1. Определять
а) уровень коммуникативных умений;
б) уровень способностей и общеучебных умений;
в) уровень мотивации по предмету.
2. Получить представление о новых требованиях и условиях обучения.
1. Оценивать свои результаты и намечать перспективы работы.
2. Создавать мотивацию успеха.
3. Корректировать работу по формированию различных умений и навыков.
4. Развивать навыки рефлексии и самооценки.
5. Проводить мониторинг процесса обучения и воспитания.
Различные типы заданий на формирование навыков и развитие речевых и социокультурных умений устной и письменной речи в рамках изучаемых тем и ситуаций общения.
Промежуточный
· индивидуальный, парный
· письменный, устный
· открытый
· самоконтроль и
· взаимоконтроль
Определять:
а) уровень комплексных коммуникативных и общеучебных умений;
б) динамику в развитии комплекса комуникативных, учебных, социальных умений в группе и у отдельных учеников; в) пробелы в усвоении пройденного материала;
г) систему работы учителя, школы по формированию интегративных умений.
· тесты
· тестовые задания
· контрольные работы
· собеседование
· творческие задания проекты
· ролевая игра
· деловая игра
Итоговый
· индивидуальный, парный
· открытый
· письменный, устный
Определить и оценить уровень ИКК
· контрольные работы
· традиционный устный экзамен
· стандартизованный тест (типа ЕГЭ. ИГА или международных экзаменов)
· преподавательские тесты
· сочетание стандартизованных тестов и творческих форм работы (проекты, рефераты, доклады)
[11, с.41-42]
Использование адекватных форм текущего, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля может значительно повлиять на выбор и использование эффективных методов и технологий обучения, обеспечить перераспределение ролей учителя и ученика в процессе познания, усилить степень автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Эффективный контроль – это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования.
Завершая рассмотрение вопроса о формах контроля по ИЯ, коротко объясним, чем вызван отказ от традиционных форм контроля. Традиционные формы контроля результатов обучения основаны на экспертной оценке преподавателя и часто носят субъективный характер. Индивидуален уровень требований преподавателей, критерии качества знаний, навыков и умений. На оценку преподавателя влияют и многие внешние факторы, условно называемые «эмоциональной составляющей». Таким образом, традиционная система контроля и оценки, в силу своих организационных и технологических особенностей, не позволяет получить независимую, объективную, сопоставимую информацию об учебных достижениях обучающихся. Одной из форм контроля, позволяющей измерить уровень обученности, получить достоверные, надежные данные и обеспечить объективную оценку, является педагогическое тестирование. (Подробнее об истории тестирования см. [5]).
Современное лингводидактическое тестирование. Основные понятия тестологии
Под тестированием в широком смысле имеют в виду совокупность всех процедурных этапов, а именно: планирование, составление, апробация, обработка и интерпретация результатов первичного, предварительного теста – предтеста, перепланирование, оформление и подготовка спецификаций, инструкций окончательного теста.
В узком смысле тестирование есть форма контроля (и обучения) с помощью проведения и использования теста.
Иногда тест трактуется чрезвычайно широко: под ним понимаются и простые контрольные работы, и контрольно-тренировочные упражнения, и собственно процесс контроля, а также все взятое вместе.
В современной тестологии тест определяют как комплекс заданий возрастающей трудности, позволяющих эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков и качественно оценить учебные достижения испытуемых, заданий, прошедших предварительную апробацию, результаты которых оцениваются по заранее установленным критериям. Это определение можно представить в виде формулы:
Тест = задание на деятельность + эталон ответа или решения.
В обучении ИЯ используются лингводидактические тесты. Термин «лингводидактический тест» (ЛДТ) введен В.А. Коккотой [6]. Его определение охватывает важнейшие характеристики ЛДТ: цель и объект контроля, системообразующие признаки теста, способ интерпретации результатов.
Специфика теста как формы контроля заключается в следующем:
1.Тест проводится равных для всех испытуемых условиях: они работают с одинаковым по объему и сложности материалом в одно и то же время.
2.Тест характеризуется квалиметрическими качествами, т. е. количественным выражением качества выполнения задания. Результаты выполнения заданий теста сравниваются с заранее подготовленными эталонами (ключами), что позволяет легко и точно установить правильность или ошибочность действий. Эти результаты поддаются количественной оценке в баллах в соответствии с определенной шкалой. Таким образом, квалиметрические качества тестов позволяют обеспечить объективность иунифицированностьпроверки, независимость оценки результатов от личных суждений проверяющего.
