Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство с обычаями и традициями празднования Масленицы.
В былые времена в Москве и Петербурге во время масленичных празднеств на главных площадях устраивались катания на санях, строились большие ледяные горы, карусели, балаганы (уличные театры). Дети играли в снежки и другие игры.
Излюбленным развлечением взрослых была забава «Взятие снежной крепости», которая символизировала борьбу наступающей весны с зимой. Молодые люди строили ледяные крепости с воротами, внутрь которых помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» снежную крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания «боя» победители и побежденные вместе шли пировать.
Вся площадь была наполнена веселым гулом, криками восторженных ребятишек, песнями, звуками шарманок и гармошек.
В последний день праздника с радостными криками и песнями сжигали чучело Масленицы, изгоняя тем самым зиму.
3. Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану.
Логопед. А сейчас внимательно рассмотрите репродукции картин известных русских художников и пункты опорного картинного плана. Составьте рассказ о празднике проводов русской зимы — Масленице.
Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Давайте обсудим план нашего рассказа. (Логопед называет пункты опорного плана и показывает последовательность их расположения.)
Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то можете получить еще и призовую красную фишку.
Дети по очереди составляют предложения по репродукциям картин и пунктам опорного плана, объединяют их в рассказ. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет самых красноречивых рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 41. «Наше Отечество»
Цель: Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.
Задачи:
— уточнить, пополнить и активизировать словарь по теме «Наше Отечество»;
— учить запоминать пословицы и понимать их смысл;
— учить детей правильно образовывать имена существительные в форме родительного падежа множеств венного числа;
— учить детей составлять рассказ о России с опорой на картинный план;
— воспитывать у детей любовь к нашей Родине, уважительное отношение к символам России;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями различного ландшафта России (реки, моря, озера, леса, горы, равнины...), людей, домов и т.д., картинный план 9 (иллюстрация 9), карта России, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Чего в России много!»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями озера, реки, горы и т.д. Дети по очереди должны составить предложения по образцу. Образец: «В России много рек и озер».
«Подбери окончание пословицы»
Логопед знакомит детей с тремя-четырьмя пословицами о Родине, объясняет их смысл. (Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Родина — мать, умей за нее постоять. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Где кто родится, там и пригодится.) После этого проводится игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед произносит начало любой пословицы и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ее окончание, проговаривает пословицу целиком и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.