Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В обучении иностранным языкам



Исследования специалистов в областиИКТ и уже имеющийся практический опыт интеграции этих технологий в процесс обучения свидетельствуют, что их использование помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей обучающихся, их уровня обученности. Эти разнообразные современные средства, используемые в процессе изучения иностранного языка, нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры обучающихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников, создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету [3, 4, 5 и др.].

К средствам и объектам материально-технического обеспечения относятся прежде всего мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы, которые могут быть использованы для работы над языковым материалом, развития основных видов речевой деятельности, построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

 
 
Очень интересной, а главное эффективной возможностью компьютерной программы может быть, например, т.н. «визуализация произношения». Компьютер позволяет сравнить произношение пользователя с эталонной записью голоса носителя языка, осуществляя анализ голосового сигнала и наглядно демонстрируя разницу в записи интонации (компьютерная программа по английскому языку Reward Intern@tive).


 

Большую помощь при проведении занятий по различным учебным дисциплинам, в т.ч. по иностранному языку, может оказать интерактивная доска. Такая доска имеет широкий спектр возможностей, чему способствуют разнообразные ресурсы, предлагаемые компаниями-разработчиками досок (наиболее известна компания «SMART Technologies»), и дидактические программы по данной учебной дисциплине, позволяющие моделировать различные явления, осуществлять тестирование с моментальным выводом на доску результатов и др.

Интерактивная доска позволяет использовать текст, видео- и аудиоматериалы, программы, тренажеры, Интернет-ресурсы и т.д. Поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц возможно делать пометки и записи, по-разному классифицировать материал: располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками, перемещать объекты, вносить изменения, а замечания и добавления к файлу сохранять и использовать в последующем. При необходимости всю информацию, отображенную на интерактивной доске, можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Таким же образом с помощью доски контролируется воспроизведение аудио- и видеоматериалов, и, если есть необходимость, проигрываются не полные фрагменты, а лишь их небольшие отрывки. Задания, которые возможно выполнить с помощью интерактивной доски, в настоящее время классифицируются как динамические, игровые, командные, тренировочные, тестовые, аналитические и творческие.

Интерактивная доска, предоставляя обучающимся большой выбор динамических визуальных опор, позволяет производить быструю смену дидактического материала, разнообразить и активизировать процесс обучения и использоваться при различных формах осуществления учебного взаимодействия (коллективного, группового и др.). Динамичное занятие, по признанию самих обучающихся, становится более интересным и помогает всем принимать активное участие в работе.

Электронный учебник (наиболее популярна среди желающих создать собственный электронный учебник программа Adobe Premiere Pro), оставаясь одним из важнейших средств обучения, основным источником знаний и организации самостоятельной работы и сохраняя свои традиционные структурные компоненты, обретает интерактивный вид, присущий сугубо компьютерной форме, что особенно важно при изучении иностранного языка. Базовый компонент бумажного учебника претерпевает существенные изменения: он переструктуризируется на гипертекстовой основе, его ядро минимизируется до сценария-остова, превращаясь в проблемный, обобщающий текст, а информация повествовательного, описательного и объяснительного характера перемещается в дополнительную часть. Эта часть также прирастает:

· отсканированными и распознанными, представленными как образ и как текст первоисточниками с разными толкованиями;

· электронными словарями или ссылками на них в Интернете (например, http://www.lingvo.ru/, http://slovari.yandex.ru/,

http://www.multitran.ru/, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/radio/specials/1728_uptodate/index.shtml,

http://www.merriam-webster.com/ и др.);

· отрывками из художественной литературы и кинофильмов, аудио- и видеофрагментами и др.;

· введением при необходимости виртуальных персонажей, сопровождающих изучение курса;

· расширенным, имеющим форму базы данных справочным аппаратом.

Методический компонент электронного учебника может быть расширен за счет Интернет-адаптированных практических или лекционных занятий, изготовленных с помощью решений Podcast Producer и Podcast Composer (Apple), и видеозанятий (чаще видеолекций) с синхронизированными в Microsoft Producer слайдами PowerPoint.

В структуру электронного учебника обязательно входят блок операции и блок контроля с тренировочными упражнениями, игровыми, моделирующими, проектными заданиями и контролирующими тестами, позволяя в полной мере использовать возможности компьютера как пунктуального и неутомимого в достижении поставленной перед ним задачи тренажера и беспристрастного контролера.

