политики.

Спорно также определение функций государства как «содержание деятельности государства в определенных направлениях», предложен­ное B.C. Петровым2. Давая оценку этому определению, М.И. Бай-тин отмечал, что «такое понимание функций государства может быть распространено и на другие политико-правовые явления, та­кие как тип, форма, механизм, каждая из которых в той или иной мере содержит предметно-политическую характеристику»3. При та­ком подходе функции государства фактически отождествляются с содержанием его деятельности. Содержание деятельности государ­ства и его функции — явления безусловно соотносимые, однако не­совпадающие.

В свое время И.С. Самощенко предлагал понимать под функ­циями государства «его социальное назначение внутри и вне страны»4. Стремление автора отразить связь функций государства и его соци­ального назначения, несомненно, продуктивно для современной рыночной действительности, однако функции государства и его со­циальное назначение — явления соотносимые, но не тождествен­ные. Социальное назначение государства в большей степени связано с его сущностью и историческим предназначением. Выполняемые государством функции являются лишь одним из проявлений этих категорий. Конечно, функции современного государства зависят от его социального назначения и обязательно соответствуют этому на­значению. Однако при всей своей близости эти понятия не совпа­дают. Социальное назначение современного государства означает прежде всего его историческую миссию.

Определенный интерес представляет точка зрения Л.И. Каска, полагающего, что функциями государства следует считать такие стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его общественное и социальное назначение. Автор особо отечает связь функций государства с его общесоциальным назначением. Однако, несмотря на попытку обратить внимание на общесоциальную зна-

1 Денисов А.И. Советское государство: развитие, сущность и функции. М., 1967.
С. 133.

2 См.: Петров B.C. Советское общенародное государство: основные задачи и функ­
ции // Сов. гос-во и право. 1974. № 9. С. 125.

3 Байтин М.И. Указ. соч. С. 193.

4 Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского госу­
дарства // Сов. гос-во и право. 1956. № 3. С. 81.


II. Проблемы теории государства

чимость деятельности государства, автор утверждает, что последняя так или иначе осуществляется в интересах господствующего класса, в результате чего общесоциальные функции приобретают лишь классовый характер1.

Заслуженное признание в свое время получило исследование проблемы функций государства А.П. Глебова. По мнению многих ученых, он наиболее удачно подошел к рассмотрению проблемы функций государства. В его теоретических обобщениях сформулиро­ваны методологические принципы функционального исследования государственно-правовых явлений и пополнен его категориальный аппарат. Автор предложил под функциями понимать социально-регулятивное назначение государства, реализующееся в целенаправ­ленном воздействии государства на общественные отношения (объ­екты функций)2.

И такой подход к пониманию функций государства в условиях сегодняшней всемирной глобализации и интеграции стран также уязвим. Несмотря на интересную идею, заложенную в этом опреде­лении, приемлемость его вызывает определенное сомнение, посколь­ку в своей первой части оно воспроизводит уже подвергавшийся критике взгляд о тождестве функций государства с его социальным назначением. Что касается второй части, то в ней оно сближается с пониманием функций как определенных направлений и сторон деятельности советского государства.

А.П. Глебов предпринял весьма удачную попытку исследовать категорию «функция государства» как сложное по своей внутренней структуре явление, включающее в себя сущность и социально-регулятивное назначение государства. Несомненной заслугой автора является исследование «статичного» и «должного», а также «дина­мичного» и «сущего» применительно к функциям государства. Ана­логичного взгляда при определении понятия функций государства придерживался и академик РАН B.C. Нерсесянц, отмечавший: «Функции государства по отношению к обществу (гражданскому об­ществу) — это основные направления его деятельности, нацеленной на решение посредством регуляции общих дел субъектов общества»3.

Примерно такое же решение проблемы наблюдается и в опреде­лениях, предложенных другими отечественными правоведами. Так, профессор А. Б. Венгеров под функциями понимал государства рас­сматриваемые в комплексе предмет и содержание его деятельности


 


 

5. Проблема функций современного государства

на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и спо­собы путем социального регулирования1.

Л.А. Морозова рассматривает функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отноше­ния и процессы, охватывающий основные направления его дея­тельности по управлению обществом2. Этот подход понимания функций государства позволяет не только выделить главные, соци­ально значимые сферы деятельности государства, но и проследить, какими средствами, методами и способами, приемами воздействует государство на состояние общественных явлений и процессов.

В.М. Корельский рассматривает функции государства как «основ­ные направления его деятельности, выражающие сущность и соци­альное назначение, цели и задачи государства по управлению обще­ством в присущих ему формах и присущими ему методами»3. Похожую точку зрения высказывает профессор В.М. Сырых, рас­сматривая под функциями «определяемые конкретно исторически­ми условиями существования государства его основные направле­ния деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах и с помощью специфических методов»4.

Соглашаясь с последними взглядами, необходимо заметить, что, во-первых, выражение сущности государства является имманент­ным свойством категории «функции», вытекающим как раз из ее философского содержания. Во-вторых, предложенным подходам все же применительно к сегодняшним реалиям не достает утверждения о фактически (реально) и результативно осуществляемой государст­вом деятельности. В противном случае приходится утверждать о дек­ларативном характере функций либо вовсе о целях и задачах госу­дарства, не связанных либо слабо связанных с функциями.

Современному государству присущи следующие признаки: функ­ции современного государства непосредственно обусловлены объек­тивно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами со­временного демократического общества. Они зачастую выступают не в чистом виде, а в виде функций-целей и функций-задач. Функции государства проявляются в его фактической деятельности по управ­лению обществом с учетом явлений всемирной глобализации, инте­грации стран, информатизации, борьбы с природными катаклизмами, болезнями и др. Функции государства юридически регламентированы


 


1 См.: Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 9.

