Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАЩЕНИЕ К ЗНАКОМЫМ АДРЕСАТАМ ЖЕНСКОГО ПОЛА



 

В разговорной речи чаще всего в качестве обращений используются личные имена. Среди наиболее употребляемых назовем следующие: María, Carmen, Rosa, Elena, Rosario, Pilar, Josefina, Josefa, Elvira, Clara, Cristina, Eulalia, Aurora, Mercedes, Teresa, Esperanza, Cecilia, Esther, Consuelo, Graciela, Concepción, Leticia, Ana, Caridad, Dolores, Purificación, Angustias, Antonia.

Следует заметить, что в разговорно-обиходной речи в функции обращений многие имена собственные в их полной форме употребляются редко. К ним относятся Purificación, Dolores, Concepción, Leticia, Caridad, Teresa, Mercedes, Angustias, Aurora.

В отличие от русского языка в испанской системе личных имен характерно также наличие двойных имен, таких как: María Elena, María Luisa, María del Rosario, María Eugenia, María del Carmen, María (de los) Dolores, María Josefa, María José, María Angélica, Rosa María, María Isabel, María Jesús.

Испаноязычным народам в силу национально-культурной специфики их речевого общения присуще эмоционально-экспрессивное применение лексических форм обращений, личных имен, в частности.

Испанцы в разговорно-обиходной речи при фамильярном и фамильярно-дружеском (ласковом) обращении, как правило, употребляют краткие (трансформированные) или димитутивные формы от многих личных имен.

Например: Meche, Merche (Mercedes); Mari (María); Pepita, Pepi, Pepa (Josefa); Puri, Purita (Purificación); Lali (Eulalia); Charo (Rosario); Chela (Graciela); Concha, Conchi, Conchita (Concepción); Tere(Teresa); Pepita, Pepa (Josefina); Leti (Leticia); Pili (Pilar); Loli (Dolores); Loli, Mariloli (María (de los) Dolores); Carmina, Carmencha, Carmelilla (Carmen); Anita (Ana); Rosita (Rosa); Chelo (Consuelo); Maribel (María Isabel); Espe (Esperanza); Pepi (María Josefa).

Эмоционально-экспрессивные формы личных имен (нередко в сочетании с эмоционально окрашенными прилагательными и существительными) чаще используются женщинами, чем мужчинами.

(Заметим, что в Аргентине и Уругвае имя собственное Concha (Conchita) табуировано, поскольку в этих странах слово Concha имеет неприличное звучание.)

Приведем примеры.

Диалог между двумя соседками по дому:

– Hola, Mari, ¿cómo va la vida?

– Aquí andamos, tirando.

Между двумя школьницами старших классов:

Pepi, ¿me prestas veinte duros?

– Toma.

Муж обращается к жене:

Leti, ¿me ayudas a ordenar estos papeles?

– Claro que sí.

Рассерженный муж обращается к жене:

– ¡Leticia! ¿dónde has puesto las llaves del coche?

– Ay, hijo, no te impacientes. Están encima del aparador.

Беседуют две подруги:

Carmelilla, querida, me alegro de verte tan bien. A ver cuándo nos reunimos más tranquilamente.

– Cuando venga Juan del viaje de Barcelona, te llamo, mona. Adiós, muchos besos a los niños y a Esteban.

– Se los daré de tu parte. Adiós.

Встречаются две однокурсницы:

Pili, rica. ¿Cómo estamos?

– Hola, ¡qué sorpresa!

Диалог между двумя сестрами:

Tere, esta tarde ponen el último capítulo de la telenovela.

– ¡Ah!¡No me lo voy a perder!

Для разговорно-фамильярной речи характерно широкое применение таких форм обращения, как:

 

Hija

Chica

Mujer

Niña

Nena

 

Апеллятив Hija используется как в сфере родства, так и вне ее. Важно отметить, что при реализации этих апеллятивов возрастной признак практически погашен.

