ыяснить, что составляет суть предмета теории государства и права, было всегда не просто, а тем более сейчас, когда после распада социалистической системы и СССР низвергаются многие идеи и концепции государства и права, считавшиеся незыблемо прочными, а новые еще слабы и не оформились. И это вполне естественно. Ведь еще Гегель в предисловии «Философии права» отмечал: «Понятие предмета не является природным нашим достоянием... Мысль
0 праве не есть нечто такое, что каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и на ше познание должно быть поэтому научным»1.
Однако если придерживаться этой мысли Гегеля, то, естественно, возникает вопрос: что есть предмет теории государства и права, если до сих пор у юристов не выработалось четкого и «правильного мышления... знания и познания» предмета этой науки? Свидетельством этого, в частности, являются самые разные, противоположные определения предмета теории государства и права.
Вот некоторые из них: в рамках предмета теории государства и права выявляется, определяется и разрабатывается вся научная (общетеоретическая) проблематика юриспруденции, проблематика ее научной концепции и понятийного аппарата, ее системы и структуры, онтологических, гносеологических и аксиологических характеристик, ее места и роли в системе других наук (B.C. Нерсесянц). Предметом теории государства и права являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения и развития, а также объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их назначение и отношение к другим явлениям (Д.А. Керимов).
Теория государства и права имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процессы возникновения, становления и развития государства и права (М.Н. Марченко). Предметом теории государства и права являются политические процессы в государстве и обществе, их юридическое оформление
1 Гегель Г.В.Ф. Соч. М, 1990. Т. VII. С. 19.
__________________________________________________________ И
(В.Е. Гулиев). Предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования (В.М. Корельский и др.)1.
Очевидно, что эти определения, несмотря на то что в них концентрируется внимание на государстве, праве вообще, научной концепции юриспруденции и др., все же разные, разноплановые и по характеру, и по набору проблем и вопросов, и по объему, и по направленности. Все же остается без ответа вопрос, что является предметом теории государства и права применительно к современным ■ условиям общественной жизни?
Чтобы выяснить предмет любой науки на современном этапе, необходимо установить, что является объектом ее исследования, каков круг вопросов, которые в ней рассматриваются, каковы место, значение и роль этой науки в общей системе наук. При классификации наук необходимо руководствоваться следующим критерием: какие явления мира, предметы и стороны явлений и предметов изучает наука. Этим определяются ее характер и предмет, место и назначение. От этого зависит, следовательно, ее взаимоотношение с другими науками.
Такой критерий является не произвольным, а строго научным, так как исходит из объективного мира явлений, особенностей самих объектов исследования каждой науки. Многообразию мира явлений соответствует многообразие наук. И чем разносторонним и глубоким само познание человеком объективного мира, тем больше дифференцируется и специализируется накопленный наукой материал. Появляются новые самостоятельные отрасли науки. Но так как наука отражает деятельность людей и призвана помогать решению практических вопросов, система наук находится в тесной связи с практикой, которая вызывает к жизни новые явления и устраняет старые, с развитием общественных отношений, культуры, духовной среды, учреждений, информационной техники и т.д.
Нет и не может быть вечной и неизменной для всех времен и народов пригодной системы наук. Система научных дисциплин меняется и развивается вместе с развитием общества. Так, система юридических наук в последние годы пополнилась такими новыми направлениями, как финансовое, экологическое, предпринимательское, коммерческое, компьютерное право. Изменения, происходящие в системе наук, характере, предмете каждой науки, имеют под
1 См., например: Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. М., 2001. Т. 1. С. 12.
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
собою объективные основания, а не являются следствием какой-либо произвольной группировки знаний и проблем отдельными учеными и преподавателями.
Установить предмет теории государства и права — значит выяснить, какие явления действительности, стороны этих явлений изучаются в данной отрасли знания. Из самого названия дисциплины, да и из вышеприведенных определений, понятно, что она относится к группе общественных наук. Ее предмет — государство и право как общественные явления.
Государство — это особая универсальная политическая организация общества, обладающая публичной государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие прежде всего интересы доминирующего социального слоя людей (класса, элиты и др.), но и выполняющая «общие управленческие дела» для всех граждан и осуществляющая специфический арбитраж в обществе. Право — это совокупность или система правил поведения (норм), выражающих государственную волю общества, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.
Таким образом, теория государства и права имеет дело с определенной частью общественных явлений, государствоведческих и правовых, т.е. с государством и правом в их взаимосвязи и взаимодействии.
Сопоставим эту науку с такими общественными науками, как экономическая теория (ее предмет — экономика, экономические отношения в обществе), политология (предмет — политические системы и политическое сознание общества), психология (предмет — механизм регулирования психологического поведения личности), этика (предмет — этические правила и отношения членов общества). Не сложно понять, чем она отличается от других наук: у нее свой, особый предмет — государство и право. Это общественные явления, отличающиеся от экономики, политических систем, политического сознания, этических отношений и т.д. (хотя теория государства и права с этими науками пересекается).