2 См.: Глебов А. П. Понятие и структура функций социалистического государства.
Воронеж, 1974. С. 22—34.

3 Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.,
1999. С. 629.


1 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 2000. С. 141.

2 См.: Морозова Л.А. Современная российская государственность: проблемы тео­
рии и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М, 1998. С. 19.

3 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.
М., 1998. С. 143.

4 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2002. С. 34.



II. Проблемы теории государства


5. Проблема функций современного государства



 


и организационно обеспечены. В процесс осуществления функций государства может вовлечен как весь механизм государства либо большая его часть, так и отдельный государственный орган. Вся система функций государства во многом обусловливает структуру его механизма.

Совокупность этих признаков позволяет сформулировать сле­дующее определение понятия функций современного государства. Функции современного государства — это жизненно важные, норма­тивно регламентированные и организационно обеспеченные в усло­виях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, обусловленные объективно необходимы­ми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение. В этой дефиниции сосредото­чены наиболее важные элементы современного исследования госу­дарства, выработанные отечественной и зарубежной юридической наукой и практикой.

По сравнению с вопросом о функциях государства и их понятии вопрос об их классификации более сложный и дискуссионный. Классификация государственно-правовых явлений имеет огромное методологическое значение, так как позволяет систематизировать накопленный научный опыт, глубже проникнуть и познать сущ­ность исследуемых явлений.

В условиях, когда государство и право приобретают более слож­ные формы и содержание, классификационные приемы приобрета­ют особую научную ценность. Функции государства не являются исключением и нуждаются в исследовании при помощи самых раз­ных (и не только юридических, но и экономических, и философ­ских, и социологических) классификационных методов. Сегодня в научной литературе можно насчитать более десятка таких класси­фикационных моделей функций государства, что порождает неко­торую неопределенность и дезориентированность при их изучении. Причиной такой ситуации являются неоправданное отождествление системы функций государства с их классификацией, а также разли­чие классификационных критериев. Хотя функции сами по себе представляют собой объективную реальность, их классификация производится субъективно, в соответствии с теми или иными осно­ваниями деления, избранными разными исследователями.

Как известно, в работах 60—70-х гг. прошлого века большинство ученых классифицировали функции государства на внешние и внут­ренние. Однако количество и тех, и других, их научное обоснование долгие годы являлось предметом научного спора. Некоторые уче­ные спорят об этом и ныне. Так, Н.В. Черноголовкин под внутрен-


ними функциями понимал такие направления деятельности госу­дарства, которые лежат в области его внутренней политики и имеют целью решение внутренних задач строительства социализма и комму­низма. К последним он относил функции подавления свергнутых класс-сов, хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, ре­гулирование меры труда и меры потребления, охрану социалистиче­ского правопорядка. Внешними функциями ученый считал такие направления деятельности социалистического государства, которые лежат в области его внешней политики, имеют целью решение об­щих задач мировой системы социализма и защиты ее завоеваний от нападений извне, мирного сосуществования стран с различными со­циально-экономическими системами и упрочения мира. Это функции обороны страны, дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой социалистической системы, помощь и сотрудничество с государствами, освободившимися от колониальной зависимо­сти, борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистиче­скими странами1.

Эта классификация функций государства, по-видимому, не слу­чайно получила широкое распространение среди ученых-юристов. Это связано с адекватным выражением ею, хотя, разумеется, лишь в общих чертах, объективно сложившейся системы функций в госу­дарствах мирового социалистического содружества. Вместе с тем в литературе того времени обозначились научные позиции, не со­всем укладывающиеся в рамки традиционного представления о де­лении функций государства на внешние и внутренние. Некоторые авторы еще тогда считали целесообразным подкорректировать клас­сификацию функций на внешние и внутренние, выделять во внеш­неполитической сфере всего одну функцию — внешнюю, которая синтезирует в себе такие стороны государственной деятельности, как оборону страны, борьбу за мир и мирное сосуществование с другими странами, дружественное сотрудничество и взаимопомощь со стра­нами социалистической системы.

М.И. Пискотин в составе внешней функции советского госу­дарства различал не три, а только два направления деятельности: 1) функцию обороны страны и 2) деятельность по организации эко­номических, политических и культурных связей с другими страна­ми2. Л.И. Загайнов, соглашаясь с получившим распространение группированием функций на внутренние и внешние, тем не менее

1 См.: Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,
1970. С. 117.

2 См.: Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в совре­
менный период // Сов. гос-во и право. 1958. № 1. С. 99.



II. Проблемы теории государства


5. Проблема функций современного государства



 


считал эту группировку недостаточной. «В зависимости от сферы деятельности государства, к которой относится та или иная группа функций», он выделяет экономическую, идеологическую, охранитель­ную и внешнюю, при этом не называет первые три внутренними1.

В.П. Курашвили вовсе отвергал деление функций государства на внутренние и внешние и в качестве аргумента доказывает отсутст­вие «фактической взаимосвязи функций» на основе такого деления. Он, в частности, отмечал: «Так, разве хозяйственно-организаторская функция социалистического государства, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами? Или разве функция обороны не имеет внутреннего аспекта в виде, скажем, развития военно-экономического потенциала страны?»2

Деление функций государства на внутренние и внешние приоб­ретает определенную условность. В условиях мировой интеграции стран и глобализации деятельность современного государства при­обретает больший международный характер, а деятельность внутри страны в значительной степени зависит от внешнеполитической обстановки и экономической конъюнктуры в условиях рыночных отношений. Конечно, неправильным было бы утверждать о полном смешении внутренних и внешних функций. Ведь большинство функций реализуется либо внутри страны, либо за ее пределами, поэтому этот классификационный критерий в современных услови­ях применять нужно, но с соответствующей оговоркой.

