Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о ласточках.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 25). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 56. «Такие разные птицы»
Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;
— учить детей понимать значение пословицы;
— учить детей образовывать сложные слова (имена прилагательные);
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения перелетных птиц с опорой на картинный план;
— развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями перелетных птиц, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Назови одним словом»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет перелетную птицу, ее характеристику и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, объединяет слова характеристики в одно слово и возвращает мяч логопеду. Например: У ласточки быстрые крылья. Какая ласточка? — Ласточка быстрокрылая.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями перелетных птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На дереве сидят одна ласточка и два скворца».
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями перелетных птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значения пословицы.
Логопед объясняет детям значение пословицы «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
2.Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений по опорным карточкам и картинному плану.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения о перелетных птицах по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 24). Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 57. «Весной в лесу»
Цель: Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Весна в лесу»; словарь антонимов;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;
— развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой предмет и его признак, например: «Длинная травинка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот предмет и признак ласково: «Длинненькая травиночка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Высокая трава. — Низкая трава.