Весьма часто обращения Niña, Chica, Nenaадресуются женщинам среднего и старшего возраста; обращение Mujer может применяться даже по отношению к девочке грудного возраста.

Рассмотрим примеры.

Диалог между двумя (среднего возраста) соседками:

– ¿De dónde vienes que estás sudando?

– Pues, chica, de la calle, con muchísima prisa porque dentro de dos horas salimos al norte.

Разговаривают две сослуживицы (среднего возраста):

– Bueno, te voy a acompañar hasta tu casa.

Niña, no hace falta que te molestes.

– Sí, no es molestia, me viene de paso.

– Bueno, si es así, vamos.

Диалог между женой и мужем:

– ¡Luis, no fumes delante del niño, por favor!

Hija, por Dios, es sólo un pitillo.

Беседуют две пожилые сеньоры:

– ¿Ese chico que va en la moto no es tu sobrino. Pepe?

– No, mujer, se le parece mucho, pero no es.

Диалог между девочками-пятиклассницами:

Chicas, me voy.

– ¡Quédate un poco más, mujer!

– Mañana es lunes y hay que madrugar.

– Bueno, como quieras.

– Vale. Adiós.

– Adiós.

Между двумя приятельницами:

– Pues nada, se me hace tarde, Rosi, y mañana hay que madrugar.

– Muy bien, ya me contarás cómo te ha ido en tu nuevo trabajo.

– Adiós, hija.

– Adiós, hasta mañana.

Разговаривают две студентки:

– Bueno, quedamos mañana a los 8.00 de la mañana?

– ¡Oye, qué temprano!

– Que mañana tengo clases, nena.

– Bueno.

Диалог между двумя пожилыми дамами:

– Luisa, ¿a que estoy horrorosa con esta falda?

– Que no, nena, ¡que te queda fenomenal!

Мать говорит грудной девочке:

– ¡No chilles tanto, mujer! ¡No grites, hija mía!

В наши дни среди молодежи (всех социальных слоев) узуальны стилистически сниженные, фамильярные ФО:

Tía

Colega

Например.

Разговор между двумя студентками:

– Quiero presentarme al examen final en febrero.

– ¿Y por qué tan pronto, tía? Espera a junio y te preparas mejor.

В современной Испании использование традиционных форм обращения Señora, Señorita, Doña+ имя сократилось (особенно Señorita и Doña + имя). Выбор формы и ее употребление, как и при обращении к незнакомым лицам женского пола, предопределяют, главным образом, возрастной признак и социальное положение адресата (весьма часто адресат – лицо вышестоящее).

Употребление апеллятива Señorita к знакомым адресатам сохранилось, например, в ситуации обращения прислуги к дочери хозяйки богатого дома или привратника к молодой жиличке:

Señorita, la señora manda avisarle de que ha salido y no volverá hasta la comida.

– Muy bien.

– Con su permiso, señorita (se va).

* * *

Señorita, el cartero ha dejado este paquete para usted.

– Muchas gracias.

В официальной обстановке возможно использование формы Señorita или Señorita + фамилия.

Например.

Диалог между начальником и секретаршей (молодой женщиной):

Señorita, páseme la carpeta de «banco».

– En seguida.

Между двумя банковскими служащими:

Señorita Torralba, la llaman al teléfono.

– Vale, ahora voy.

Обращение Señorita (иногда Señorita + имя) используется учениками младших классов по отношению к учительнице:

Señorita, ¿puedo pedirle un afilador?

- Vale.

Любопытно отметить, что если раньше одним из предопределяющих признаков использование апеллятива Señorita был признак «не замужем», и это обращение употреблялось по отношению к незамужним женщинам не только молодого, но и среднего возраста, то сейчас эта традиция утеряна: к незамужним женщинам, дамам среднего возраста в указанных коммуникативных ситуациях обычно применяется форма Señora.

Например.

