Виртуальные университеты по мере совершенствования ИКТ получают все большее распространение. Так, созданный в США в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов виртуальный университет в настоящее время предлагает более 300 курсов дистанционного обучения. Департаментом образования США принят проект создания виртуальных высших школ. Созданы виртуальные университеты в Германии, Франции, Японии и других странах мира. Следует отметить, что в России виртуальные университеты в настоящее время не получили распространения, что можно объяснить следующими причинами:
· недостаточной поддержкой со стороны государственных органов управления образованием;
· необходимостью значительных затрат на начальном этапе;
· отсутствием у специалистов профессиональных навыков организации обучения в виртуальных учебных заведениях;
· высокой стоимостью необходимого технического оснащения для организации обучения в виртуальном учебном заведении;
· отсутствием механизмов стимулирования создания и развития системы виртуальных учебных заведений [7].
Тем не менее, изменения, происходящие в отечественной системе образования, свидетельствуют о смене традиционных взглядов на образование на новые, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашено, что образование, включая и высшее, должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Вследствие этих процессов появляется возможность открытого образования, получают признание негосударственные организации в образовании, растет потребность в открытом и дистанционном образовании, которое обеспечивает эффективное обучение только при условии широкого применения новых ИКТ.
Важным достоинством открытого и дистанционного образования является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучающегося, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения. Как утверждают психологи, принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса в лучшем случае удовлетворяет только 15-30% обучающихся, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен. Результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов как обучающих, так и обучающихся. В открытом и дистанционном образовании на базе ИКТ нет жесткого календарного плана учебного процесса, обучающийся может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.
Дистанционное обучение – тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга участников учебного процесса, реализующегося с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Вообще, дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, но между этими формами не может быть поставлен знак равенства. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. В дистанционном образовании каждый обучающийся проходит курс по индивидуальному плану, составленному им самим, согласованному с учебным заведением. Обучающиеся получают консультации у преподавателей, отправляют им на проверку контрольные работы, тесты, готовятся с их помощью к экзаменам. Общение между обучающимися и преподавателями постоянно осуществляется с помощью телефона, через Интернет или спутник. Важным отличием дистанционного образования от заочного является то, что обучающиеся самостоятельно определяют темп обучения и последовательность изучаемых дисциплин. При этом дистанционному обучению присуща жесткая отчетность, которая обеспечивает полное прохождение всех курсов обучающимися [9, 10].
Наиболее распространенными являются виды дистанционного обучения, основанные на интерактивном телевидении; компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных) с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); сочетании «кейсовых» технологий и сети Интернет.
При реализации открытого и дистанционного обучения следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда включаются всевозможные электронные источники информации: виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, а также такие возможности, как Интернет-телевидение, Интернет-видеоконференции, сетевые медиа-сервисы и др.
Создание такой динамической учебной среды требует выбора той или иной платформы. Обучающая платформа MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) позволяет реализовать интегративный подход в обучении, обеспечивая связь теории с интенсивной практикой использования индивидуальных, парных, групповых форм работы, педагогических технологий, инструментальных средств и образовательных веб-ресурсов непосредственно в процессе обучения. При этом максимально индивидуализируется организация самостоятельной работы обучающихся, создаются все условия для получения качественного образования и всестороннего развития личности. Обучающая среда Moodle является на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса как дистанционного, так и традиционного образования.
Платформа eLearning 3000 предназначена для организации дистанционного и смешанного обучения и тестирования с помощью современных мультимедиа и Интернет-технологий. Это клиент-серверное решение, которое позволяет создавать собственные сетевые информационные учебные среды и организовать полный цикл дистанционного обучения.
Литература
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М.: Бизнес-Пресс. – 2000. – 168с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века / Б.С. Гершунский. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 508с.
3. Методы творческого обучения английскому языку. Материалы дистанционного курса [Электронный ресурс] / Сост. А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008.
4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 368с.
5. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования / Л.К. Раицкая. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2007. – 190с.
6. Христочевский С.А. К вопросу об эффективности использования ИКТ в образовательном процессе / С.А. Христочевский // Информационные технологии в образовании. XX Междунар. конф.-выставка: Сб. тр. – В 6-и ч. – Ч. III. – М.: МИФИ, 2010. – С. 74-75.
7. Хуторской А.В. Дистанционная подготовка эвристического учителя / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Народное образование. – 2008. – № 9. – C. 189-196.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №5. – С.55-61.
9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.2. – 816 с.
10. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. – М.: Наука, 2002. – 527 с.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие из доступных ИКТ, по Вашему мнению, наиболее эффективны в обучении иностранному языку с целью развития а) языковой, б) речевой, в) социокультурной компетенции?
2. Отдадите ли Вы предпочтение определенным ИКТ, ориентируясь на возраст обучающихся? Если да, то каким образом?
3. В конце XX века обучение иностранным языкам на расстоянии признавалось недостаточно эффективным. Сохраняется ли, на Ваш взгляд, эта проблема в настоящее время?
4. Какую роль играют ИКТ в межкультурной коммуникации?
5. Какие из представленных на рисунке информационно-коммуникационных технологий Вы готовы регулярно использовать в практике обучения иностранным языкам?