Электронный учебник способствует индивидуализации и интенсификации обучения предмету. Пути и темп изучения материалов могут быть выбраны и реализованы обучающимися в зависимости от уровня знаний, сложившихся приемов работы, психологических особенностей личности, а работа с гипертекстовой системой формирует и развивает способность к самостоятельной деятельности.

По-прежнему перспективным на сегодняшний день остается применение мультимедийных презентационных технологий. Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных образовательных задач. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность объяснения учебного материала, поскольку одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия, – особенно при дефиците (или избытке) источников учебного материала. На слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты», неоспоримыми достоинствами которых является сжатие большой дозы информации, возможность систематизировать и дать структурное представление учебного материала. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы обучающихся с подобного рода ресурсами. Презентация помогает актуализировать знания обучающихся при повторении и обобщении изученного материала.

Программные средства подготовки электронных презентаций, такие как CorelPresentation 9 (пакет Corel’s Office Suite for Linux), Presentation (пакет StarOffice), Microsoft PowerPoint (пакет MS Office), широко распространены, имеют доступный интерфейс при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых материалов.

Несмотря на то, что технология создания электронной презентации достаточно проста, следует иметь в виду, что она предусматривает выполнение следующих видов работ:

· подготовка и структурирование учебного материала, его методическая обработка;

· разработка компьютерных графических материалов и подготовка их для размещения на слайдах;

· формирование и интеграция информационных компонентов на слайдах;

· отладка презентации.

Благодаря «вложенному» в программную среду MS PowerPoint, как, впрочем, и в MS Word и MS Excel, богатому по своим дидактическим возможностям языку объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA) на базе PowerPoint можно создавать интерактивные программные продукты учебного назначения с элементами управления, т.е. полноценные электронные образовательные ресурсы (ОЭР).

На начальном этапе обучения иностранному языку, особенно в рамках раннего обучения, с целью формирования, наряду с языковой и речевой, социокультурной компетенции, приобщения к культуре, традициям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям обучающихся, чрезвычайно интересной становится работа с произведениями малых форм (детская поэзия, фольклор, песенная поэзия), сказками, оригинальными или адаптированными материалами детской прозы, интегрированная с ИКТ с целью создания анимационных сюжетов или флэш-мультфильмов.

Такая работа обычно предполагает:

· поиск материалов в сети Интернет с последующим выбором произведений и работой над их содержанием;

· отработку лексической, фонетической составляющих при помощи звуковых редакторов, при необходимости перевод на русский язык посредством электронных переводчиков и литературную обработку;

· написание сценария мультфильма;

· разработку графических образов (программа Adobe Photoshop);

· создание по собственным сценариям анимационных сюжетов (в инструментальной среде «Лого Миры») или мультфильмов (в среде macromedia Flash MX) и их озвучивание;

· использование сделанных работ на занятиях.

Следует заметить, что демонстрация готовых флэш-роликов также очень нравится обучающимся, а чрезвычайно популярные в настоящее время короткие анимационные ролики легко найти на многочисленных Интернет-сайтах. Кроме того, большинство веб-специалистов используют элементы флэш на своих сайтах и предлагают скачать их бесплатно. Это огромное пространство для творчества изучающих иностранный язык.

Телекоммуникационные проекты, реализуемые в сети Интернет, давно нашли широкое применение в учебной практике главным образом потому, что позволяют органично интегрировать знания обучающихся из разных интересующих их областей вокруг решения проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Их дидактический потенциал определяется тем фактом, что, являясь проблемными исследованиями, проекты предполагают определенным образом организованную целенаправленную деятельность группы обучающихся, включающую поиск и отбор информации в различных источниках, освоение технологического цикла реализации проекта, оформление результатов самостоятельного труда, публичную презентацию работы. Поскольку для эффективного проведения проекта весьма важными являются организация работы внутри группы, работающей над реализацией проекта, четкое распределение обязанностей и определение форм ответственности за выполняемую часть работы, умения координировать свои усилия, а следовательно, общаться друг с другом, в обучении иностранным языкам телекоммуникационные проекты чрезвычайно популярны.

Одной из современных форм реализации телекоммуникационных проектов являются веб-квесты, нацеленные на максимальную интеграцию Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе, поскольку практически вся необходимая информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся по интересующей проблематике находится на различных веб-сайтах, а результатом работы с веб-квестом становится публикация подготовленных работ в виде веб-страниц и веб-сайтов.