В настоящее время почти у всех государств появляются такие общие дела, от успешного или неудачного решения которых может зависеть судьба самого государства (например, борьба против ядерной катаст­рофы, борьба против природных катаклизмов, здоровье наций). Та­ким образом, в современных государствах общесоциальные функции и задачи (а точнее функции-задачи, ибо «чистеньких» функций и за­дач нет) тесно связаны и не всегда противопоставлены друг другу.

Функции государства можно классифицировать по единому об­щеглобальному критерию, независимо от его общесоциальной, классовой природы, на следующие комплексные функции, которые должно осуществлять любое современное государство в условиях глобализации:

• борьба за выживание человечества на Земле — выработка меж­государственных мер по уничтожению накопившегося ядерно-

1 См.: Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968.
С. 27.

2 Курашвили Б.П. О системе функций государства // Проблемы государства и права:
Труды научных сотрудников и аспирантов. М.: ИГПАН, 1974. Вып. 9. С. 34—35.


го оружия, совместная борьба с глобальным потеплением в ми­ре, борьба со СПИДом, раком, голодом, терроризмом и др.;

• экономическая функция — обеспечение нормального функ­
ционирования и развития экономики страны в условиях гло­
бализации, в том числе посредством развития существующих
форм собственности, прежде всего частной, организация вы­
годных внешнеэкономических связей;

• политическая — развитие всех институтов демократии, укре­
пление социального и национального согласия, стремление
к международной политической интеграции и т.п.;

• социальная — осуществление мер по удовлетворению соци­
альных потребностей людей, борьба с безработицей, бедно­
стью, обеспечению необходимых условия труда и т.д.;

• идеологическая — поддержка цивилитарной идеологии, орга­
низация современного образования, поддержание науки,
культуры, духовности и др.;

• экологическая охрана окружающей среды, рациональное ис­
пользование природных ресурсов, восстановление нарушен­
ной природы и др.. Экологический кризис в мире в послед­
ние годы катастрофически углубляется, что обусловливает
необходимость по-новому оценивать основные и не основные
направления деятельности современного государства. Под­
держание благоприятных условий существования граждан на
собственной территории — не второстепенная, а главная
функция государства;

• охранительная — охрана прав, свобод и интересов личности,
охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями.
Государственно-правовая охрана общественных отношений
необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества
остается не более чем мечтой отдельных романтиков. Охрана
разнообразных по видам, социальной ценности, природе обще­
ственных отношений требует различных средств, форм и мето­
дов. Механизм охраны общественных отношений следует
рассматривать комплексно, четко различая субъекты охраны,
ее средства, объекты. К сожалению, в научной литературе
при описании содержания охранительной функции государ­
ства эти требования нередко не учитываются, что приводит
к ее неполной и неверной характеристики.

Актуальна разработка современной концепции функций субъек­тов государственной власти1. В настоящее время суть концепции можно представить следующим образом. Субъекты государственной

Подробнее об этом см.: Гомеров И.Н. Указ. соч. С. 578—736.



Проблемы теории государства


5. Проблема функций современного государства



 


власти, используя свои права и выполняя свои обязанности, долж­ны обеспечить, с одной стороны, объединение, интеграцию всех граждан государства, его целостность, суверенность, автономность, самостоятельность, независимость, отделение от других государств и стабильность, устойчивость, сохранение, а с другой — его устой­чивое развитие — необратимое, закономерное, направленное изме­нение. В этом и заключается смысл и назначение функций субъек­тов государственной власти, состоит все существо их официальной деятельности и официальных отношений с контрсубъектами, кото­рое вытекает из природы государственной власти.

Чтобы реализовать эти функции, субъекты государственной вла­сти должны постоянно осуществлять определенный набор других функций. К их числу относятся следующие функции:

• представительские — функции представительства как госу­
дарства, так и всех его граждан, прежде всего представительст­
ва их собственных интересов, во всех его структурах, включая
в себя его организации, органы и учреждения, а также в отно­
шениях с другими государствами;

• регулятивные, или организационно-управленческие, — функ­
ции организации, упорядочения, координации, согласования
общих дел, общей деятельности и отношений всех граждан
государства во всех его частях, включая в себя его организа­
ции, органы и учреждения, и функции регулирования проте­
кающих в государстве процессов;

• мобилизационные — функции мобилизации необходимых ре­
сурсов, т.е. функция сбора налогов, формирования и исполь­
зования общего бюджета, финансов, других материальных,
людских, информационных ресурсов, функция изготовления
денежных знаков.

Эти функции реализуются посредством конкретной деятельно­сти субъектов государственной власти, а также работников государ­ственного аппарата, которые являются опорой государства, субъектов государственной власти. Все многообразие властной деятельности обычно сводят к трем основным видам: 1) законодательно-пред­ставительной, 2) исполнительно-распорядительной и 3) судебной деятельности. Именно в соответствии с этим делением все органы государства, а также виды (ветви) самой государственной власти подразделяются на законодательно-представительные, исполни­тельно-распорядительные и судебные органы, их учреждения.