Диалог между прислугой и среднего возраста незамужней сестрой хозяйки дома:

Señora, su hermana le ha dejado el recado de que la llame por teléfono a casa de su hijo.

– Gracias.

Изредка Señorita используется в ситуации обращения преподавателей (старшего поколения) к студенткам:

Señorita, tiene que responder más concretamente la pregunta.

– Entendido, profesor.

Обращение Señora узуально в ситуации обращения нижестоящего к вышестоящему. Например, прислуги к хозяйке дома или привратника к жиличке:

Señora, ha venido un chico que pregunta por su hijo.

– Sí, ya sé quien es. Dile que pase.

* * *

Señora, el ascensor está estropeado. Tiene que subir por las escaleras.

– ¡Vaya, por Dios!

Иногда в этой же коммуникативной ситуации форма Señora употребляется в сочетании с именем. Портье обращается к жиличке дома:

Señora Pilar, le han dejado esto en la portería.

– Ah, vale. Muchas gracias.

Диалог между крестьянином и его знакомой горожанкой:

Señora Rosa, traigo leche fresca del establo. ¿Quiere un par de litros?

– Muy bien, voy a traer un recipiente.

В официальной обстановке возможно использование формы Senora в сочетании с фамилией.

Например.

В учреждении молодой рассыльный обращается к заведующей отделом:

Señora Martínez, aquí abajo la busca un señor.

– De acuerdo, ahora mismo bajo.

Форма Señora употребляется также в ситуации обращения со стороны лиц младшего возраста к лицам более старшего:

Например.

Подросток прощается с матерью своего школьного товарища:

Señora, me despido.

– Muy bien, Pablo. Gracias por ayudar a Vicente con los deberes. Ven más a menudo.

– Gracias. Hasta luego.

– Adiós.

В Испании апеллятив Doña(в отличие от некоторых стран Латинской Америки) обычно используется только в сочетании с именем. Как уже отмечалось, для этого обращения характерен признак – старшая возрастная группа. Заметим, что частотность употребления данного апеллятива в наши дни сильно сократилась. В служебной обстановке женщины, даже пожилые, предпочитают, чтобы к ним обращались только по имени.

Диалог между молодым служащим и начальницей сектора:

Doña Isabel, ¿ha visto ya el informe que le he dejado esta mañana?

– Por favor, no me llame «doña», que no soy tan vieja. Llámeme Isabel simplemente.

– De acuerdo.

В разговорно-обиходной речи ФО Doña + имя продолжает использоваться (чаще в провинции) в ситуации обращения к пожилым женщинам.

Диалог между подростком и пожилой соседкой по дому:

Doña Amalia, dice mi madre si tiene cambio de 10.000 pesetas.

– Voy a ver, creo que sí.

К знакомым адресатам женского пола иногда употребляются обращения по профессии; их набор весьма ограничен:

 

Profesora

(Profe)

Doctora(при адресации к врачу, иногда адвокату)

Enfermera

 

Приведем примеры. Диалог между учеником колледжа и преподавателем:

Profe, ¿cuándo va a ser al examen?

– Tú estudia, que pronto lo diré.

Диалог между санитаркой и врачом:

Doctora, le llaman de la dirección del hospital.

– Muy bien, voy.

Между врачом и санитаркой:

Enfermera, por favor. Aquí hay un paciente para tomarle la tensión.

– Está bien, doctora.

В Испании количество аффективных (эмоционально-экспрессивных) форм обращения к знакомым лицам женского пола весьма велико и их использование достаточно частотно. В функции апеллятивов употребляются существительные, субстантивированные прилагательные и причастия. Данные апеллятивы делятся на две основные группы – обращения с положительной оценкой и обращения с отрицательной оценкой.

