Логопед объясняет детям значение пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед.Сегодня на занятии мы с вами отправимся в осенний лес и будем учиться пересказывать текст о том, как белки в лесу запасы на зиму делают.
Работа в альбомах (альбом 2, С. 5). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 20. «Что мы знаем о диких животных леса?»
Цель: Отгадывание и составление загадок и рассказов- сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»; словарь антонимов;
— учить детей пониманию значений пословиц и поговорок;
— учить правильно образовывать имена существительные в форме творительного падежа единственного числа;
— учить детей составлять загадки и рассказы-сравнения диких животных с опорой на карточки и картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями диких животных; альбомы 2 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Хищный волк. — Травоядный заяц.
«Кто с кем!»
Игра с мячом.. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед составляет предложение о самке любого дикого животного леса и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок повит мяч, изменяет предложение по образцу и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Образец: «В лесу живет медведица». «В лесу живет медведица с медвежонком».
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями диких животных леса, одна — с изображением домашнего животного.)
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Повторение значений поговорок и пословиц.
Логопед повторяет вместе с детьми значения поговорок и пословиц: «И медведя плясать учат»; «Лиса семерых волков проведет», «Медведь всю зиму лапу сосет».
2.Отгадывание и составление загадок и рассказов- сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться отгадывать и составлять загадки и рассказы-сравнения о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 4; с. 6 задание 11). Составление одного-двух рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 21. «Что такое зима?»
Цель: Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.
Задачи:
— систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях в природе;
— уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь й словарь признаков по теме;
— учить детей пониманию значений поговорок;
— учить детей составлять сложные предложения и объединять их в описательный рассказ о зиме;
— стимулировать мыслительную и речевую активность.
Оборудование: картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет зимы (по количеству детей), опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Что за чем, что перед чем!»
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Зима, аза ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Весна, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, он задает следующий вопрос: «Зима, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. {Три картинки одного времени года, одна— другого.)