Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инвентарь речевых стилей изучающего иностранный язык (искусственного билингва)



На схеме видно, в основании пирамиды лежит репродуктивная речь нейтрального стиля, а спонтанная речь повседневного обихода находится на вершине пирамиды жанров. Это означает, что обучение иностранным языкам начинается с репродуктивных видов речевой деятельности, а овладение базовым речевым жанром – спонтанной речью – отодвигается на более поздние этапы. В рамках лингвистических концепций обучения иностранным языкам на начальном этапе обучения проблема овладения речевыми жанрами не стоит вообще, так как понятие стиля речи в лингвистике ассоциируется с продвинутыми этапами обучения. Как следствие, при таком лингвистическом подходе допускается порождение речевого высказывания в отрыве от речевой ситуации, что противоречит и идеям психолингвистики, и теории коммуникации, и современной коммуникативной методики обучения иностранным языкам.

Завершая рассмотрение психолингвистических основ обучения иностранным языкам можно выделить основные положения данной науки, учет которых будет способствовать более эффективному решению методических проблем. Среди данных положений можно назвать:

· соотношение предоставления теоретических сведений о языке и приобретение опыта (практических навыков) использования данного языка в различных ситуациях общения;

· освоение системных признаков языка на основе речевых навыков.

· обеспечение устного опережения на этапе развития речевой способности;

· обучение языку через речь;

· учет родного языка обучающихся, ориентация на речевые умения и общелингвистическую компетенцию, сформированные в родном языке;

· развитие параметров иноязычной звучащей речи как канвы синтаксических структур и обликов слов;

· использование различных стратегий для формирования активного и пассивного словаря;

· овладение речевыми жанрами на основе психолингвистических данных.

Процесс обучения иностранным языкам не возможен без учета данных психолингвистики. Даже стихийное использование современных положений науки в обучении иностранным языкам обеспечивает большую отдачу процессу овладения им. Целенаправленная же ориентация на достижения психолингвистической науки, как показывает практика, способствует появлению новых более совершенных методов обучения, что, в конечном итоге, обеспечит обучающимся более эффективное владение иностранными языками.

 

Литература

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров /М.М. Бахтин. // Эстетика словесного творчества. – Москва, 1979. – С. 237 – 280.

2. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике / В.В. ВИноградов. – М., 1975.

3. Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте / А.А. Залевская. – Тверь: Изд. Тверского государственного университета, 1996. – 195 с.

4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. – Москва: РГГУ, 1999.- 348c.

5. Леонтьев А.А. Язык, речь, и овладение вторым языком / А.А. Леонтьев. – Тарту,1969.

6. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего / Б.Ю. Норман. – Санкт-Петербург, 1994. – 230 c.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются различия в объекте изучения процесса овладения иностранным языком в различных науках, смежных с теорией обучения иностранным языкам?

2. Какова роль психолингвистики как науки в изучении речевой деятельности?

3. Охарактеризуйте психолингвистические основы обучения иностранным языкам.

4. Раскройте понятие «речевой жанр». Какие речевые жанры характеризуют речь носителя языка и изучающего язык как иностранный?

 

 

Лекция 3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.