Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура речевого общения



Субстанцию общения (см. Схему 1) составляют, прежде всего, три основных вида деятельности: преобразовательная, познаватель­ная и ценностно-ориентационная. Данные виды деятельности осуществляются в определенных сферах и областях реальной действи­тельности. В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественная, трудовая, учебная, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения высту­пают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. При этом общающиеся включаются в субъектно-субъектные взаимоотношения и исполняют определенные роли: социальные (формальные), внутригрупповые, интеракционные (междейственные), межличностные. Раз­личные виды взаимоотношений и ролей связаны с социальным статусом, мировоззренческими и морально-психологическими качествами личнос­ти, их эмоционально-волевой сферой. Общение осуществляется на базе основных организационных форм: 1) установление отношений, 2) расспрос, 3) планирование и координация совместной деятельнос­ти, 4) осуждение или одобрение, 5) обсуждение результатов дея­тельности, 6) дискуссия [2, с. 50-51].

В процессе общения решаются коммуникативные (речевые) задачи. Неотъемлемым компонентом общения является пресуппозиция его участников, включающая в себя: а) знания о ситуации, форме деятельности, партнере и т.д. (когнитивный компонент), б) опыт индивидуальной и совместной деятельности, навыки, умения, привычки (операциональный компонент) и в) готовность к вступлению в ситуацию, определенное состояние (функциональный компонент).

Как видно из Схемы 1, в речевом общении происходит направленная концентрация объективных (1-6) и субъективных (7-12) составляющих в одну сфокусированную точку – речевое взаимодействие общающихся. Если представить данную схему в виде пирамиды, в основании которой находятся виды деятельности (1), то можно сказать, что, чем выше мы продвигаемся к речевому взаимодействию (12), тем глубже следует учитывать взаимосвязанные с ним компоненты общения.

Схема 1

Структура речевого общения

1. Виды человеческой деятельности

2. Сферы и области реальной действительности

3. Формы человеческой деятельности

4. Предметы обсуждения, проблемы

5. Субъектно-субъектные взаимоотношения

6. Социальный статус, формальные роли

7. Морально-психологические качества личности

8. Интеракционные и межличностные роли

9. Чувства и эмоции

10. Пресуппозиция в трех ее видах

11. Организационные формы общения

12. Речевые задачи

 

Отметим также, что деятельность пронизывает субстанцию общения, так как внешние и внутренние границы общения очерчивают, с одной стороны, виды человеческой деятельности, а с другой, – деятельность общения. Этот факт отражает сущностную взаимосвязь общения и деятельности. Если двигаться от внешнего круга Схемы 1 к центру, то видно, что общение является производным от деятельности. В этом случае оно выступает, прежде всего, в своей «обслуживающей» функции (А.А. Леонтьев). При движении в обратном направлении деятельность общения приобретает самостоятельный статус.

С функциональной точки зрения общение как самостоятельный вид деятельности имеет все его характеристики. Предметом общения являются взаимоотношения; именно на них направлена деятельность общающихся, целью которых, а соответственно, и результатом общения является изменение взаимоотношений. Любое их изменение обновляет предмет и «продвигает» общение. Главным «двигателем» общения, однако, является его продукт, в качестве которого выступает интерпретация информации (она вызывает потребность к очередному речевому действию).

Если субстанционально ситуация – это единица общения, то функционально она является актом общения. Это, кстати, свидетельствует о ее многомерности.

Взаимоотношения (системообразующий компонент ситуации) могут быть «заданы» четырьмя ведущими факторами: социальным статусом человека, его ролью как субъекта общения, выполняемой деятельностью и нравственными критериями. Условно назовем виды взаимоотношений так:

1) статусные, 2) деятельностные, 3) ролевые, 4) нравственные.

При этом мы исходим из того, что ситуации в учебном процессе сами по себе не воссоздаются, а являются результатом целого комплекса объективных и субъективных факторов или ситуативных позиций общающихся.

В коммуникативном обучении ситуация РО – это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.

Таким образом, выявленные типы взаимоотношений лежат в основе четырех типов ситуаций РО: социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений.

 

Ситуативные позиции

Ситуации в учебном процессе можно воссоздавать на основе четкого знания структуры модели обще­ния, сами же речевые взаимодействия будут осуществляться субъектами, которые вклю­чаются в определенные ситуативные позиции (СП). На основе составления на­боров таких позиций возможно прогнозировать ход речевых взаимодействий, то есть по­зиции направлены на воссоздание планируемых взаимоотношений. СП представляют собой интеграцию объективных и субъективных компонентов общения (входящих в его структуру), выступающих в качестве факторов порождения и актуализации взаимоотношений субъектов общения.

Номенклатура компонентов СП включает:

· виды деятельности (например: protección del medio ambiente, discusión del plan de cooperación, presentación del proyecto и др.);

· предметы обсуждения (contaminación del río, paticipación en elecciones, elevación de precios и др.);

· объекты – знаки (любой предмет, вызывающий определенные ассоциации: distintivos deportivos, fotogtrafía, datos estadísticos и др.);

· социальный статус партнеров по общению (ecologista, ingeniero, demócrata и др.);

· интеракционные роли (moderador, ponente, líder, experto и др.);

· межличностные роли (escéptico, curioso, maximalista и др.);

· когнитивную и функциональную пресуппозиции (наличие или отсутствие знания о партнере, опыта участия в какой-либо деятельности);

· коммуникативные задачи (argumentar, proponer alternativas, valorar negativamene и др.) [3].

Данные компоненты СП представляют собой инструментарий, который используется как для целенаправленного обучения речевому общению на основе ситуаций, так и для адекватной организации учебного процесса. При этом для каждого типа ситуации выделяются доминантные и вторичные компоненты. Например, для социально-статусных взаимоотношений доминантными компонентами являются социальный статус, объекты-знаки, чувства, а вторичными – мировоззрение, место, время [4, с. 35].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.