В законодательно-представительных органах и учреждениях до­минирует законодательно-представительная деятельность, а также ее субъекты, которые, представляя интересы его граждан и подданных, предприятий, учреждений, организаций, принимают общезначимые


и общеобязательные законы. В исполнительно-распорядительных ор­ганах и учреждений доминирует исполнительно-распорядительная деятельность, а также ее субъекты, которые, исполняя законы, сами принимают обязательные для исполнения распоряжения — прика­зы, постановления, другие нормативные и ненормативные акты. В судебных органах доминирует судебная деятельность, а также ее субъекты, которые, оценивая соответствие деятельности граждан и под­данных, предприятий, учреждений, организаций государства суще­ствующим законам и распоряжениям, принимают обязательные для исполнения решения о применении к нарушителям этих законов и распоряжении соответствующих санкций.

В деятельности субъектов государственной власти и работников государственного аппарата выделяется также ее правовая и органи­зационная форма. Среди правовых форм осуществления государст­венно-властной деятельности выделяются правотворческая(издание нормативных актов, издание или санкционирование, изменение или отмена юридических норм) и правоприменительная деятель­ность (деятельность по выполнению законов и подзаконных норма­тивных актов путем издания актов применения права). Последняя подразделяется на оперативно-исполнительную деятельность (по­вседневная исполнительно-распорядительная работа путем издания актов применения норм права) и правоохранительную (оперативная работа по охране норм права от нарушений, защите предоставлен­ных гражданам или подданным прав и обеспечению выполнения ими возложенных на них юридических обязанностей). Среди ор­ганизационных форм осуществления государственно-властной дея­тельности выделяется организационно-регламентирующая (теку­щая оперативная работа по решению конкретных управленческих задач, деятельность по технико-организационному обеспечению функционирования государственной власти), организационно-хо­зяйственная (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, статистика, организация снабжения и сбыта) и орга­низационно-идеологическая деятельность (разъяснение принятых законов и иных нормативных правовых актов, формирование общест­венного мнения).

Конкретные направления (стороны) деятельности и отношений, выражающие содержание функций тех или иных субъектов государ­ственной власти, работников государственного аппарата, обширны и многообразны. Их можно подразделить на внешние и внутрен­ние, основные и не основные направления. В качестве критерия их дифференциации можно избрать основные подсистемы государства, на которые направлена деятельность субъектов государственной власти и работников государственного аппарата. Так, их деятель-



II. Проблемы теории государства


5. Проблема функций современного государства



 




ность в современном российском государстве может быть направ­лена на экономическую сферу, в частности на разумное устойчивое развитие экономических отношений, финансовой системы, транс­портных и иных средств коммуникаций, ирригационных и иных крупных сооружений, производства жизненно необходимых благ, на реальную поддержку собственных производителей. Она может быть направлена на социальную сферу, в частности на обеспечение соблюдения гражданами своих прав и обязанностей, на укрепление их физического здоровья, правопорядка в государстве, на поддерж­ку и охрану семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, по­жилых людей, на стабилизацию и повышение уровня жизни всех общественных слоев. Ее можно направить на политическую сферу, в частности на сохранение территориальной целостности и единст­ва государства, существующего общественно-политического строя, а также на духовную сферу, в частности на развитие образования, науки, культуры, обеспечение свободы совести и вероисповедания. В качестве основных внешних направлений их функций можно вы­делить такие, как обеспечение обороны государства, укрепление мира во всем мире в зонах жизненных интересов государства, на­лаживание сотрудничества с другими государствами, участие в ре­шении глобальных общемировых проблем.

Государственная власть станет такой властью, субъекты которой по отношению к собственному государству, всем его гражданам и подсистемам будут выполнять следующие функции:

• аккумулировать, согласовывать, интегрировать, представлять,
выражать и защищать личностные, социально-групповые, эт­
нические, общегосударственные (общенациональные), обще­
человеческие интересы граждан или подданных в экономиче­
ской, социальной, политической и культурной сферах как
внутри, так и вовне государства, обеспечивать создание необ­
ходимых условий для их реализации;

• регулятивные, или организационно-управленческие, — функ­
ции организации, упорядочивания, координации, согласова­
ния (регулирование общих дел, общей деятельности и отно­
шений всех членов государства во всех его подсистемах,
включая в себя организации, органы и учреждения государст­
венной власти);

• мобилизационные — функции мобилизации необходимых ре­
сурсов как внутри, так и вовне государства, в частности функ­
цию сбора налогов, формирования и использования общего
бюджета, финансов, других материальных, людских, информа­
ционных ресурсов, функцию изготовления денежных знаков;


 

• обеспечение объединения, интеграции всех граждан государства,
его целостности, суверенности, автономности, самостоятель­
ности, независимости, отделения от других территориальных
и иных общностей, объединений, организаций и стабильно­
сти, устойчивости, сохранения;

• устойчивое развитие, необратимое, закономерное, направлен­
ное изменение государства, всех его граждан и подсистем.

В условиях постсоветского общества первостепенная роль, по мнению Ф.И. Шамхалова, должна отводиться важнейшим функциям (включая в себя функции-задачи) современного государства в сфере рыночной экономики, и ученый всесторонне исследует эти функ­ции1. Одна из главных функций-задач современного государства состоит в том, чтобы развязывать возникающие экономические уз­лы противоречий и конфликтов, как можно безболезненнее разре­шать их. Речь идет, в частности, об обеспечении баланса интересов между работодателями и наемными работниками (капиталом и тру­дом), малым и крупным бизнесом, промышленным и сельскохозяй­ственным производством и т.д. Правительства (в том числе России) постоянно принимают самые разные программы поддержки и поощ­рения экономики и бизнеса. Многие их этих программ воспринима­ются большинством людей как само собой разумеющийся факт.