Или сопоставим ее с такой всеохватывающей наукой, как философия. Философия изучает наиболее общие закономерности развития природы общества и мышления. Теория государства и права в отличие от философии изучает только закономерности развития общества и при том в части его государственно-правовой формы существования. Решая собственные проблемы, теория государства опирается на выводы философской науки, из нее в значительной мере черпает свои идеи и воззрения. Философские представления
(например, о том, каким должно быть гражданское общество) во многом определяют суждения и выводы правоведов о конкретных государственно-правовых явлениях, государстве и праве. Вместе с тем, поскольку государство и право имеют свои специфические закономерности, на их исследовании и акцентирует свое внимание теория государства и права.
Тесная связь существует между теорией государства и права и историей государства и права. Предметом истории государства и права является фактическое, длившееся в течение известного промежутка времени развитие государства и права в отдельно взятой стране или в группе стран. Задача истории — точное, научное, систематическое изложение и объяснение процессов, фактов событий, имевших место в определенный период. Ее материал располагается в хронологическом порядке, по периодам.
Подлинно научная история государства и права: ее периодизация, характеристика каждого периода, оценка того или иного юридического памятника, выяснение причин, вызвавших изменения в данном государстве, законодательстве, в правовой системе и пр., — предполагает правильное понимание самой сущности государства и права, значение общих закономерностей их развития. В то же время теория государства и права приходит к своим утверждениям путем изучения и теоретического обобщения исторического материала, анализа конкретных исторических событий, процессов, фактов.
Близок по содержанию к теории государства и права предмет истории политических и правовых учений. По существу, история политических и правовых учений — это история самой теории государства и права в ее развитии. В этой истории теория предстает в виде различных концепций анализа государственно-правовой действительности. Взгляды мыслителей древности, Средневековья и позднейших исторических эпох на те или иные явления государства и права позволяют выявить историческую значимость соответствующих проблем, показать преемственность в возникновении и развитии государственно-правовых идей, раскрыть истоки зарождения государственно-правовых ценностей, показать механизм их закрепления в общественном сознании.
Возникновение государства и права связано с появлением классов, неравенства, эксплуатации людей в обществе, необходимостью регулирования усложняющихся социальных отношений, конфликтов и т.д. Существование государства и права неотделимо от существования последних факторов. Поскольку люди, неравенство между ними, регулирование отношений, социальные конфликты, социальные противоречия, правонарушения и пр. вечны, то и государство и право в том или ином виде никогда не отомрут. Они тоже вечны и могут исчезнуть лишь с исчезновением людей, человечества.
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
Спорно долгое время признававшейся абсолютной истиной определение предмета теории государства и права как теории о возникновении, развитии и отмирании (!) государства и права, и что она, теория, выражает интересы только господствующего рабочего класса, а этим интересам не противоречат интересы науки о государстве и праве1. И сегодня есть немало теоретиков государства и права, которые возражают против подобной оценки перспектив предмета. Для них по-прежнему государство и право не вечны, они с исчезновением классов, неравенства, эксплуатации людей и пр. отомрут, исчезнут. Кое-кто даже утверждает, будто они вскорости начнут «засыпать», превращаться в элементы общественного самоуправления. Эти и им подобные выводы не подтверждаются жизнью.
Государство и право как вечные явления неразрывно связаны между собой и переплетаются в своем построении и действии. Устройство государства, организация его механизма, органов, учреждений находят свое выражение и закрепление в правовых нормах. Повседневная деятельность государства, осуществление его функций включает в себя написание и принятие правовых норм, их непосредственное применение, обеспечение их действия.
Что касается права, то оно немыслимо и невозможно без государства, которое силой своей власти придает правовым нормам общеобязательный и регулятивный характер. Право тесно связано прежде всего с аппаратом, способным принуждать к соблюдению соответствующих норм. Таким аппаратом может быть и является государство, его органы.
Каждому известно, какую большую роль играют государство и право в жизни нашего общества. Понятно, почему вопросы государства и права привлекали к себе огромное внимание людей, начиная со времен глубокой древности. Особенно большое значение приобретают эти вопросы в наш век в связи с демократизацией российского общества, развитием рыночных отношений, бизнеса, внедрением в нашу жизнь интернета, глобальным изменением климата, борьбой с неизлечимыми болезнями и др. Правильная ориентация правоведов и рядовых граждан в вопросах государства и права — одно из важнейших условий для успеха их борьбы за переустройство российского общества на демократических рыночных началах, сохранение жизни на Земле.