3. Четкая определенность форм и содержания задания и всей структуры теста делает тестовый контроль экономичным, т. е. позволяет проверить одновременно большую группу обучаемых и значительный объем материала у каждого испытуемого.
4. Тщательность подготовкитеста в соответствии с определенными разработанными правилами и предварительной экспериментальной проверкой для совершенствования редакции теста.
5.Строгая регламентация процедурытестирования.
Основными критериями качества тестов являются валидность, надежность и экономичность.
Валидность теста означает пригодность тестовых результатов для достижения поставленной цели, способность измерять именно то, что необходимо измерить. Если тест позволяет проверить все то, что задумано авторами, он считается валидным относительно контролируемого содержания обучения. Валидность зависит от качества заданий, от степени полноты и глубины охвата содержания обучения в заданиях теста.
Надежность теста отражает точность измерений, постоянство и устойчивость результатов при повторном и многократном использовании. Надежность обеспечивается определенными факторами.
Экономичность– это возможность теста при заданных условиях дать максимум достоверной информации. Она достигается за счет того, что время тестирования рассчитывается заранее, так как скорость оперирования языковым и речевым материалом является обязательным условием контроля. Балл за задание и максимальное количество баллов за выполнение теста определяются заранее. (Более подробно об этих качествах теста можно прочитать в [5]).
Т.М. Фоменко добавляет к данным показателям качества лингводидактического теста еще такие показатель, как аутентичность, подлинность теста, которая достигается через выбор аутентичных текстов, создание тестовых ситуаций, приближенных к реальным условиям общения [13].
Степень аутентичности материалов теста – серьезная методическая проблема. Она обусловлена определенными трудностями социокультурного плана, которые испытывают учащиеся, изучающие ИЯ вне языковой среды. Тестируемые не всегда справляются с коммуникативными заданиями, отражающими ситуации поиска работы, устройства в гостинице и т. п. из-за отсутствия достаточного опыта, отличия речевого поведения русских от поведения иностранцев в тех же ситуациях. Задача экзаменатора – перевести искусственный, поочередный обмен репликами в подлинную коммуникацию, побуждая тестируемых к интеллектуальной и речевой активности.
Существуют различные виды тестов, но единая система классификации тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработана. (О классификации тестов см. [5]).
Рассмотрим более подробно тесты, различающиеся по статусу контролирующей программы.
Стандартизованные тесты – официально зарегистрированные тесты, составленные коллективом специалистов, прошедшие экспериментальную проверку, апробированные на большом контингенте тестируемых и имеющие стабильные и приемлемые показатели качества.
Нестандартизованные, так называемые «преподавательские тесты», составленные преподавателем и не прошедшие экспериментальной проверки, но носящие контрольно-измерительный характер.
Тест как измерительный инструмент состоит из системы заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Тестовым заданием называется минимальная составляющая единица теста, которая вербально сформулирована и на которую испытуемый должен дать вербальный ответ.
Типы тестовых заданий
Рассмотрим типы тестовых заданий, которые используются в современном лингводидактическом тестировании.
А. Задания закрытого типа:
· перекрестный выбор (matching),
· альтернативный выбор (true/false/not stated);
· множественный выбор (multiple choice),
· упорядочение (rearrangement),
Б. Задания открытого типа:
· завершение/окончание (completion);
· замена/подстановка (substitution);
· трансформация;
· ответ на вопрос;
· внутриязыковое перефразирование;
· межъязыковое перефразирование (перевод);
· клоуз-тест (cloze test) и т. д.
В. Задания со свободно конструируемым ответом;
· на перечисление признаков какого-либо явления, объекта;
· задания, требующие раскрыть понятие, теоретическое положение на конкретном примере;
· задания, требующие умения анализировать и обобщать, опираясь на конкретную ситуацию, факт, языковое явление.
Г. Коммуникативные тесты, моделирующие реальные ситуации общения
· тесты говорения (в монологической и диалогической речи);
· тесты чтения;
· тесты письменной речи;
· тесты аудирования. (Более подробно о типологии тестовых заданий и методике их разработки смотрите [2; 5; 7]).