Как в экономической сфере, так и в гражданском обществе, го­сударство должно выполнять две основополагающие функции. Это, во-первых, функция обеспечения баланса интересов субъектов эко­номической и социальной деятельности (например, производителей и потребителей, городского и сельского населения, работодателей и ра­ботников) посредством бюджетной, налоговой, региональной и т.п. политики; во-вторых, функция обеспечения общих условий эффек­тивного функционирования и развития каждой из вышеперечис­ленных сфер и составляющих их элементов.

В деятельности государства по поддержке бизнеса выделяются следующие направления (подфункции): создание и поддержка ин­фраструктуры экономической системы; содействие новым и разви­вающимся отраслям экономики; проведение и поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ; государственные за­купки продукции частных компаний; стимулирование продаж, сбор и хранение информации. Так, Правительство РФ оказывает помощь бизнесу путем финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ или через программы кредитования и на­логовые льготы.

1 См.: Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (Власть и бизнес). М., 1999. С. ПО— 118, 151-155.


 



II. Проблемы теории государства


5. Проблема функций современного государства



 


Главная функция государства состоит в обеспечении общих ус­ловий функционирования и развития основных сфер жизнедеятель­ности общества, в том числе в создании и поддерживании инфра­структуры, на которой базируются вся деятельность экономической системы. К инфраструктурным составляющим (национальному ин­фраструктурному комплексу) следует отнести те сферы деятельно­сти, которые непосредственно не осуществляют производство мате­риальных благ, а если и осуществляют, то в ограниченном объеме, но без которых невозможно эффективное производство товаров и ус­луг. Инфраструктурный комплекс страны образуют прежде всего производственно-хозяйственная, социальная и институциональная инфраструктуры. В рыночном хозяйстве неотъемлемыми атрибута­ми этого комплекса являются финансовая и рыночная системы.

Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйст­во, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все эти должны быть под особым вниманием государства. Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем. Так, в Канаде исторически ситуация сложилась так, что большая часть земельных площадей и лесных массивов на­ходится в собственности государства. Оно контролирует 70% желез­ных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой с стране электроэнергии, под контролем государ­ства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия. К круп­нейшим государственным предприятиям относятся железнодорожная компания «Канадиен нэшнл», авиационная «Эйр Канада», «Бэнк оф Канада», нефтегазовые компании «Канада дивелопмент» и «Петро-Канада», созданные в 70-х гг.

О масштабах экономической деятельности государства свиде­тельствуют следующие данные. В 70-х гг. государственные расходы составляли 40% всего валового национального дохода. На долю государ­ства приходилось около 50% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государство принадлежит нема­лая заслуга в освоении громадных территорий и их интеграции в еди­ное целое.

Государство выступает в качестве одного из крупных работода­телей. Так, не говоря о тех миллионах работников, занятых на госу­дарственных или в той или иной степени финансируемых государ­ством предприятиях, в федеральном Правительстве США трудятся около 2,9 млн человек. Из них лишь около 355 тыс. (12%) служат в Вашингтоне. Еще несколько миллионов человек работает на фе-


L


деральное Правительство по контрактам. Общее число гражданских служащих на уровне штатов и муниципальном уровне составляет около 13,5 млн человек, в том числе в 50 штатах 4 млн и 9,4 млн — в городских и сельских органах власти.

В стране с рыночной экономикой и политической демократией государство никогда не снимало с себя ответственности за хотя бы частичное поддержание инфраструктуры, без которой невозможно функционирование экономики. Строительство и поддержание в над­лежащем виде дорог, каналов, навигационных объектов на морских и внутренних водных путях, организация почтовой связи, учреждение университетов и содействие их деятельности с давних времен и по­ныне осуществляется прежде всего государственными структура­ми. Вместе с тем разрабатываются и законодательные меры, которые направлены на создание условий, мотивирующих предпринима­тельскую деятельность. Так, в Японии правовой базой оказания со­действия развитию малого и среднего предпринимательства стали принятые в 1963 г. законы об основах политики по отношению к средним и малым предприятиям, о содействии торговли и про­мышленности.

Одно из центральных мест в деятельности современного государ­ства занимает функция экономической стабилизации. Самая новая, в некоторых отношениях самая важная функция любого государст­ва заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т.е. помо­гать экономике обеспечить полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен. Этой функции придается большое значение в экономи­ческой литературе стран Запада как ее сторонниками, так и про­тивниками. Так, в США Закон о занятости 1946 г. возложил на фе­деральное Правительство правовую ответственность за обеспечение максимальной занятости, максимального уровня производства и мак­симальной покупательной способности (т.е. сохранение темпов ин­фляции на низком уровне).

Рыночная экономика никогда не существовала и не может су­ществовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Этот тезис тем более верен применительно к переходной экономике, в которой находятся Россия и другие страны СНГ. Переход к рынку нельзя понимать как полное устранение государства из экономиче­ской жизни и установление стихийно функционирующей, саморе­гулирующейся системы связей между хозяйствующими субъектами. Рыночная экономика не может нормально функционировать без активных действий со стороны государства.

Тип экономики зависит от типа общества, и перемены в эконо­мике связаны с переменами в обществе и государстве. Состояние



II. Проблемы теории государства


Глава


 


экономики зависит от состояния общества и от людей, в совокуп­ности составляющих общество. Верность этого тезиса подтверждается накопленным мировым опытом. Российский опыт свидетельствует о несостоятельности взглядов тех экономистов, юристов и поли­тиков, которые, приступая к реформированию экономики страны, исходили из того, что рынок сам по себе способен решать возни­кающие перед обществом социально-экономические проблемы, что магистральный путь увеличения эффективности национальной экономики лежит в направлении неуклонного сокращения роли государства в регулировании экономики. При этом игнорировался опыт так называемых новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые добились блестящих успехов в своем экономическом развитии именно благодаря активной ро­ли государства.