Теория государства и права, дающая подлинно научное знание этих важных общественных явлений, есть одна из основных общественных наук. Но, как известно, государство и право изучаются не только этой наукой — теорией государства и права. Помимо нее,
существуют многочисленные юридические дисциплины: государственное право, административное, уголовное, гражданское, предпринимательское, семейное, международное право, уголовный и гражданский процесс, финансовое, информационное право и др. Они называются отраслевыми, или специальными, дисциплинами. Само их название указывает на то, что каждая из них изучает отдельную отрасль права, отдельную часть правового материала, отдельную группу правовых отношений, а не всю систему права как определенную совокупность и единство всех отдельных отраслей права.
Каждая из таких дисциплин изучает определенную, более или менее ограниченную систему норм и область деятельности государства, например по борьбе с преступностью (уголовное право), в области собирания и распределения денежных средств (финансовое право), по организации и регулированию информационных систем и отношений (информационное право). Она может иметь своим предметом устройство и задачи отдельных органов государства, деятельность органов государства, например судоустройство, устройство и задачи судебных и прокурорских органов, устройство, задачи и деятельность органов управления (административное право).
В отличие от отраслевых дисциплин теория государства и права имеет своим предметом государство и право, взятые в целом. По отношению к отдельным отраслевым дисциплинам она выступает как наука общего характера, общая фундаментальная теория. Она изучает вопросы, которые имеют общее, методологическое значение для всех наук о государстве и праве. Это вопросы, которые связаны с тем общим, что имеется в самых различных отраслях государства и права. Или, как отмечал B.C. Нерсесянц, в этом случае речь идет о теории права и государства, предметом которой является «общая теория всей юриспруденции как единой самостоятельной, системно целостной науки». Или, предметом этой общей науки «таким образом, являются общенаучные основы всей юриспруденции, ее предмет и методология, ее система и структура, ее онтология, гносеология и аксиология»1. Однако сразу возникает вопрос: каково место общей теории права и государства в системе научного правового знания? Какие научные проблемы ставятся перед этой теорией?
Теоретики права и государства давно установили, что необходимость исследования государства и права общенаучными средствами имеет теоретическое и практическое значение не только для общей теории права и государства, но и для комплекса юридических наук. Оно важно в целях обогащения иных научных дисциплин знаниями функционирования государства и общества в их непосредственной данности, в том числе повседневной жизни людей,
См., например: Теория государства и права. М., 1949. С. 13.
1Нерсесянц B.C. Предмет и метод общей теории права и государства. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма, 2001. С. 2.
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
складывающихся между ними отношений, т.е. всего того, что получает выражение в правовой сфере. Организуя управление, регулируя отношения между людьми, государство и право учитывают социальные, психологические, интеллектуальные, моральные и иные особенности людей, их разнообразные возможности, интересы, устремления и т.д., тем самым ориентируя комплекс наук на изучение этих особенностей в их взаимосвязи и единстве.
Государственная деятельность, правовое регулирование соответствующих отношений выступают в роли инструмента познания комплекса естественных, технических и общественных наук. Так, возрастающая компьютеризация общества влечет за собой не только огромные блага и прогрессивные преобразования, но и определенные негативные последствия на личностном, коллективном и общественном уровнях. Компьютеризация превращает труд человека в юридической сфере из области предметной в область операций с модельными, знаковыми символами. Всесторонность этого труда как средство развития сознания в определенной мере исчезает, он становится все более односторонним, узким, прагматичным.
Субъект права (человек) порой замыкается на себе, общается в основном с компьютером и виртуальной средой, превращается в своеобразный придаток техники. Эта опасность реальна, из возможности она может превратиться в действительность, если сейчас не позаботиться, чтобы разрабатываемые учеными информационные системы ориентировали работающих с ними людей не только на формальное, но и на образное мышление. Эта задача сложная, но поиск ее решения, в том числе с помощью государства, правовых средств и данных юридической науки необходим для снижения негативных последствий компьютеризации и информатизации общества. До сих пор юридические науки и иные отрасли научного знания были мало озабочены этой проблемой, хотя ее актуальность возрастает и будет возрастать по мере развертывания компьютеризации и информатизации общества.
Нельзя недооценивать и роль общей теории права и государства в решении этой проблемы, способной выдвинуть для законотворчества рекомендации по правовому ограничению «отчужденных систем всемирной паутины» и поощрению тех компьютерных разработок, которые оптимально сочетают механический и творческий труд. Законодательные акты могут даже запретить создание информационных систем, не ускоряющих, а тормозящих продвижение людей к свободному труду, который должен иметь общественный, творческий и гуманный характер.
Актуализируется исследование проблем правовой информатики, кибернетики и математики в связи с предстоящей компьютеризаци-
ей законотворческого процесса, правоприменительной практики и совершенствования системы государственного управления. На современном этапе развития юридической науки задача повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения может быть, в частности, решена не только применительно к законодательству, но и в отношении каждой отдельной нормы и статьи закона. В связи с необходимостью сокращения численности государственного аппарата, достигшего сегодня небывалых и неоправданных размеров, возникают проблемы, связанные с трудоустройством высвобождающихся государственных служащих, их переквалификацией и использованием, обеспечением социальной справедливости при решении вопросов жизнедеятельности этих работников и т.д. Очевидно, все это будет нуждаться в заботе государства, правовой регламентации этих процессов и явлений и, следовательно, расширении и углублении познания общей теории государства и права, юридической науки с помощью информационной техники, включая интернет.
