Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В образовательном процессе



Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей в обществе, признающем себя информационным.

Важность и необходимость массового внедрения ИКТ в сферу образования и науки и значение их определяющей роли в повышении качества учебного процесса сформировалась после проведения в 1996 г. в Москве Конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». На этом конгрессе Россия заявила о себе как об одном из сторонников данного прогрессивного направления наряду с другими развитыми странами мира. В подготовленном международными экспертами и изданном еще в конце прошлого тысячелетия «Всемирном докладе по коммуникации и информации» отмечалось, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» [1]. ИКТ затрагивают все названные сферы, но наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, т.к. «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения» [там же]:

· во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;

· во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям и дают каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем;

· в-третьих, активное и эффективное внедрение ИКТ в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Прошедшая в 2009 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже Всемирная конференция «Высшее образование: Переоценка взглядов. Путь к устойчивому развитию» констатировала все больший переход к коммуникационным Интернет-технологиям; тогда же было отмечено, что устойчивое развитие высшего образования, интенсивный рост его качества происходит именно за счет более полного использования коммуникационных, особенно Интернет-технологий, и современных педагогических технологий.

Использование новых технологий образования и нового содержания образования влечет изменение самой парадигмы образования, изменение стандартов и требований, методик преподавания и, как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования. Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.

В России основные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 г. были подготовлены на основе анализа результатов, полученных в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», проектов «Электронная Россия» и «Информатизация системы образования», а также основных мировых тенденций развития образования и включенных в план реализации мероприятий «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в рамках направления «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ». Только в 2010 г. Министерством образования и науки РФ было заложено около 500 млн. руб. на развитие электронных образовательных ресурсов в рамках программы «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» [6].

Первые успешные шаги по внедрению ИКТ в систему российского образования одновременно выявили проблемы, которые требуется разрешить для повсеместного применения данных технологий в образовательных учреждениях.

· Прежде всего, это по-прежнему значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, связанная с необходимостью использования большого количества технических и программных средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических и учебно-методических пособий.

· Эффективность использования разработанных ресурсов, вопреки ожиданиям, все еще не очень высока. Достаточно большое количество потенциальных пользователей не используют представленные ресурсы по тем или иным причинам, а пытаются разработать свои собственные. Те, кто сразу берется за разработку, как правило, не проводят поиск аналога среди электронных образовательных ресурсов, выложенных во Всемирной паутине (например, в таких хранилищах, как Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, на сайтах http://www.openclass.ru/ Открытый класс, http://it-n.ru/Сеть творческих учителей и др.). Уже разработанные ресурсы не сравниваются с аналогичными других разработчиков. При этом общеизвестно, что представление знаний, навыков и умений, подлежащих освоению, в виде программы является в принципе весьма трудоемкой задачей, а отладка и сопровождение программ требует больших трудозатрат без гарантии абсолютной правильности.

· Недостаточная разработанность не только методической базы использования ИКТ в образовательном процессе, но и методологии разработки ИКТ для этой сферы заставляет участников учебного процесса на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п.

· Наконец, в последние годы, когда проблемы подключения к сети Интернет и несформированности пользовательских навыков у населения практически не существует, в мире интенсивно обсуждается и исследуется противоположная проблема: феномен зависимости от Интернета (Internet Addiction Disorder, или IAD). Интернет-аддикция определяется как поведенческая зависимость от виртуального пространства. Специалисты в области психологии полагают, что подобная зависимость может привести к множественным проблемам (как физическим, так и моральным), и избавиться от такой зависимости довольно сложно.

Действительно, на современного человека, и прежде всего на молодое поколение, обрушилась лавина информации из различных источников: телевидение, видеофильмы, компьютерные программы и игры, Интернет, разнообразная литература, дополняющая стандартные учебные пособия, и пр. Традиционная система обучения, появившаяся не одно столетие тому назад и сохранившаяся почти в неизменном виде, вошла в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни современного общества, и эти противоречия все более усиливаются. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в европейское и мировое образовательное пространство. Образованию становятся присущи такие черты, как открытость, разнообразие в выборе знаний и информации, свобода доступа к образовательным ресурсам, единство требований к количеству и качеству знаний. В таких условиях решение задач подготовки на современном уровне профессионалов, обладающих ключевыми компетенциями, критическим системным мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы, связывается с дальнейшим развитием и массовым внедрением в эту систему информационных образовательных технологий.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.