Трансформационные процессы перехода от административно-плановой к социально ориентированной рыночной модели эконо­мики объективно требуют адекватных целенаправленных действий со стороны государства, выполняющего в условиях перехода поми­мо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, ста­бильной государственно-правовой системы и смешанной экономи­ки, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.


МЕХАНИЗМ

ГОСУДАРСТВА

В СВЕТЕ КЛАССОВОГО

ПОДХОДА

М

ноговековой опыт подтверждает, что механизм всякого госу­дарства носит классовый характер, ибо механизм всякого го­сударства (как и любое государство) возникает по воле различных классов (групп людей, слоев и др.). Эти классы (группы людей, слои и др.) формируют государство, его органы, поддерживают их, живут и трудятся на территории государства, взаимодействуют с го­сударственной властью, низвергают ее и т.д. Механизм советского государства всегда был классовым: сначала это было государство диктатуры пролетариата и крестьянства, машиной подавления од­ного класса другим, затем диктатурой советов рабочих, крестьян­ских и солдатских депутатов. Даже когда в 60-х гг. прошлого века советское государство называли общенародным, оно продолжало оставаться классовым, т.е. выражать интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, партийной прослойки и т.д.

Однако надо признать: классовость классовости рознь. Одно де­ло — классовость рабовладельческого государства, второе — буржу­азного государства, третье — классовость советского государства, чет­вертое — классовость современного российского государства. Классы в каждом отдельном государстве совершенно разные: эксплуататоры-рабовладельцы и бесправные рабы, всевластные феодалы, с опре­деленными правами наемные рабочие у капиталиста, советские крестьяне, не имеющие права покинуть свою деревню или мест­ность без разрешения председателя колхоза (директора совхоза), наемные работники современного российского предпринимателя или олигарха.

Степень неравенства, владения собственностью и эксплуатации этих классов в разных государствах совершенно разная. Однако не­изменным остается одно: все государства по своей сущности клас­совые, т.е. создаются по воле самих людей, принадлежащих к тому или иному классу, на их территориях проживают совершенно раз­ные классы, последние далеко не равны (экономически, политиче­ски, социально и т.д.). Эти классы подвергаются разной степени



II. Проблемы теории государства


6. Механизм государства в свете классового подхода



 


эксплуатации, ущемлению прав, свобод. Всякое государство всегда создается и существует при наличии классов; бесклассовых госу­дарств не бывает.

Наиболее полное и высшее свое выражение механизм государ­ства в свете классового подхода получает в механизме современного буржуазного государства и в механизме советского государства (первое часто называют эксплуататорским, а второе — диктатурой рабочего класса и крестьян, машиной подавления классовых про­тивников). На этих типах государств при всех их различиях и осо­бенностях можно выяснить характерные черты государственной машины современного общества. В механизме современного буржу­азного государства имеются и специфические черты, вытекающие из тех исторических условий, в которых это государство выполняет сегодня свои функции: в условиях распада мировой социалистиче­ской системы, в условиях бесспорного кризиса коммунистической идеологии, глобализации, европейской и азиатской интеграции на­родов, бархатных и оранжевых революций, кровопролитных ло­кальных войн, актов терроризма.

В особенностях современного механизма буржуазного государ­ства проявляется его классовая природа и сущность, так как он, этот механизм, как и всякий механизм государства, представляет собой совокупность государственных органов, специально создан­ных для реализации возложенных на него законодательством клас­сово значимых целей, задач и функций. К основным элементам ме­ханизма классового государства относятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, административный (государ­ственный) аппарат, правительство, судебные органы, представи­тельные органы государства и общественные организации.

Исходное орудие власти этого государства сосредоточивается главным образом в армии, в карательных органах и деятельности чи­новничества. В распавшемся СССР это ярко проявлялось в руково­дстве всевластной и всесильной коммунистической партии и в рабо­те правоохранительных органов, прежде всего армии и КГБ.

Вооруженные силы — это аппарат непосредственного силового влияния на граждан, народные массы, когда это необходимо. Ар­мия — главный рычаг механизма классового государства. Она все­гда важнейшая его сила, необходимая ему для осуществления всех целей, задач и функций. В решающие моменты в жизни классового государства именно от нее, от армии, зависит судьба государства.

Во внутренней жизни классового государства такими момента­ми являются острые политические кризисы, восстание, революция, кровавые демонстрации, теракты и др. После того как другие сред­ства воздействия и подавления (полицейские меры, политические


маневры лидеров, прикормленных депутатов, обман граждан, де­зинформация и др.) оказались безуспешными и возникла прямая угроза открытого народного неповиновения, восстания масс, тем более, когда оно уже началось, государство прибегает к массовому военному подавлению непокорных как к последнему спасительному средству. Так произошло в СССР в августе 1991 г. Тогда в Москве народ восстал против незаконного ГКЧП. Из-за непрекращающего­ся ухудшения своей жизни, маневров коммунистических лидеров, обманов и т.д. он начал возводить у Белого дома, на центральных улицах столицы баррикады, и в итоге возникла прямая угроза со­ветской власти. Для устранения и подавления непокорных в столи­цу были введены армия, танки и пехота, спецподразделения. С по­мощью армии и иных силовых структур властвующая партийная элита начала открытую борьбу против своих противников.

