На разных уровнях (общения – А, обучения – Б, управления – В) ситуация имеет функции, существенные для каждого из них.
Первая функция ситуации – формообразующая – вытекает из того, что ситуация является универсальной формойобщения, его атрибутом (уровень А).
Вторая функция ситуации связана с тем, что она рассматривается в качестве сущностной основыили необходимого условияобучения ИГ (уровень Б).
Третья – функция управления – является следствием того, что структура ситуации – это, по сути дела, средствоуправления процессом обучения ИГ (уровень В).
Из сказанного можно сделать вывод о том, что принципиальным моментом для построения системы управления является тот факт, что обучение ИГ возможно только в ситуациях ис помощью ситуаций. Другими словами, ситуация РО является одновременно и цельюобучения, и средствомуправления процессом обучения ИГ.
Таким образом, взаимосвязь между общением, обучением иуправлением преломляется через ситуацию РО, что имеет методологическоезначение для осуществления адекватного управления обучением.Предложенный взгляд на ситуацию РО позволяет подходить к управлению и к обучению не в отрыве друг от друга, а в их единстве.Следовательно, управление процессом обучения ИГ представляет собой не конгломерат, а целостную систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: управления и обучения, которые строятся как модель общения. В данном случае идея коммуникативности распространяется не только на речевое общение иобучение ему, но и на управление обучением ИГ в целом, когда ситуация РО является необходимым условием сохранения целостности рассматриваемой системы, ее интегративным началом. В этом качестве ситуация РО выступает как функциональная единица управления обучения ИГ. Исходя из того, что ситуация является неотъемлемым условием построения системы управления процессом обучения ИГ, ее сущностной основой, а также учитывая тот факт, что закон и сущность – понятия однопорядковые, можно сделать вывод о том, что управление процессом обучением ИГ на основе ситуации РО имеет характер объективной закономерности.Сам факт наличия в системе средств, с помощью которых эта система управляется, свидетельствует о потенциальной возможности реализации управления процессом обучения ИГ в режиме самоуправления, когда субъекты учебной деятельности становятся субъектами самоуправления.
Ситуация как форма общения неотделима от его содержания. Во взаимоотношения общающихся вплетены проблемы, которые вместе с предметами обсуждения составляют содержательную сторону общения. Следовательно, для управления процессом обучения ИГ возможно использовать также и проблемы, так как они неразрывно связаны с ситуацией как формой общения.
Ситуации и проблемы были бы оторваны от субъектов взаимоотношений, если бы не учитывались их личностные свойства, а также те задачи, которые они решают в процессе речевого взаимодействия. Это означает, что ситуация как форма общения, проблема как его содержание соотносятся с третьим компонентом или условием обучения ИГ – индивидуализацией процесса обучения. Другими словами, ситуация, проблема и индивидуализация неразрывно связаны и представляют собой триединую основу управления обучением. В целом, адекватный процесс обучения ИГ строится следующим образом: субъекты вступают в речевое общение, которое является ситуативным по форме, проблемным по содержанию и целенаправленным по характеру взаимодействия. В данной формулировке представлены составляющие, без которых невозможно создать оптимальную систему управления процессом обучения иноязычному общению. Субъект общения (ученик) – ситуация (форма общения) – проблема (содержание общение) – коммуникативная задача (целенаправленность речевых взаимодействий) являются компонентами, без которых невозможно построить адекватную систему управления.
Таким образом, именно благодаря своей формообразующей роли ситуация является основой системы управления. Индивидуализация, проблемный характер обучения, целенаправленность речевых взаимодействий, «замыкаясь» на ситуации, образуют комплекс факторов, позволяющих оптимизировать систему обучения ИГ, повысить эффективность управления учебным процессом в целом.
Литература
1. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
2. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея / Е.И. Пассов. – М.: Глосса-пресс, 2006. – 240 с.
3. Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения / А.М. Стояновский, Е.И. Пассов. // Иностр. языки в школе. – 1990. – № 1. – С. 19-23.
4. Стояновский А.М. Система управления процессом обучения иноязычному говорению / А.М. Стояновский. // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков. В 2-х ч. – Ч.1. / Под общ. ред. А.М. Стояновского. – Воронеж: ВГУ, 1999. – С. 24-57.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие компоненты входят в систему управления обучением иноязычному общению?
2. Как соотносятся объект и субъект управления в процессе обучения речевому общению?
3. Какова структура общения?
4. Как определяется ситуация речевого общения в коммуникативном обучении? Назовите типы ситуаций.
5. Какие подсистемы образуют ситуации речевого общения?
6. Какие функции ситуации выделяются в общении, обучении общению и управлении процессом обучения ИГ?
7. В чем заключается особенности ситуации как функциональной единицы управления процессом обучения ИГ?
8. На чем основана оптимизация системы обучения ИГ?