Первоначальная увлеченность относительно перспектив развития правовой информатизации обещала быстрое развитие этого нового направления в общей теории права и государства, юридической науке вообще. На основе общих идей науки информатики в тот период были созданы и апробированы методики автоматизированной справочной информационной службы в области законодательства, дактилоскопической и графической идентификации, другие прикладные разработки, изданы учебники и научные труды. Идеями и разработками успешно воспользовались ученые других стран, а у нас тем временем успешно начатая работа постепенно затухала и в конце концов свелась к разработке разноплановых справочных информационных комплексов. Причина этого, помимо прочего, стало отсутствие в общей теории права и государства фундаментальных исследований в данной области, что привело к некоторому сокращению прикладных разработок. Необходимо незамедлительно восстановить и интенсифицировать исследования в этом перспективном направлении, привлекая к ним также специалистов теории государства и права и иных отраслей знаний.
Исследование труда, равно как и различных сфер юридической деятельности человека, не должно ограничиваться рамками естественных наук. Человек не только часть природы, но и социальное существо, участник правоотношений. Он является сознательным производителем материальных и духовных ценностей, а мотивы его созидательной деятельности обусловлены и его сущностью, и образованием, и моральным обликом, и ценностными ориентациями, и характером общения с другими людьми, и поведением. Все это —
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
область общественных наук, призванных на основе биосоциальных данных исследовать человека как субъекта познания, деятельности и общения. Действительно, невозможно плодотворное решение проблем общей теории государства и права без профессиональных знаний философии, социологии и этики; государственного и административного права — без взаимодействия с политологией и наукой управления; гражданского, трудового и предпринимательского права — вне органической связи с общей и отраслевой экономикой; уголовного и исправительного права — без психологии, педагогики, этики; международного права — без теории международных отношений, вне глобальных проблем мирового сообщества и т.д.
В научной литературе сегодня активно обсуждаются также многие вопросы евгеники, клонирования, патернализма, пересадки органов, пробирочного зачатия и иных аспектов биосоциальной и биоэтической проблематики. Причем эти обсуждения носят порой нравственную направленность, хотя понятно, что без подключения к ним общей теории государства и права едва ли будут достигнуты эффективные результаты. Опасность же иных экспериментов над людьми может принести огромный и непоправимый вред. Именно поэтому необходимо в эти направления исследований интегрировать третий компонент — общую теорию государства и права, прежде всего международное право, с помощью которого можно установить мораторий на некоторые эксперименты во всех странах.
Общая теория государства и права сливается, растворяется во всех науках. Ее отличие от них состоит в том, что государство и право имеют дело с человеком и обществом, с теми или иными особенностями, возможностями и правовым поведением человека. В то же время право отражает и тот интерес, который проявляет человек к государственным структурам, нуждаясь в их поддержке, охране и обеспечении. Игнорирование этих отличий общей теории государства и права от иных наук, отказ от ее гуманного аспекта опасно. Однако чрезмерная нормативизация общей теории государства и права отрицательно сказалась на раскрытии государства и права в их гуманитарном измерении, познании особенностей человеческого фактора в правовом регулировании отношений между людьми. Необходимо восстановить в теории права и государства традиции и все ценное, чем богаты не только естественно-правовая школа, историческая и психологическая концепции права, этико-правовые исследования, но и экспериментальная юриспруденция и другие новейшие направления юридической мысли и практики.
Общая теория государства и права как фундаментальное направление юридической науки занимает важное место в системе научного правового знания, всемерно способствует развитию пред-
мета самой теории государства и права и методологии всех других наук о государстве и праве. Она как высшая ступень познания проблем государства и права объединяет в себе весь набор отраслей права и устраняет ту неразбериху в юриспруденции, когда та или иная отрасль либо подотрасль правового знания безосновательно объявляется то самостоятельно теорией, то самостоятельно наукой. Хотя и в отдельных отраслях права можно выделять и исследовать немало общего и всеохватывающего с точки зрения теории и методологии. Так, всеохватывающим для всех отраслей права является то, что все они имеют общесоциальный, демократический характер; возникают в результате революционного либо эволюционного устранения права тоталитарного государства; воплощают в себе демократизм нашего общественного и государственного строя; выражают в современных условиях и закрепляют за собой государственное управление обществом со стороны свободных людей; всем им чужд формализм тоталитарного права; они служат цели построения гражданского общества и правового государства и т.д.