Воинские силы нередко пускаются в ход для разгона или недопу­щения антиправительственных демонстраций, митингов и подавления забастовок. Иногда в ходе разгона армией демонстраций, митингов и забастовок дело доходит до применения оружия и кровопролития. Так, летом 1962 г. против забастовщиков — рабочих в Новочеркас­ске были выставлены вооруженные до зубов войска в усиление ме­стному гарнизону. Боясь восстания и не желая внять экономиче­ским требованиям рабочих, военные открыли по последним огонь из автоматов. Погибло немало невинных людей.

Для поддержания порядка в отдельных районах государства на­правляются военные подразделения, если местные воинские гарни­зоны недостаточны для того, чтобы вместе с полицией (милицией) установить, водворить порядок или умиротворить население. Все это определяется сущностью классового государства. Для подавле­ния недовольного населения, т.е. большинства своих граждан, на­рода, оно должно иметь в своем распоряжении наготове и в случае надобности пустить в ход вооруженную силу. Эта сила должна быть многочисленной, ибо направлена против крупных масс народа, и наиболее мощной, обладать всеми необходимыми видами воору­жения и кадрами, обученными для применения этих видов воору­жения. Именно такой вооруженной силой и является армия.

Во внешних отношениях классового государства наиболее от­ветственным моментом являются война или прямая угроза войны, необходимость или агрессивное намерение ее вести. И для этого тоже существует армия. По всем этим основаниям армию следует рассматривать как наиболее важный рычаг механизма классового государства, в котором ему и принадлежит первое место.

Армия классового государства устроена сообразно ее силовой, социальной природе. Так, в армии буржуазного государства это

L



II. Проблемы теории государства


6. Механизм государства в свете классового подхода



 


проявляется особенно рельефно. Эта армия, будучи массовой воо­руженной силой, состоит из разных слоев населения — рабочих, крестьян, служащих, интеллигенции и т.д. Ее состав противоречит тем классовыми задачами, которые на нее возложены.

Каким путем властные структуры буржуазного государства пы­таются устранить противоречие? Во-первых, социальным подбором преданных офицерских кадров. Они воспитываются в духе предан­ности своему отечеству и государству, т.е. властвующим группам людей, классам и элитам. Им обеспечивается ряд привилегий мате­риального и общественного характера. Внутри армии офицерство, особенно старшее и высшее, образуют своеобразную касту, иногда заметно возвышающуюся над солдатской массой.

Во-вторых, насаждением жесткой воинской дисциплины в сол­датской и офицерской среде с тем, чтобы обеспечить беспрекослов­ное послушание начальникам и их приказаниям. Дисциплина под­держивается главным образом строгими наказаниями, система которых разработана до мельчайших подробностей (уставами и обы­чаями). В-третьих, как правило, хорошо обустроенным воинским бытом и гибким воспитанием солдат. Казарменный быт армии рас­полагает к спокойной, сытой жизни. Воспитание солдата состоит в том, что ему постоянно внушаются нужные государству взгляды, порой в нем стараются вызвать и разжечь ненависть к противнику, потенциальным врагам.

Важнейшая задача властвующих структур государства — изоли­ровать армию, главным образом солдат и офицеров, от политиче­ской жизни в стране, чтобы в армию, прежде всего в ее низовую прослойку, не проникали вредные и разлагающие идеи. В результа­те всего этого властвующим структурам удается (как в мирное вре­мя, так и на войне) поддерживать моральный дух, уровень армии, т.е. необходимое подчинение приказам командования, заставить солдата не только воевать против другой страны в интересах клас­сового государства, но и когда это необходимо стрелять в собст­венный народ.

В современную эпоху, когда обнажаются истинные цели госу­дарства, а политическая сознательность и организованность людей зачастую достигает высокого уровня, трудно, а иногда и опасно ис­пользовать армию для карательных действий внутри страны. Армия может отказаться подчиняться властям и перейти на сторону наро­да. В августе 1991 г. советская армия, которая была введена в Мо­скву для подавления демократических сил, не поддержала сторон­ников власти — ГКЧП, а перешла на сторону народа. В результате пролилось мало крови, а могло быть иначе, тем более горожане вооружались. Иногда властвующие структуры с помощью своих во-


енных, в том числе отставных офицеров, формирует особое воен­ные организации. Примером являются «чернорубашечники» в Италии, «штурмовые отряды» в Германии, молодые националисты в Прибал­тике и в Молдавии.

Общая тенденция укрепления классового государства — непре­рывное увеличение армии как ее главной вооруженной силы. В не­которых государствах в силу особых исторических и социально-экономических условий это проявляет себя особенно заметно. Так было до Второй мировой войны в Германии и Японии, где военные во главе с генеральными штабами оказывали огромное влияние на политику государства, деятельность почти всех его органов, подчи­няя их делу милитаризации экономики, культуры и всей общест­венной жизни страны.

Заметное усиление милитаризма характерно в нынешних усло­виях для США и Великобритании — крупнейших государств совре­менного мира (в связи с ведением войны против Ирака, с угрозами Северной Корее, Ирану, Сирии и др.). В этих государствах после Второй мировой войны, а сейчас под видом борьбы с антидемокра­тическими диктаторскими режимами, международным террориз­мом, не только сохраняются, но и безудержно развиваются воору­женные силы, значительно превышающие потребности государства в вооруженных силах в мирное время. Ассигнования на армию и флот, как и на развитие военной техники в этих странах, во многом пре­восходят разумные ассигнования, в ущерб определенным интересам экономического и социального развития.

Роль военных значительно выросла не только в экономической, но и в политической жизни. В настоящее время большое число ру­ководителей государств — бывшие крупные военные, немало важ­ных административных должностей в современных государствах за­нимают военные чиновниками.

