Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.
Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей в обществе, признающем себя информационным.
Важность и необходимость массового внедрения ИКТ в сферу образования и науки и значение их определяющей роли в повышении качества учебного процесса сформировалась после проведения в 1996 г. в Москве Конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». На этом конгрессе Россия заявила о себе как об одном из сторонников данного прогрессивного направления наряду с другими развитыми странами мира. В подготовленном международными экспертами и изданном еще в конце прошлого тысячелетия «Всемирном докладе по коммуникации и информации» отмечалось, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» [1]. ИКТ затрагивают все названные сферы, но наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, т.к. «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения» [там же]:
· во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;
· во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям и дают каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем;
· в-третьих, активное и эффективное внедрение ИКТ в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Прошедшая в 2009 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже Всемирная конференция «Высшее образование: Переоценка взглядов. Путь к устойчивому развитию» констатировала все больший переход к коммуникационным Интернет-технологиям; тогда же было отмечено, что устойчивое развитие высшего образования, интенсивный рост его качества происходит именно за счет более полного использования коммуникационных, особенно Интернет-технологий, и современных педагогических технологий.
Использование новых технологий образования и нового содержания образования влечет изменение самой парадигмы образования, изменение стандартов и требований, методик преподавания и, как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования. Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.
В России основные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 г. были подготовлены на основе анализа результатов, полученных в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», проектов «Электронная Россия» и «Информатизация системы образования», а также основных мировых тенденций развития образования и включенных в план реализации мероприятий «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в рамках направления «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ». Только в 2010 г. Министерством образования и науки РФ было заложено около 500 млн. руб. на развитие электронных образовательных ресурсов в рамках программы «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» [6].
Первые успешные шаги по внедрению ИКТ в систему российского образования одновременно выявили проблемы, которые требуется разрешить для повсеместного применения данных технологий в образовательных учреждениях.
· Прежде всего, это по-прежнему значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, связанная с необходимостью использования большого количества технических и программных средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических и учебно-методических пособий.
· Эффективность использования разработанных ресурсов, вопреки ожиданиям, все еще не очень высока. Достаточно большое количество потенциальных пользователей не используют представленные ресурсы по тем или иным причинам, а пытаются разработать свои собственные. Те, кто сразу берется за разработку, как правило, не проводят поиск аналога среди электронных образовательных ресурсов, выложенных во Всемирной паутине (например, в таких хранилищах, как Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, на сайтах http://www.openclass.ru/ Открытый класс, http://it-n.ru/Сеть творческих учителей и др.). Уже разработанные ресурсы не сравниваются с аналогичными других разработчиков. При этом общеизвестно, что представление знаний, навыков и умений, подлежащих освоению, в виде программы является в принципе весьма трудоемкой задачей, а отладка и сопровождение программ требует больших трудозатрат без гарантии абсолютной правильности.
· Недостаточная разработанность не только методической базы использования ИКТ в образовательном процессе, но и методологии разработки ИКТ для этой сферы заставляет участников учебного процесса на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п.
· Наконец, в последние годы, когда проблемы подключения к сети Интернет и несформированности пользовательских навыков у населения практически не существует, в мире интенсивно обсуждается и исследуется противоположная проблема: феномен зависимости от Интернета (Internet Addiction Disorder, или IAD). Интернет-аддикция определяется как поведенческая зависимость от виртуального пространства. Специалисты в области психологии полагают, что подобная зависимость может привести к множественным проблемам (как физическим, так и моральным), и избавиться от такой зависимости довольно сложно.
Действительно, на современного человека, и прежде всего на молодое поколение, обрушилась лавина информации из различных источников: телевидение, видеофильмы, компьютерные программы и игры, Интернет, разнообразная литература, дополняющая стандартные учебные пособия, и пр. Традиционная система обучения, появившаяся не одно столетие тому назад и сохранившаяся почти в неизменном виде, вошла в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни современного общества, и эти противоречия все более усиливаются. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в европейское и мировое образовательное пространство. Образованию становятся присущи такие черты, как открытость, разнообразие в выборе знаний и информации, свобода доступа к образовательным ресурсам, единство требований к количеству и качеству знаний. В таких условиях решение задач подготовки на современном уровне профессионалов, обладающих ключевыми компетенциями, критическим системным мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы, связывается с дальнейшим развитием и массовым внедрением в эту систему информационных образовательных технологий.