Следовательно, теория государства и права выясняет эти черты, свойственные праву, взятому в целом, и тем самым разрабатывает проблемы и вопросы, имеющие всеобщее значение для всех отраслевых юридических наук. Эти черты обычно проявляются в отдельных отраслях права и государства по-особому, находят свое конкретное, специфическое выражение, сохраняя, однако, одну и ту же общую им социальную сущность, одни и те же общие принципы.
Особые черты права, его отличие от других регуляторов общественных отношений изучаются всеми правовыми дисциплинами, но изучение это не всегда одинаково. Теорией государства и права они исследуется для характеристики нашего государства и права, в отраслевых дисциплинах — для выяснения того, как в этой отдельной области права конкретно проявляет себя характер, сущность, назначение государства и права, роль их в жизни общества.
Нет и не может быть права вообще как чего-то вечного, неизменного, застывшего. Есть право определенного общества, определенной страны, определенной эпохи. Право — явление динамичное, саморегулирующееся, самоуправляемое. Вот почему теория государства и права не трактует о государстве и праве вообще, о вечных и неизменных категориях и принципах права, а проводит четкое различие между известным истории и современности историческими типами государства и права, концентрируя свое внимание на выявлении всех признаков и особенностей государства и права как определенного типа государства и права (постсоветского циви-лизационного типа).
Без общих теоретических понятий, как, например, понятия государства, права, механизма государства, его функций, правовой
L
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
Г
нормы, правоотношений, правового регулирования, юридической ответственности, правовой информации, невозможно установить различия между государством и правом разных эпох и стран, выявить признаки и особенности российского государства и права от государства и права других стран. Без этих общих понятий нельзя обойтись при изучении любой отрасли права. Такими отправными для любой отраслевой дисциплины в системе юридических наук и являются те общие, фундаментальные понятия, теоретические положения, которые выработаны современной теорией государства и права.
Итак, теория государства и права включает в себя теоретические положения общие, обязательные для всех отраслевых дисциплин. Было бы неверно полагать, что теория государства и права является наукой подсобной, вспомогательной по отношению к отраслевым дисциплинам, лишь «выводит за скобки» те общие, фундаментальные вопросы, которые содержатся в различных юридических дисциплинах, и отвечая на эти вопросы, лишь дополняет собой эти дисциплины в учебных, методических целях только для того, чтобы не возвращаться к этим общим проблемам в каждой отраслевой дисциплине.
Теория государства и права разрабатывает и освещает такие коренные вопросы, как понятие, сущность и формы государства и права, причины и условия их возникновения, закономерности их развития в связи с развитием общества, различные исторические типы и формы государства и права, характер и задачи государства и права, судьбу государства и права в свете мировой глобализации и интернета. Теория государства и права выясняет природу государства и права как общественных явлений, их связь с другими общественными явлениями: экономикой, политикой, правосознанием, духовностью, нравственностью, этикой, информатикой, управлением и др. Она выясняет формы, в которых создается и выражается право, способы, которыми обеспечивается соблюдение его норм, его роль и значение в регулировании различных общественных отношений.
Теория государства и права дает самые значимые исходные положения для всех отраслевых юридических дисциплин. Последние при исследовании и изложении своих основных проблем исходят из тех положений, принципов, понятий, которые она формулирует. Теория государства и права не может основываться лишь на том материале, который содержится в отдельных юридических дисциплинах и ею обобщается. Это обусловлено прежде всего широтой предмета этой юридической науки, который охватывает такие явления общественной жизни, как государство и право, их закономерности возникновения, функционирования и развития, а также особенности правового регулирования в обществе на основе разнообразной информации.
Установив закономерности, люди строят в соответствии с ними свои отношения. Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.
Необходимо различать общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией, теорией управления, информатикой и другими науками. Теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих и других наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем, поскольку государство и право — специфические общественные явления, для них характерны закономерности, свойственные только им. Теория государства и права изучает специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Но предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями. Он включает в себя и разнообразные специфические вопросы, характеризующие государство и право с точки зрения целеполагания формы, функций, механизма регулирования, информирования, эффективности, а также основные понятия, общие для всех юридических наук и отдельных дисциплин.
Предмет теории государства и права — это динамичная категория, которая постоянно уточняется. В течение последних лет в юридической науке идет дискуссия о возможности выделения из состава теории государства и права сначала теории государства и теории права либо философии государства и права и социологии государства и права. Кстати, ближе к истине позиция Б.Н. Малькова, который справедливо ставит вопрос только о выделении из теории государства и права философии права1.
Хотя теория государства и теория права действительно имеют свои собственные проблемы (например, о механизме государственного управления — в теории государства и о структуре правовой системы — в теории права), тем не менее они не могут успешно развиваться вне рамок единой науки. Это обусловлено тем, что государство и право не только возникают одновременно и существуют в силу одних и тех же социальных причин, но и функционируют
См.: Мальков Б.Н. Философия права: Курс лекций. М., 2006. С. 18—37.