Для оценивания учебных достижений обучающихся, особенно в условиях реализации идей компетентностного подхода, электронный(илиэлектронное)портфолио может успешно использоваться наряду с другими, альтернативными и традиционными, методами, позволяя достигать цели, поставленные учебной программой, ориентироваться на новые стандарты образования.

Для формирования портфолио требуется:

· накапливать материалы, составлять коллекции учебных работ, демонстрирующих достижения в дисциплине (или в межпредметных областях), прогресс в обучении, результаты успешного решения проблем и т.д.;

· отбирать артефакты (подтверждения компетентности);

· владеть навигационным дизайном, представлять в портфолио продукты высокого качества;

· рефлексировать.

Электронный портфолио становится электронным хранилищем данных и может служить нескольким целям учебного процесса: самооценке, внешней оценке, развитию различных умений и компетенций. Следует признать, что для электронного портфолио требуется дополнительное время для перевода обучающимися материалов в электронную форму, разработки ими самостоятельных гипермедиа-продуктов в виде, например, мультимедиа-презентаций и веб-страниц, а само по себе создание портфолио является сложным заданием и требует определенного уровня сформированной ИКТ-компетентности обучающихся.

Эффективность использования портфолио подтверждается международным опытом. Во многих странах в образовательных учреждениях в диапазоне от начальной до высшей школы, а также на рынках труда общепринятой является практика его использования. Активно используются такие формы, как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфель», ориентированный на новые образовательные цели «паспорт компетенций и квалификаций» и, наконец, основанный на применении информационных технологий электронный портфолио. Накопленный опыт показывает, что портфолио способствует развитию мышления и формированию критического отношения к учебной деятельности, расширяет возможности обучения и исследования, позволяет наглядно демонстрировать развитие по отношению к прежним результатам, включает обучающихся в понимание процесса внешней оценки и развивает их заинтересованность во внутренней самооценке, позволяет анализировать, актуализировать индивидуальные затруднения и найти пути их преодоления, мотивирует на рефлексию профессиональной деятельности и планирование карьеры.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией в процессе изучения иностранного языка невозможно без практики общения, и виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляет возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Использование в учебной деятельности возможностей социальных сервисов и сетевых сообществ позволяет использовать открытые и бесплатные электронные ресурсы, самостоятельно создавать сети и сообщества учебного содержания, самостоятельно и сравнительно легко получать новые информационные знания, умения и навыки, наблюдать за деятельностью различных научных сообществ и участвовать в ней.

Понятие «сетевое сообщество» означает группу людей, объединенных совместными (или похожими) интересами, целями и мотивами и общающихся друг с другом посредством информационно-коммуникационного пространства, технологии и средства которого, помимо всего прочего, способствуют решению образовательных задач. Следует отметить, что первые реальные Интернет-сообщества возникли в 1979 году в связи с появлением открытых электронных досок объявлений (bulletin board system, или BBS). С возникновением в 80-х годах групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов это явление получило дальнейшее развитие. Кстати, сам термин «социальная сеть» был введен задолго до появления Интернета и собственно современных Интернет-сетей, еще в 1954 году социологом «Манчестерской школы» Дж. Барнсом.

Благодаря распространению сетевых сервисов доступным оказывается огромное количество материалов различной направленности, появляются новые формы общения между людьми – посредством направленных сообщений, с помощью «виртуальных знаков» (фотографии, заметки на полях и т.д.) или путем непосредственного общения с участниками сетевой деятельности. Принципиально новые возможности приобретения знаний позволяют осваивать информационные умения и навыки – поиск информации в сети, создание и редактирование объектов (текст, изображение, музыка, видео) и т.д.

Так, например, одним из самых доступных, удобных и эффективных способов развивать иноязычное умение аудирования является прослушивание радиопередач. На BBC World Service дикторы и гости студии со всех уголков Земли говорят на английском языке, на www.voanews.com – на американском английском, http://www.voanews.com/wm/live/newsnow.asx на ABC News звуковые файлы сопровождаются видеоизображением, CNN World News предоставляют информацию на нескольких языках с возможностью вызвать титры и видеосопровождение, а www.elllo.org – интервью людей из разных уголков планеты, что поможет обучающимся со временем научиться понимать различные акценты и диалекты.

Прослушивание аудиокниг позволяет совместить приятное с полезным. Одно из лучших собраний аудиокниг представлено на booksshouldbefree.com. Добровольцы (носители языка) читают книги и присылают файлы на сайт http://librivox.org.

