Субстанцию общения (см. Схему 1) составляют, прежде всего, три основных вида деятельности: преобразовательная, познавательная и ценностно-ориентационная. Данные виды деятельности осуществляются в определенных сферах и областях реальной действительности. В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественная, трудовая, учебная, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. При этом общающиеся включаются в субъектно-субъектные взаимоотношения и исполняют определенные роли: социальные (формальные), внутригрупповые, интеракционные (междейственные), межличностные. Различные виды взаимоотношений и ролей связаны с социальным статусом, мировоззренческими и морально-психологическими качествами личности, их эмоционально-волевой сферой. Общение осуществляется на базе основных организационных форм: 1) установление отношений, 2) расспрос, 3) планирование и координация совместной деятельности, 4) осуждение или одобрение, 5) обсуждение результатов деятельности, 6) дискуссия [2, с. 50-51].
В процессе общения решаются коммуникативные (речевые) задачи. Неотъемлемым компонентом общения является пресуппозиция его участников, включающая в себя: а) знания о ситуации, форме деятельности, партнере и т.д. (когнитивный компонент), б) опыт индивидуальной и совместной деятельности, навыки, умения, привычки (операциональный компонент) и в) готовность к вступлению в ситуацию, определенное состояние (функциональный компонент).
Как видно из Схемы 1, в речевом общении происходит направленная концентрация объективных (1-6) и субъективных (7-12) составляющих в одну сфокусированную точку – речевое взаимодействие общающихся. Если представить данную схему в виде пирамиды, в основании которой находятся виды деятельности (1), то можно сказать, что, чем выше мы продвигаемся к речевому взаимодействию (12), тем глубже следует учитывать взаимосвязанные с ним компоненты общения.
Схема 1
Структура речевого общения
1. Виды человеческой деятельности
2. Сферы и области реальной действительности
3. Формы человеческой деятельности
4. Предметы обсуждения, проблемы
5. Субъектно-субъектные взаимоотношения
6. Социальный статус, формальные роли
7. Морально-психологические качества личности
8. Интеракционные и межличностные роли
9. Чувства и эмоции
10. Пресуппозиция в трех ее видах
11. Организационные формы общения
12. Речевые задачи
Отметим также, что деятельность пронизывает субстанцию общения, так как внешние и внутренние границы общения очерчивают, с одной стороны, виды человеческой деятельности, а с другой, – деятельность общения. Этот факт отражает сущностную взаимосвязь общения и деятельности. Если двигаться от внешнего круга Схемы 1 к центру, то видно, что общение является производным от деятельности. В этом случае оно выступает, прежде всего, в своей «обслуживающей» функции (А.А. Леонтьев). При движении в обратном направлении деятельность общения приобретает самостоятельный статус.
С функциональной точки зрения общение как самостоятельный вид деятельности имеет все его характеристики. Предметом общения являются взаимоотношения; именно на них направлена деятельность общающихся, целью которых, а соответственно, и результатом общения является изменение взаимоотношений. Любое их изменение обновляет предмет и «продвигает» общение. Главным «двигателем» общения, однако, является его продукт, в качестве которого выступает интерпретация информации (она вызывает потребность к очередному речевому действию).
Если субстанционально ситуация – это единица общения, то функционально она является актом общения. Это, кстати, свидетельствует о ее многомерности.
Взаимоотношения (системообразующий компонент ситуации) могут быть «заданы» четырьмя ведущими факторами: социальным статусом человека, его ролью как субъекта общения, выполняемой деятельностью и нравственными критериями. Условно назовем виды взаимоотношений так:
При этом мы исходим из того, что ситуации в учебном процессе сами по себе не воссоздаются, а являются результатом целого комплекса объективных и субъективных факторов или ситуативных позиций общающихся.
В коммуникативном обучении ситуация РО – это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.
Таким образом, выявленные типы взаимоотношений лежат в основе четырех типов ситуаций РО: социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений.
Ситуативные позиции
Ситуации в учебном процессе можно воссоздавать на основе четкого знания структуры модели общения, сами же речевые взаимодействия будут осуществляться субъектами, которые включаются в определенные ситуативные позиции (СП). На основе составления наборов таких позиций возможно прогнозировать ход речевых взаимодействий, то есть позиции направлены на воссоздание планируемых взаимоотношений. СП представляют собой интеграцию объективных и субъективных компонентов общения (входящих в его структуру), выступающих в качестве факторов порождения и актуализации взаимоотношений субъектов общения.
Номенклатура компонентов СП включает:
· виды деятельности (например: protección del medio ambiente, discusión del plan de cooperación, presentación del proyecto и др.);
· предметы обсуждения (contaminación del río, paticipación en elecciones, elevación de precios и др.);
· объекты – знаки (любой предмет, вызывающий определенные ассоциации: distintivos deportivos, fotogtrafía, datos estadísticos и др.);
· социальный статус партнеров по общению (ecologista, ingeniero, demócrata и др.);
· интеракционные роли (moderador, ponente, líder, experto и др.);
· межличностные роли (escéptico, curioso, maximalista и др.);
· когнитивную и функциональную пресуппозиции (наличие или отсутствие знания о партнере, опыта участия в какой-либо деятельности);
· коммуникативные задачи (argumentar, proponer alternativas, valorar negativamene и др.) [3].
Данные компоненты СП представляют собой инструментарий, который используется как для целенаправленного обучения речевому общению на основе ситуаций, так и для адекватной организации учебного процесса. При этом для каждого типа ситуации выделяются доминантные и вторичные компоненты. Например, для социально-статусных взаимоотношений доминантными компонентами являются социальный статус, объекты-знаки, чувства, а вторичными – мировоззрение, место, время [4, с. 35].