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
Г
в тесной взаимосвязи. Недаром долгое время в юридической науке обсуждалась идея о том, что государство создает право. В структуре любого учебного курса обычно выделяются теория государства и теория права. Но эти дифференциация проводится исключительно в учебных целях. Она вовсе не доказывает, что в рамках теории государства и права мы имеем дело с двумя науками. Ключевые проблемы (например, о сущности государства и права) раскрываются посредством анализа одних и тех же социально-экономических, исторических, нормативных и иных факторов, которые обусловливают происхождение, функционирование и развитие одновременно и государства, и права. Иногда можно встретиться и с более радикальным предложением изучать вопросы теории государства и права исключительно в рамках теории права. В этом случае вопросы теории государства были бы фактически отданы конституционному праву и другим отраслевым наукам.
Можно утверждать о единой науке и учебной дисциплине теории государства и права, а также о самостоятельном существовании и преподавании как вытекающих из предмета теории государства и права, общей теории государства и права, социологии права, философии права и др. Нет ничего предосудительного, если в рамках общепринятых отраслевых юридических наук будут разрабатываться и преподаваться (в системе отраслей) свои частные отраслевые теории — государственного, административного, гражданского, предпринимательского, уголовного, гражданско-процессуального права и др. Найдут более четкое место в науке и сторонников разрабатываемые либертарная теории права и государства, государственной власти, правотворчества и систематизации законодательства, правоотношений, юридической процедуры, правового государства, прав и свобод человека и гражданина и др.
Большое значение приобретает рассмотрение в рамках предмета теории государства и права особенностей правового регулирования в обществе на основе информации. Если ставить вопрос шире, то речь идет о проблемах правовой информатизации общества, информационного и компьютерного права. Если две первые проблемы — правовой информатизации общества и информационного права неплохо исследованы в теории государства и права и признаются, то проблема компьютерного права в общетеоретическом плане поставлена недавно, и она выдвинула перед теорией государства и права новые вопросы. Это, в частности, комплексное изучение системы норм, регулирующих отношения в так называемом виртуальном пространстве (наряду с реальным), т.е. компьютерные отношения, различные аспекты теории права виртуального пространства, правоотношения в интернете, субъекты информационно-правового об-
мена, электронных сделок, правовая организация сетей, сайтов, доменных адресов, юридическая ответственность субъектов компьютерных отношений и др.'
Методы теории государства и права тоже имеют немало проблем, связанных после распада социалистической системы и советского государства с очевидным кризисом марксистско-ленинской методологии вообще и государства и права, в частности. Прежняя марксистско-ленинская методология не знала таких явлений и понятий, как всемирная глобализация политики, экономики, государства и права, мировое информационное общество, всемирная паутина «Интернет», борьба человечества за выживание из-за неуправляемых природных катаклизмов, неизлечимых болезней и т.д. Да и теоретики права наряду с понятием «реального» права начали говорить о «виртуальном праве интернета», исследовать не только материю, но и проблемы зримой и незримой правовой материи, юридической догмы, модификаций в праве, юридических конструкций и т.д. И все это требует новых подходов к анализу методов теории государства и права2.
Поскольку теория государства и права оперирует не только определенной совокупностью методов, а огромным набором средств и принципов исследования проблем государства и права, то нужно вначале утверждать не о конкретных методах исследования, а о методологии этой фундаментальной отрасли правовых знаний. Когда речь идет о методологии теории государства и права, часто возникают вопросы: существуют отдельно методы исследования государства и методы изучения права? Какие методы применяются наиболее часто или являются лишь методами теории государства и права, отличаясь от общих методов отраслевых и прикладных юридических наук?
Многие методы познания универсальны, но степень «приложения» того или иного метода применительно к отдельному объекту либо предмету и особенности, приобретенные им вследствие этого, становятся настолько очевидными, отличительными, что можно утверждать о состоявшемся способе познания государства и права, хотя подобный метод успешно используется и в других науках. Для теории государства и права — это методы системного и сравнитель-
' См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов В.Н. Информационное право. СПб., 2001; Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998; Просвирин Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. Воронеж, 2000; Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права. М., 2000; он же. Право и Интернет. М.: Норма, 2003.
2 См., например: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. С. 74—82, 238—302; Керимов Д.А. Методология права. М., 2003.
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
ного правоведения, формально-логический метод, а также конкретных правовых исследований, правового моделирования и т.д.
История развития науки подтверждает, что ни одна из наук, даже самая развитая, не может ограничиться одним методом познания. Каждая наука имеет свою методологию, состоящую из основополагающего (философского) подхода, обще- и частнонаучных методов. Между предметом и методом в науке не существует «непреодолимой стены», однако вопрос о методе и методологии науки — вопрос самостоятельный.
Под методологией теории государства и права понимается применение совокупности определенных принципов, категорий, приемов и методов исследования государственно-правовых явлений и процессов. В этом определении отражены основные элементы, составляющие методологию теории государства и права. Важно обратить внимание на первостепенную значимость философского подхода, философского мировоззрения. Именно философия создает фундамент, основу понимания общих направлений развития государства и права. Это своего рода ключ к их осмыслению.
