Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика образовательной системы России



Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе.

Система образования в России и других странах – открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

1. система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем;

2. система образования ориентирована на будущее;

3. система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления;

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.) учреждения; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад – начальная школа, лицей – колледж – вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

В современной России система образования непрерывно развивается, и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые ре­зультаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы об­разования в целом в настоящее время и в ближайшем бу­дущем. Эти цели социально зависимы от различных усло­вий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы – это конкретное опи­сание программы развития человека средствами образова­ния, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предприни­мались попытки представить такую программу в виде мо­дели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В совре­менных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склон­ности.

Современное толкование целей образования практи­чески не расходится с традиционной трактовкой целей, принятой в российской системе образования. Общеприня­тая для отечественного образования триада целей лишь уточняется и еще теснее увязывается между собой.

Практические цели направлены на получение предметных и межпредметных знаний, которые создают фундамент учебно-познавательной деятельности. Развивающие цели можно соотнести с формированием межпредметных или надпредметных навыков и умений (информационных, коммуникативных, учебных/акаде­мических), а также с развитием определенных мысли­тельных способностей, без которых невозможно эффек­тивное применение полученных знаний с учетом постав­ленных задач и особенностей ситуации. Воспитательные цели – это и есть кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, свя­занных с готовностью и способностью к действию и взаи­модействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности.

Термин «обновление содержания образования» часто трактуется неоправданно узко, на уровне привнесения оп­ределенного набора количественных и качественных из­менений в содержание тем в рамках образовательных об­ластей и отдельных учебных предметов или еще уже – на уровне текстовых изменений учебников.

Поскольку, как уже было отмечено выше, если в новой трактовке целей сохраняется традиционное понимание направления учебной деятельности при изменении лишь некоторых акцентов, то и в содержании образования со­хранится то же триединство. В процессе современного образования личности необ­ходимо обеспечить:

- овладение определенным набором предметных и межпредметных знаний, понятий, представлений, необходимых и достаточных для осуществления непрерывно­го личного развития;

- усвоение определенных алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов мониторинга и оценива­ния собственной деятельности;

- формирование комплексных академических, ин­формационных, коммуникативных умений, связанных с переработкой большого количества информации и с ис­пользованием имеющихся знаний вучебной и реальной деятельности;

- готовность к самостоятельной деятельности и реше­нию проблем.

Если все эти компоненты рассматривать в комплексе, как единое целое, то можно понять, что речь идет о развитии компетенции.

Данное толкование знания соотносится и с совре­менными позициями педагогической психологии, с тради­ционно принятым в отечественной практике деятельностным (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, И.А. Зим­няя и др.), личностно-деятельностным (И.Л. Бим, Е.И. Пас­сов и др.), мыследеятельностным (Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, Н.Г. Алексеев, Л.Н. Алексеев и др.), личностно ориентированным (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходами в обучении и воспитании.

Таким образом, главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.