Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Происхождение государства и права — одна из сложнейших про­блем современной юридической науки. На протяжении всего существования советской власти в России и в других советских республиках доминировала одна концепция «происхождения», ко­торая была изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Сегодня после ухода с миро­вой политической сцены СССР, а с ним и советской формы госу­дарства ученые-юристы заговорили о самых разных теоретических подходах к проблеме происхождения государства и права: от суб­станционального, генезисного и до так называемого факторного. При этом одни напрочь отрицают старое, не предлагая ничего вза­мен, другие настолько свыклись с марксистским подходом, что и не собираются от него отказываться. А кое-кто просто рассматривает существующие теории происхождения государства и права либо пу­ти их формирования1.

Очевидно, плодотворным является подход, при котором разум­но, с учетом требований времени, грамотно используются все дос­тижения правовой мысли, в том числе марксистской. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высо­кой степенью четкости ответить на вопрос: как, каким образом возникли государство и право? Возникновение государства так же, как и возникновение права, неразрывно связано с появлением не­равенства между людьми, группами людей, классами и противоре­чий в обществе.

Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества, когда с ростом производительности труда возникает острая потребность в урегули­ровании сложных социальных ситуаций, противоречий, конфликтов между людьми и т.д., образуется частная собственность и общество раскалывается на слои, группы, классы. Это же касается и права. То есть государство и право возникают из внутреннего развития са-

1 См: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004. С. 5—6.


мого общества. С возникновением частной собственности и образо­ванием неравных слоев, групп людей и др. в обществе создаются непримиримые противоречия. Последствием этого и является государство.

Государство есть продукт общества на известной ступени своего развития; признание того, что это общество запуталось в неразре­шимых противоречиях с жизнью, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых в силах лишь с помощью специального аппарата, т.е. государства. И это действительно так. Известно, что до образования неравенства между людьми и воз­никновения государства и права человеческое общество существо­вало и развивалось в условиях первобытно-общинного строя.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства произ­водства. Причина того, что в первобытно-общинном строе существо­вала общественная собственность, лежит в низком уровне развития производительных сил, беспомощности обособленной личности, ее неспособности бороться за существование своими силами. Люди вынуждены были сообща добывать средства на жизнь, изготовлять орудия производства. Никто не мог в одиночку идти на охоту, рас­полагая одними орудиями из дерева и камня или даже появивши­мися позднее луком и стрелами. На зверя шли массой людей и одо­левали, убивали зверя совместными усилиями. Жилые постройки, лодки, важнейшие орудия труда также производились массой лю­дей, всем миром. В результате коллективного производства при­своение продуктов общего труда также становится коллективным. Общий труд вел к общей собственности на средства производства, равно как и на продукты производства.

Этот первобытный тип коллективного или совместного произ­водства был, конечно, результатом слабости отдельного человека, а не обобществления средств производства. При первобытно-общин­ном строе нет еще понятия частной собственности на средства производства, нет неравенства между людьми, эксплуатации, ущем­ления прав, свобод человека и т.д.

Долгое время люди жили в условиях так называемого перво­бытного стада, объединяясь в небольшие стада-коммуны. Еду они добывали собиранием плодов, кореньев, позднее — примитивной охотой, причем охотились лишь на мелких животных; жили в пе­щерах и на деревьях, одежды сначала вовсе не имели, позднее стали кутаться в звериные шкуры. Орудиями служили неотделанные кам­ни и палки. Этот период в жизни человечества называли в свое время «младенчеством человеческого рода» — низшей ступенью ди­кости. В таком состоянии человечество оставалось десятки, а веро­ятнее всего, сотни тысяч лет.



II. Проблемы теории государства


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.