К числу основных философских методов, традиционно выделяемых наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический подходы. Теория государства и права, используя диа-лектико-материалестический метод, делает акцент на том, что государственно-правовая действительность поддается познанию, вследствие чего становится возможным целенаправленное воздействие на нее.
В условиях советской действительности методологической основой юридических исследований служил исключительно диалек-тико-материалестический подход, что диктовалось одной монополией на власть со стороны коммунистической партии. Конституция РФ 1993 г. закрепляет «идеологическое и научное многообразие», поэтому исследователю нет необходимости строить свои выводы на основе какого-либо одного философского подхода. Но это не означает, что те или иные методы, избранные автором, не подлежат их оценке с точки зрения научности.
Выразители диалектико-материалестического подхода к изучению государства и права исходили (да и сегодня некоторые ученые еще исходят) из идеи соотношения базиса и надстройки. Базис общества образуют производственные отношения, т.е. отношения людей в процессе производства и движения общественного продукта от производства до потребителя. Содержание производственных отношений определяется характером производственных сил, под которыми имеются в виду субъективные (человек) и вещественные (техника, информация) элементы, участвующие в общественном
производстве. Производительные силы находятся в состоянии постоянного изменения, что вызывает, в свою очередь, изменения в составе производственных отношений. Над базисом возвышается надстройка общества, в состав которой входят идеологические отношения, взгляды и учреждения соответствующего общества.
Государство и право рассматриваются в свете этого подхода как составные элементы надстройки. Считается, что государство и право как элементы надстройки не только предопределяются базисом, но могут оказывать и обратное влияние на него. В подходе к сущности государства и права определяющим является классовый подход, который считался верным для государственно-организованного общества в течение всего периода его существования.
В современных условиях многие прежние сторонники марксизма-ленинизма пересмотрели свои взгляды относительно философских основ теории государства и права, предпочитая говорить о характерной для этой концепции тоталитарности мышления. При этом как-то осталась в стороне идея о том, что в этом подходе было немало идей, оправдавших себя на практике. К их числу относится, например, изучение конкретных социальных явлений во взаимосвязи с иными явлениями (экономикой, политикой, моралью, культурой, с классовым подходом и т.д.), с учетом специфических условий их существования и развития. Ныне многим становится понятно, что борьба с тоталитаризмом в сфере науки не должна трансформироваться в новый тоталитаризм, заключавшийся в ничем не обоснованном отказе от всего того, что может напоминать прошлое.
Сегодня в теории государства и права нет места научному тоталитаризму и тем более авантюризму. Многие теоретики государства и права успешно исследуют в свете философского подхода проблемы материи, сознания, классового подхода, необходимого разнообразия, информации и т.д. И наибольший интерес представляет новое осмысление фундаментальных проблем материи и материальности в праве.
В правовой науке наряду с признанием и использованием понятия материи формулируется понятие правовой материи, под которой понимается объективная, во многом «видимая и даже невидимая» социальная реальность (т.е. тело, вещество права, тексты законов, правовые ситуации и др.), выражающая структурированность права, юридическую организацию его содержания и которая дана нам в ощущение и пользование на практике. Отталкиваясь от этих констатации, закономерно ставится значительное число философских проблем: формулирование более точного понятия правовой материи вообще; анализ соотношения догмы права и правовой материи (догма права — это юридические нормы, источники права,
I, Проблемы предмета и методов теории государства и права
их действие, императивно, иные связанные с этим юридические явления, которые рассматриваются лишь одной стороной правовой материи); исследование зримой и незримой правовой материи (зримую правовую материю можно увидеть, взять в руки, т.е. это источники права, законы, иные нормативные правовые акты, юридические знаки, символы, а незримую не увидишь, не потрогаешь, т.е. это правовое поведение, правовая информация, юридические идеи, мысли); характеристика правовых средств и их модификаций (ведется анализ норм закона как юридических средств и осуществляется их «перенос», применение в области судебной деятельности, затем осуществляется их «превращение» в идеи, принципы); анализ правовых ситуаций (анализ юридических фактов, составов совершенных преступлений, иных неправомерных действий, актов и др.); изучение юридических конструкций (анализ субъективных прав, юридических обязанностей, правовой защиты, юридических гарантий и др.). При этом считается важным исследование правовой материи как «жесткого организма и живого права», а также вытекающих из этого фундамента явных «философских идей и принципов»1.
По-новому должны быть переосмыслены и проанализированы общепризнанные философские понятия, которые давно используются в области теории государства и права и иных юридических науках. Среди них — историческое и логическое, явление и сущность, содержание и форма, система и структура, анализ и синтез, цель и средство, прогноз и конкретно-правовое исследование, право и законодательство, сознание и интеллектуальность, социальный и психологический аспект правового бытия, свобода, равенство и равноправие, управление, законность и правопорядок и др.