Умение воспринимать иноязычную речь на слух эффективно развивается посредством визуализации аудиоматериалов, поскольку работают слуховой, зрительный и эмоциональный виды памяти, а при проговаривании текста за актерами присоединяется еще и моторная память, развивается умение понимать разговорный язык, есть возможность использования субтитров, удовольствие от просмотра повышает мотивацию к обучению и т.д. Одним из наиболее популярных сайтов является www.tube.com.

Не стоит, однако, забывать о неоценимой пользе непосредственного общения на изучаемом языке преподавателя со студентами, обучающихся между собой, с носителями языка. Интернет предлагает различные средства синхронной коммуникации, которые позволяют общаться в режиме реального времени. Используя чат и голосовую связь, можно проводить уроки-проекты с учащимися из других стран, обсуждать актуальные темы с представителями иноязычной культуры, компетентными в определенной области знаний. Наиболее известными программами являются Skype и Yahoo Messenger.

Одним из Интернет-средств асинхронной коммуникации является блог, среди которых существует особый тип – аудиоблог или подкаст, тот же сетевой дневник, только с аудиофайлами, которые можно слушать онлайн. Например, The Rob and Bob Show – подкасты-разговоры на актуальные темы между британцем Робом и американцем Бобом. Подкасты известных университетов (Berkeley, Oxford, Cambridge) предоставляют видео- и аудиоматериалы читаемых там лекций.

Веблоги (пополняемая через веб-интерфейс коллекция записей) завоевывают все большую популярность среди изучающих иностранный язык. Это объясняется, в первую очередь, тем, что блоги имеют ряд очевидных преимуществ перед электронной почтой, форумами, новостными группами и чатами в силу следующих их характеристик: простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность.

Работа над веблогом предполагает создание веб-проекта. Это долгосрочный исследовательский проект, цель которого, например, – создать веб-сайт, исследующий тот или иной аспект творчества писателя страны изучаемого языка, его взаимосвязь с историей и культурой своей страны.

Вначале создается блог руководителя проекта, на котором участникам даются подробные инструкции по созданию блогов, регулярно размещаются задания, а также выкладываются тексты произведений и лекции в аудиоформате. Рабочие группы, определив темы совместных проектов, создают несколько тематических блогов. После освоения основных операций (публикация сообщений и комментариев, самопрезентация на страницах блога, фильтрация сообщений) они могут размещать на блоге ссылки на найденную информацию и свои размышления о прочитанном, активно участвовать в дискуссиях на общем блоге и выполнять творческие задания и в итоге представить результаты своей работы в виде веб-сайтов.

Среди преимуществ использования блогов выделяются возможности обучающихся общаться друг с другом и преподавателями, развивать навыки письменной речи и публиковать свои мысли в Интернете, продолжить начатую в классе дискуссию, выполнять творческие задания с использованием рисунков, аудио- и видеоматериалов.

Для преподавателей опубликованные работы участников – это возможность вести контроль над их самостоятельной работой и оперативно корректировать ее. В ходе работы над блогами обучающиеся приобретают навыки учебной автономии и управления своим обучением; благодаря публикации собственных рассуждений они совершенствуют навыки критического мышления и коммуникативные умения. Имеющаяся в блогах функция размещения комментариев к сообщениям способствует получению обратной связи и потенциальной поддержки новых идей, а возможность включения в текст гиперссылок на другие ресурсы помогает обучающимся осознать пути конструирования и освоения знаний.

Для организации взаимодействия в сети и обучения с использованием Интернет-технологий используется достаточно много сред, но в большинстве из них невозможно интерактивное общение с использованием демонстрации рабочего стола в режиме прямой трансляции. Такую возможность дает проведение вебинаров (например, на основесервиса COMDI).

Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «web-based seminar») – онлайн-семинар, лекция или презентация, организованные при помощи веб-технологий в режиме прямой трансляции. Каждый участник и каждый ведущий находятся у своего компьютера, вне зависимости от географии и месторасположения. Участникам вебинаров необходим доступ в Интернет и гарнитура (наушники, микрофон), а ведущим также и веб-камера. Сервис COMDI предоставляет средства информационного и технологического интерактивного взаимодействия пользователей с программно-аппаратной системой на серверах компании.

В форме вебинаров возможно проведение интерактивных занятий, консультаций и конкурсов. Возможности сетевого взаимодействия важны для организации самостоятельной работы обучающихся на основе непрерывности учебного процесса, при очном обучении, проектной деятельности обучающихся после занятий, а также для осуществления дистанционного обучения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.