Полиция (милиция) также принадлежит к вооруженным орга­нам классового государства, но отличается от армии по своему на­значению и устройству. Ее назначение — поддерживать в обычных ус­ловиях общественный порядок правовыми методами, включая в себя методы систематического принуждения. Сфера деятельности поли­ции достаточно велика. В современном классовом государстве зада­чи полиции в сохранении властвующего общественного строя не­обычайно разнообразны. Отсюда огромные размеры полицейского аппарата, многообразие форм и методов его деятельности, диффе­ренциация и специализация отдельных видов полиции.

Известны примеры, когда полиция выполняла и политические функции. Ее задачей была надзор за деятельностью политических организаций, борьба против прогрессивных сил, слежка, шпионаж,



II. Проблемы теории государства


6. Механизм государства в свете классового подхода



 


провокации, убийства нежелательных лиц, собирание материалов о работе фирм и др. Это был важный орган государственного меха­низма. Полиция возглавлялась обычно особо доверенным лицом, ко­торое иногда принадлежало к виднейшим руководителям государства (например, руководитель политической полиции гитлеровского пра­вительства Гиммлер). Основная часть полицейского органа была законспирирована и обладала колоссальными материальными сред­ствами, обученными кадрами и действовала фактически бескон­трольно. Ей подчинялись в определенных отношениях и формах дру­гие виды полиции.

Обычная современная полиция (милиция) — это огромный и раз­ветвленный аппарат, призванный бороться прежде всего с различ­ными преступлениями и правонарушениями, охранять различные формы собственности общества. Она имеет свои тайные, законспи­рированные явки и кадры, хорошо вооруженные, специально обу­ченные и снабженные необходимыми материалами и техническими средствами.

Отдельные отрасли управления и области общественной жизни обеспечиваются и другими специализированными видами полиции (милиции). В современных условиях, особенно в крупных государст­вах, специализация полицейской (милицейской) службы исключи­тельно велика. Вот неполный перечень специальных полицейских служб, существующих в современных государствах: транспортная полиция (с подразделениями по видам транспорта), военная, по­граничная, таможенная, санитарная, экологическая, лесная, водная милиция, инспекция по безопасности дорожного движения и др. Управление полицией (милицией) централизовано в той мере, в ка­кой это необходимо для выполнения ее различных задач. Во многих государствах она объединяется министерством внутренних дел.

Существенным придатком вооруженных сил, полиции (милиции) и иных силовых органов являются исправительные учреждения, ко­лонии, тюрьмы и пр. Они образуют важную, составную часть госу­дарственного механизма. Их значение не только в том, что посред­ством их осуществляется перевоспитание осужденных преступников, наказание инакомыслящих, но и устрашение, предупреждение дей­ствий, направленных против установленного порядка и признанных юридически или фактически наказуемыми.

В условиях разразившихся межнациональных и иных конфлик­тов, когда властвующие структуры для удержания своих позиций в обществе прибегает к жестким мерам, эти учреждения как средст­во и в то же время как проявление власти государства, одного клас­са над другим приобретают решающее значение и могут выступать даже на первый план. Яркий пример — чудовищная карательная


машина германского государства фашистского периода с ее бесче­ловеческими лагерями, застенками гестапо и тюрьмами. Уничтожив и искалечив миллионы людей в самой Германии и за ее границами, они оставили страшный кровавый след в истории всего мира.

Для государства важны и органы государственной безопасности. Они занимают самостоятельное место в механизме любого классо­вого государства, выполняют специфические задачи и соответст­венно этому особым образом организованы и действуют. Наиболь­шего размаха их деятельность достигла в современном буржуазном государстве, особенно в связи с осуществлением им внешних функций. В частности, органы разведки посредством своей агентуры собира­ют в зарубежных государствах закрытые сведения об экономическом потенциале страны, особенно о промышленности и предприятиях во­енного значения, об изобретениях и открытиях, составляющих тайну, о ресурсах общества, особенно стратегических и дефицитных, о кон-тингентах трудо- и боеспособного населения, составе и состоянии вооруженных сил другого государства. С этой целью они любыми способами добывают секретные документы, чертежи, планы. Кроме разведывательной работы, эти органы занимаются подрывной дея­тельностью путем диверсий, провокаций, дезинформации, актов терроризма и т.п. Для проведения этого они создают сеть своих агентов, осведомителей, диверсантов, провокаторов, устанавливают связь с политическими и иными организациями на территории дру­гого государства, которые могут использовать для своей работы.

При помощи органов безопасности современные государства соз­дают за рубежом различные организации, которые им близки в соци­альном, политическом и иных отношениях, являются их зарубежной базой. Примером является деятельность американских спецслужб в Афганистане, Ираке накануне войны, Югославии, Иране, Сирии. Разведка широко использует дипломатический аппарат своего госу­дарства — посольства и консульства, а также зарубежных предста­вителей торговых, транспортных, культурных, религиозных и иных организаций своего государства.

В проведении внешней политики, подготовке и осуществлении военных и иных планов и операций специальным службам принад­лежит большая роль. Пример этому — организация и деятельность разведок разных стран с их многочисленными центрами в первые годы жизни демократической России сразу после распада Советско­го Союза.

Известно, что в классовом государстве правительству отводится огромная роль, которое является высшим органом государственного управления. В унитарном государстве — это только общегосударст­венный, центральный орган, в федеративном члены федерации



II. Проблемы теории государства


6. Механизм государства в свете классового подхода



 


                   
 
     
   
 
     
 
 
 


также имеют свои правительства. Правительство состоит из пре­мьер-министра (председателя), его заместителей и министров, воз­гла

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.