Представители иного философского направления — идеализма связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В прошлом столетии получили распространение различные варианты объективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся, например, прагматизм, аксиологический подход и интуитивизм.
1Алексеев С.С. Указ. соч. С. 238—302.
Согласно основным постулатам прагматизма понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами. Аксиологический подход представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц. В последнее время аксиологический подход используется и сторонниками диалектического метода, которые, однако, по-своему интерпретируют понятие ценности.
Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство. Однако, что есть в этом случае состояние мистического соединения и что такое бог для современных исследователей государства и права? Верующих в бога, мистику, собственное душевное вдохновение сегодня в России немало. После поражения марксистско-ленинской идеологии в борьбе с другими воззрениями их становится все больше и больше. В рамках теории государства и права недостаточно в общем плане рассматривать проблемы взаимодействия государства, религии и церкви, права и церкви, а настало время более серьезно исследовать проблемы духовности, государства и права, взаимоотношений различных конфессий и государства в условиях многополярного мира, понимания верующими сущности, содержания и задач современного государства, их отношения к нормам права и соблюдению этих норм, правосознания православных, мусульман, иудеев.
К числу общенаучных относятся методы, которые в отличие от философских не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. Это, например, методы анализа и синтеза, историзма, системный, функциональный, герменевтический и др. Теоретики государства и права выработали свое видение этих методов, причем порой оно несколько отличается по содержанию от представления об этих методах в других науках.
Анализ явлений и процессов в области государства и права обычно предполагает разделение их на части и последующее изучение каждой из этих частей. Так, в категории «система права» выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, института и нормы права. В отличие от анализа синтез — это изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Так, когда речь идет о праве, предполагается изучение в единстве правовых норм, правовых обычаев, религиозных норм.
I. Проблемы предмета и методов теории государства и права
Анализ и синтез не просто связаны между собой, но дополняют друг друга. В соответствии с методом историзма к государственно-правовой действительности надо подходить как к изменяющейся во времени, развивающейся. В различных философских системах рассматриваемый метод трактуется по-разному. Если, например, в марксизме при объяснении причин развития общества, государства и права приоритет отдается экономике, то в немарксистских учениях — идеям.
Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Государство и право и сами могут рассматриваться в качестве системы. В этом случае внутрисистемные связи анализируются в рамках самого государства и права. С системным тесно связан функциональный метод, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, юридической ответственности, коммуникации и т.д.).
Герменевтический метод, используемый в правоведении, исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения. Он нуждается в истолковании на основе «внутреннего опыта» человека и его непосредственного восприятия «жизненной целостности». Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху. Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки.
Наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют непосредственно получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, моделирования, социально-правового эксперимента, кибернетический, сравнительно-правовой. Они в теории государства и права имеют свою специфику. Так, при исследовании государства и права метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку социально-правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности правовых норм, выявление престижа права в обществе и эффективности правового регулирования.
Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности,
уровень информированности судей об интернете). Он включает в себя наблюдение за социально-правовыми явлениями, математическую обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью и повторяемостью.
Метод моделирования — это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем управления в сфере государства и права. Метод социально-правового эксперимента заключается в подготовке в экспериментальном порядке правовых норм, создании «экспериментальных государственных органов», «построении» негативных ситуаций и др. и проверке их действия в конкретных условиях. Возможности этого метода крайне ограничены. Кибернетический метод — прием, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий «управление», «оптимизация», обратная связь», «разнообразие», «энтропия»). Этот метод широко используется для разработки систем автоматизированной обработки, хранения, поиска и оценки правовой информации.
Сравнительно-правовой метод включает в себя приемы сопоставления и противопоставления правовых норм, правовых институтов и правовых систем. Различаются макросравнение — сравнение правовых систем и микросравнение — сравнение элементов правовых систем. Этот метод позволяет выявить особенности правовых взглядов и правовых норм различных народов в различные исторические эпохи. Сравнительный анализ применяется для сравнения правовых норм в разных странах в одно и то же время или в одной и той же стране в разное время. Широкое использование сравнительного метода является основой создания сравнительного правоведения. К частнонаучным относятся и те методы, которые вырабатываются и используются юридическими науками (например, приемы толкования правовых норм, их обработки, ранжирования и оценка).
Теория государства и права оперирует значительным количеством методов, средств и принципов исследования государственно-правовых явлений и процессов. И все они имеют свои особенности, специфику и черты, которые изучаются учеными применительно к современным реалиям. И в этом случае необходимо утверждать не о методах, а о методологии теории государства и права, которая включает в себя определенные аспекты всеобщего, философского метода, обще- и частнонаучных методов. Но это не простая совокупность методов, а самостоятельная сфера знаний и научного анализа. В центре внимания должны находиться конкретизация всеобщего, философского метода; анализ соотношения этих методов