Цель: Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин. Задачи:
— активизировать словарь по теме «Инструменты»;
— учить детей пониманию значений пословиц;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями различных инструментов, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Назови инструменты»
Игра с мячом. Логопед просит детей передавать мяч друг другу по кругу и называть инструменты (музыкальные, сельскохозяйственные, плотницкие, столярные...). Логопед считает, сколько раз мяч совершит полный круг.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями инструментов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «Мне нужно купить в магазине одну пилу и две отвертки».
«Кому что нужно?»
Игра с мячом. Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нужные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопеду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Есть терпенье, будет и уменье».
Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться пересказывать текст о том, как в деревнях заготавливают сено.
Работа в альбомах (альбом 3, с. 10). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 34. «Что мы знаем об инструментах?»
Цель: Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорным карточкам картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Инструменты»; словарь антонимов;
— учить пониманию значений пословиц;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно- ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей составлять загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения инструментов с опорой на карточки и картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями различных инструментов, транспорта и др.; альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Назови ласково»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет инструмент и признак, например: «Острый топор», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот инструмент и признак ласково: «Остренький топорик», и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Тяжелый молоток. — Легкий молоточек.
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три изображения инструментов, одно — транспортного средства.)