Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ



ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Часть III

Курс лекций

для студентов факультетов иностранных языков

Воронеж 2011

ББК-81.2-9

А 43

 

Рецензент:

доктор пед. наук, проф. Е.Н. Соловова

 

Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе:Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков (Величкова Л.В., Ермакова Р.А., Кузьмина Л.Г., Стояновский A.M., Чайка Е.Ю., Щербакова M.B.) // Под общ. ред. Л.Г. Кузьминой. Ч.3. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – 114 с.

 

ISBN5-9273-0263-7

 

Настоящий сборник продолжает ранее изданный курс лекций по актуальным проблемам методики обучения иностранным языкам.

Рассматриваются теоретические вопросы смежных наук, обусловленные необходимостью реформирования системы образования, проблемы, связанные с особенностями обучения иностранным языкам в различных образовательных контекстах, вопросы качества образования, а также возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Для студентов языковых факультетов университетов, учителей иностранных языков, аспирантов, всех интересующихся методической проблематикой.

 

ББК-81.2-9

 

Печатается по решению Научно-методического и Ученого советов факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета.

 

© Величкова Л.В., Ермакова Р.А.,

Кузьмина Л.Г., Стояновский A.M.,

Чайка Е.Ю., Щербакова M.B.

© Воронежский государственный университет, 2011

ISBN 5-9273-0263-7

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее издание продолжает курс лекций по дисциплине «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам». С момента выхода в 1999-2002 гг. предыдущих частей данного учебного пособия во многом изменилась система языкового образования в России, появились новые реалии в обучении иностранным языкам, возникли новые направления исследований в методической науке. Все эти тенденции и обусловили необходимость включения в курс нового блока тем и публикации следующей части учебного пособия.

Данное издание имеет целью помочь начинающему учителю (преподавателю) иностранного языка разобраться в некоторых теоретических вопросах, а также познакомиться с новыми технологиями обучения и контроля по иностранным языкам.

Как и в предыдущих частях учебного пособия, тематика представленных в нем лекций, достаточно разнообразна. В данном издании она затрагивает целый круг вопросов, связанных с необходимостью современному профессионалу в области преподавания иностранных языков разбираться в смежных науках, прежде всего, понимать психолингвистическую природу речи, что особенно важно при раннем начале изучения языков (лекции проф. Л.В. Величковой). Сугубо методическая проблематика, касающаяся вопросов реформирования языкового образования в России и мире и обеспечения его высокого качества, отражена в лекциях доц. М.В. Щербаковой и Л.Г. Кузьминой. Традиционно значимые для методики обучения иностранным языкам проблемы, такие как: обучение иноязычному говорению, профильно-ориентированное обучение иностранным языкам, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, рассматриваются в лекциях доц. А.М. Стояновского, Л.Г. Кузьминой, Е.Ю. Чайка. Новые подходы к организации коммуникативного контроля по иностранным языкам представлены в лекции доц. Р.А. Ермаковой.

Несмотря на кажущуюся эклектичность пособия, оно объединено общей проблемой – необходимостью рассмотрения путей и способов модернизации образования в области иностранных языков в современных условиях.

Учебное пособие предназначено, в основном, для использования в курсе лекций по дисциплине «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам» факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. Тем не менее, оно может использоваться и на занятиях по «Теории обучения иностранным языкам», и в курсе «Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам», а также может оказаться полезным для организации самостоятельной работы студентов по методической проблематике.

 

Л.Г. Кузьмина

Лекция 1.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

М.В. Щербакова

 

При изучении данной лекции необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных понятий: тенденции развития современного образования; отечественная система образования; языковое образование как система; общепланетарный глобализм и европеизацияцелей и содержания образования; базовые принципы европейского образова­тельного пространства; преемственность в отечественном языковом образовании.

 

Введение

Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

- обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [4].

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1996). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность образования.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Суть гуманитаризации образования заключается в особой, собственно человеческой форме отношений человека к миру. Гуманитаризация образования обеспечивается обращением к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Повышение статуса гуманитарных предметов определяется их обновлением, освобождением их от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности. Гуманитаризация образования требует глубокой перестройки всего его содержания, которое должно обеспечивать развитую устную и письменную речь, свободное владение иностранными языками, понимание людей других времен и народов, историческое мышление, экономическую и юридическую грамотность, человеческое отношение к природе.

Дифференциация образования может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т.д.

Фундаментализация образования означает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном информационном обществе.

Многоуровневость подразумевает организацию многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – бакалавриат (4 года) либо пятилетняя подготовка специалиста (для небольшого числа специальностей; второй уровень – магистратура (2 года); третий уровень – различные формы послевузовского образования, включая аспирантуру.

Современные работодатели заинтересованы в таком специалисте, который самостоятельно решает разнообразные проблемы (т.е. применяет полученные знания для их решения); обладает творческим мышлением и богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. По нашему глубокому убеждению, те учащиеся, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования заключается в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, в котором учебно-познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель ученик, чтобы традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» была со всей решительностью заменена на новую парадигму «ученик учебник – учитель». Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.