К первой группе эмоционально-экспрессивных обращений относятся:

Cariño

Amor (mío), Mi amor

Tesoro (mío)

Vidamía, Mi vida(реже)

Cielo (cielito) (mío)

Preciosidad

Corazón (mío)

Rica

Ricura

Guapa

Hermosa

Bonita (Bonica = Валенсия, Мурсия)

(Mi) Reina

Princesa (редко)

Encanto

Querida

Chata

Maja

Mona

(Mi) Alma mía

 

Рассмотрим примеры. Разговор двух подруг:

– Rosa, aquí tienes las revistas que me habías pedido.

– Gracias, ¡hermosa!

Диалог между молодоженами:

– Sabes, amormío, ¿qué vamos a hacer cuando se cumpla nuestro aniversario de bodas?

– ¿Qué has pensado?

– Un viaje al extranjero.

Молодая женщина поздравляет пожилую соседку с днем рождения:

– Doña Rosa, la felicito por su cumpleaños.

– Muchas gracias, bonita.

Разговор по телефону между женой и мужем:

– Dígame.

– Soy yo, amormío.

– ¡Ay, que bien! ¿Cómo has llegado?

– El viaje ha sido un poco pesado, pero todo ha salido bien.

Диалог между студенткой и бабушкой ее подруги:

– ¡Doña Isabel!

– Dime, mona, ¿qué quieres?

– ¿Le puedo dar este libro a su nieta?

– Claro que sí.

Между двумя молодыми женщинами:

– Este bolso parece de cuero auténtico.

– Pues no, chata, te has equivocado, es artificial.

Между дочерью-школьницей и ее матерью:

– ¡Mamá!

– ¿Qué quieres, cariño?

– ¿Cuándo sea mi cumpleaños vamos a hacer una fiesta?

– Claro que sí, tesoro mío.

Сеньора здоровается с дочерью (подростком) своей подруги:

– Hola, chata, ¿cómo has crecido!

- Hola.

Диалог между девочкой (первоклассницей) и матерью ее подружки:

– ¿Está María en casa? Quiero jugar con ella.

– Ahora no está en casa, rica. Ven más tarde.

Между женщиной средних лет и дочерью ее соседки:

– Hola, guapa, ¿está tu madre?

– Sí, voy a llamarla.

Между двумя пожилыми соседками:

– ¡Mari!

– Dime, bonita.

– Han dejado este paquete para ti. No estabas y lo he recogido.

– ¡Qué bien, hija! Lo estaba esperando.

Отец разговаривает с дочкой-школьницей:

– ¿Qué quieres hacer esta tarde, mi reina?

– Quiero ir al cine, papá.

В простонародье обычно обращение Vecina.

Диалог между двумя домохозяйками:

Vecina, ¿está abierta la panadería?

– Acaban de abrir.

В разговорно-обиходной стилистически сниженной речи частотны многочисленные эмоционально-экспрессивные обращения, имеющие пейоративную окраску. Репертуар отрицательных эмоциональных оценок весьма разнообразен. Это неодобрение, пренебрежение, насмешка, презрение, отвращение. Эмоциональные формы обращения характеризуются широкоразвитой синонимией. В синонимический ряд эмоционального обращения Tonta (дура) входят Necia, Boba, Estúpida, Imbécil, Mentecata, Chiflada, Burra, Bruta, Idiota, Anormal, Subnormal, Loca;в синонимический ряд Prostituta(проститутка) – Puta, Furcia, Perra, Ramera; в синонимический ряд Puerca (грязнуля, неряха) – Sucia, Guarra, Cochina.

Приведем примеры.

Диалог между матерью и дочерью:

¡Tonta!¡No derrames el aceite!

– No me he dado cuenta, mamá.

Ругаются две соседки:

– ¿Tú qué te has creído? ¡Loca!

– La loca serás tú, yo sé muy bien lo que hago.

Диалог между сестрами:

– Lávate las manos antes de comer, ¡cochina!

– Ya me las he lavado, anormal.

Разговор двух медсестер:

– Siempre estás detrás de mi marido, ¡puta!

– Pues para que te enteres, él es que va detrás de mí.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.